Просмотр содержимого документа
«1-2 уроки чтения В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"»
Тема: В.М. Гаршин "Лягушка–путешественница"
Цели:
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
Личностные: учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
учиться определять свою позицию; мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения
Коммуникативные: учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные: учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; использовать установленные правила в контроле способа решения; продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные: учиться находить информацию в тексте; фиксировать ее в виде плана; проводить анализ и синтез объектов; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
Предметные: формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи); обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Ход урока 1.
Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга!
II. Проверка домашнего задания.
Нарисовать рисунок к сказке. ОЦЕНИВАНИЕ
III. Введение в тему.
Беседа.
-Сегодня мы будем читать новое произведение. Главная героиня этого произведения- животное. Описание животного: зеленое, прыгает, всего боится, любит ловить мух.
-Отгадайте загадку и скажите, о ком мы будем читать.
Зелёная,но не трава. Холодная,но не лёд. Поёт,но не птица- Вот такая небылица. (Лягушка)
- Сегодня на уроке чтения мы ознакомимся со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница».
-Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка про лягушку?(авторская) – А почему?
2. Рассказ учителя об авторе
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
IV. Физкультминутка
Скачут лягушки, - зелёные макушки (Прыжки.)
По весеннему лужку, по последнему снежку.
(Руки в стороны, чередовать прыжки, переваливаясь с левой ноги направую.)
Растопырили лапки, - не нужны им тапки!
(Растопырить пальцы на руках.)
Они очень рано встали (Потянуться.)
И зарядку делать стали: (Выполнять упражнения в соответствии со словами.)
Руки – вверх, руки – вниз, (Соответственно.)
Влево – вправо повернись.
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
А теперь наклонились,
Вове с Катей поклонились.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство со сказкой.
Чтение сказки учителем
Слушайте внимательно, какие незнакомые слова или выражения встретятся в тексте?
2. Беседа по содержанию.
А) Словарная работа.
1. Уронить достоинство –(авторитет, честь)
2. Захватило дух .(Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра)
3. Присутствие духа .(Полное самообладание, уверенность в себе)
4. Бумажный паяц. (Старинное название клоуна (паяц)
5. Скирды .(Большой, обычно продолговатый стог сена0
6. Стук цепов. (Ручное орудие для молотьбы (цеп)
9. Верста-(старинная русская мера равная 1 км. 6 м.)
Б) Вопросы по содержанию.
-Понравилась ли вам сказка? Чем?
VI. Рефлексия.
Синквейн про лягушку.
Лягушка.
Умная, хвастливая.
Думала, летела, хвасталась.
Бедная лягушка болталась в воздухе, как бумажный паяц.
Тема: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (2 урок)
Цель: Создание условий для формирования умений применять, извлеченную детальную информацию из текста, давать характеристику герою, описываемого в литературной сказке, на основе его намерений и поступков.
Предметные УУД: уметь внимательно относится к особенностям художественного слова; уметь выделять главную мысль произведения; уметь видеть текст более полно и ёмко;
- уметь характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;определять общие для всех правила поведения; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;проговаривать последовательность действий на уроке;работать по плану, инструкции; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выражать собственное мнение о событиях, фактах, чувствах автора и героев литературного произведения;
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки учащимися.
Выразительное, безошибочное чтение
II. Работа по теме урока.
Беседа по прочитанному.
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)
-Куда летели утки? (На юг.)
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)
-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)
-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)
2. Чтение в лицах диалога уток и лягушки.
Распределение ролей.
3.Характеристика лягушки.
Беседа о ее путешествии.
Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки
4.Анализ прочитанного.
– Докажите, глядя на карточки, характеризующие лягушку, что она была именно такой.
Вывод. Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой? – Итак, наша лягушка поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга. – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться). – Так ли это? А вы уверены? – Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте.
Выборочное чтение.
«Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…». – Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны? – Докажите, что это не так словами текста. «Тут лягушка не выдержала...» – Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки: ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ (Учитель добавляет ещё две карточки к портрету лягушки) – Это уже более полный портрет нашей героини. А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило. ХВАСТОВСТВО Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». – Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ БЕДНАЯ СПУТНИЦА ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ – А теперь, какими словами он пользовался в конце. – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
III. Подведение итогов урока
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему? – Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия.
Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
Скажи о себе
Я вспомнил…Я повторил… Мне было…Мне понравилось.
IV.Домашнее задание.
На стр. 59 учебника ответить на вопросы к произведению.