1 класс. Обучение грамоте.
Тема: Звук и буквы Цц.
Цель: познакомить детей с новым согласным звуком [ц]; дать понятие,что он всегда твёрдый;
познакомить с буквой Ц; упражнять в звукобуквенном анализе; учить читать слоги, слова с
буквой Ц и всеми изученными буквами; формировать навыки чтения;
развивать фонематический слух, внимание, память, навыки грамотного письма;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: интерактивное оборудование, флипчарт с заданиями (загадка, рисунки, лента букв, алфавит, стихотворения, карточки с буквами), цветы.
Ход.
І. Орг.момент.
ІІ. Знакомство с новым материалом.
-Посмотрите, кто к нам пришёл?
- Волшебница.
- Что принесла с собой волшебница?
- Цветик - семицветик.
- На лепестках нашего цветика - семицветика записаны задания. Справимся?
Первое задание. Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит. (Цапля.)
На доске появляется рисунок цапли.
Произнесём слово «цапля», выделив первый звук.
Звукобуквенный анализ слова «цапля».
-Какой первый звук в слове? [Ц]
-Он согласный или гласный?
-Почему?
-Звук [Ц] мягкий или твёрдый? (Он всегда твёрдый.)
- Звук [Ц] звонкий или глухой? (Слышим только шум, поэтому этот звук ... (глухой)).
- Итак, что мы узнали о звуке [Ц]]? (Звук [Ц]согласный, твёрдый, глухой)
-Хорошо, молодцы! Вы получаете первый цветок. (Прикрепляю его на доску.)
-Звук [Ц] на письме обозначается буквами Цц.
Составление из букв слова «цапля», определение количества звуков и букв.
-На что похожа буква Ц?
Буква Ц-
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц-
С коготками на конце.
Коготок-царапка-
Как кошачья лапка.
- А теперь поселим букву Ц в домик.(Работа с лентой букв.)
-Хорошо, молодцы! Вы получаете второй цветок.(Прикрепляю его на доску.)
- Посмотрите на алфавит. Между какими буквами находится Ц?
Показ на доске образцов написания.
Письмо элементов и буквы ц.(1,2-ая строчки Прописи.)
-Хорошо, молодцы! Вы получаете третий цветок.(Прикрепляю его на доску.)
-Сравните звук [ц] в слогах ЦЫ и ЦИ.Что вы заметили?
Чистоговорка. Ца-ца-ца - закачались деревца,
Цо-цо-цо - съели мы яйцо,
Цу-цу-цу - мы увидели овцу,
Цы-цы-цы - поспели огурцы,
Це-це-це - румянец на лице.
Письмо слогов цо, цу, ци, це (3,4-ая строчки Прописи.)
Физминутка. Наша цапля стоит на одной ноге. А мы так сможем?
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
-Хорошо, молодцы! Вы получаете четвёртый цветок.(Прикрепляю его на доску.)
Работа по учебнику. Чтение слов в столбиках.
-Хорошо, молодцы! Вы получаете пятый цветок.(Прикрепляю его на доску.)
Работа со звуковыми схемами. Буква, которая пишется не так, как произносится, написана выше клеточки. Напишем пропущенную букву.
Письмо слов цирк, цапля (5,6-ая строчки Прописи.)
-Хорошо, молодцы! Вы получаете шестой цветок.(Прикрепляю его на доску.)
ІІІ. Закрепление изученного.
Игра «Мышка и петушок».
-Хорошо, молодцы! Вы получаете седьмой цветок.(Прикрепляю его на доску.)
Игра «Помоги повару». Помогите повару подобрать продукты для приготовления пищи.
-Хорошо, молодцы! Вы получаете восьмой цветок.(Прикрепляю его на доску.)
ІҮ. Подведение итогов урока.
Какие слова со звуком [Ц] вы запомнили?
С какой буквой вы сегодня познакомились?
Что вы о ней узнали?
Что вам на уроке понравилось больше всего?
Я вам открою секрет.Цветы наши необычные,волшебные.На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ!)