Задания к олимпиаде по окружающему миру для учащихся 4-х классов. По теме «Флора и фауна»
Составила: Смородинова Е.Э.
Задания на 1 балл
Задание 1.
1. Составьте названия рыб. Подчеркни «лишнее» название.
А. знаас; Б. укащ; В. раська; Г. милан; Д. парк; Е. куала.
Ответ: Сазан, щука, карась, налим, карп, акула
Задание 2. Прочитай. Подчеркни объекты, относящиеся к зоне лесов.
Берёза, ёж, ковыль, дрофа, осина, дрозд, кузнечик, ящерица, сайгак, лось, ель, хомяк, типчак, лиса.
Ответ:
Берёза, ёж, осина, дрозд, ящерица, лось, ель, лиса
Задание 3. Подчеркни «лишнее»
Тополь, сосна, липа, берёза, ясень
Белый, бурый, гималайский, панда.
Щука, окунь, камбала, кит, карась
Ответ:
Тополь, сосна , липа, берёза, ясень
Белый, бурый, гималайский, панда.
Щука, окунь, камбала, кит, карась
Задание 3. Соедини стрелкой, что к чему приводит.
Ураган
Лесные пожары
Посадка деревьев по краям оврагов
Гибель деревьев
Засуха
Защита почвы от разрушения
Задание 1. Зачеркни в каждом ряду лишнее слово.
а) волк, кабан, лиса, куница
б) женьшень, ландыш, вороний глаз
в) волк, лисица, белка, медведь;
г) липа, осина, секвойя, клён;
Ответ: лиса, женьшень, белка, секвойя
Задание 2. Выбери правильно составленную цепь питания. а) сосна – дятел – жук-короед; б) слизни – капуста – жаба; в) рожь – мышь – змеи – орлы.
Задание 3. Соедини стрелками растение и место обитания
Просо
Ячмень
Тимофеевка
водоём
Кукуруза
Рогоз
луг
Мятлик
Вороний глаз
поле
ландыш
Ряска
лес
Ответ:
Просо, кукуруза, ячмень – Поле,
рогоз, ряска - Водоём,
мятлик, тимофеевка-Луг,
ландыш, вороний глаз-Лес
Задание 3. Соедини стрелками растение и место обитания
Лишнюю воду в болоте впитывает
клюква
Луговые производители
мох – сфагнум
Озерный разрушитель
мотыль
На болоте растет ягода клюква
злаки
Личинки комаров, живущие на дне озера
Речной рак
Ответ:
Лишнюю воду в болоте впитывает
мох – сфагнум
Луговые производители
злаки
Озерный разрушитель
Речной рак
На болоте растет ягода клюква
клюква
Личинки комаров, живущие на дне озера
мотыль
Задание 4. Найди в рассказе ошибки и подчеркни их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белки и ежи делают запасы на зиму. Медведь и крот засыпают до весны.
Ответ
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж , лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белки и ежи делают запасы на зиму. Медведь и крот засыпают до весны.
Задание 5. Распредели растения по ярусам, записывая их номера
Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_______12.ветреница 13.волчье лыко
Ответ:
Деревья: 1, 3, 5. 8. Кустарники: 11, 13. Кустарнички: 4. 6. 9.
Травянистые растения: 2, 7, 10. 12.
Задание 6. Найдите для каждой группы слов общее название, признак или свойство и запишите его.
Чайка, кайра, тюлень, белый медведь— _______________________
Нефть, природный газ, уголь, железная руда — ____________________
Роса, град, снег, дождь — _______________________________________
Закат, листопад, ураган, ледоход — _____________________________
Корень, ствол, листья, плоды –
Ответ:
Чайка, кайра, тюлень, белый медведь
Природная хона тундра
Нефть, природный газ, уголь, железная руда
Полезные ископаемые
Град, снег, дождь
осадки
Закат, листопад, ураган, ледоход
Явления природы
Корень, ствол, листья, плоды
Части растений
Задание 7. Определите для какой природной зоны характерны данные представители растительного мира. ( соедини стрелками )
1) типчак, ковыль, полынь
2) пихта, малина, ландыш
3) камнеломка, карликовая береза, морошка
а) Арктическая пустыня б) Тундра в) Лес г) Степь д) Пустыня
Ответ: 1-Степь, 2-лес. 3-тундра
Задание 8. Установи связь между деятельностью людей в природе и ее возможными результатами (проведи все возможные стрелки):
В водоемы спускают воду из промышленных предприятий
Увеличивается количество растений, и воздух становится чище
Сажают деревья
В природе исчезают многие растения, в том числе редкие
Разводят в лесу костры
Загрязняются водоемы, погибают растения и животные
Собирают букеты цветущих растений
В лесу возникают пожары и выгорают леса
Ответ:
В водоемы спускают воду из промышленных предприятий
Увеличивается количество растений, и воздух становится чище
Сажают деревья
В природе исчезают многие растения, в том числе редкие
Разводят в лесу костры
Загрязняются водоемы, погибают растения и животные
Собирают букеты цветущих растений
В лесу возникают пожары и выгорают леса
Задание 9. «Прополи» текст, т.е. из каждой строчки вычеркни название сорного растения. Тогда ты сможешь прочитать пословицу о труде, запиши её.
Меотсаолтл Сорное растение:____________
Вваосигленек Сорное растение:____________
Лючелтоиквек Сорное растение:____________
Пывртруейде Сорное растение:____________
Позленаебетсяда Сорное растение:____________
Пословица: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ
Вваосигленек Сорное растение: василек
Лючелтоиквек Сорное растение: лютик
Пывртруейде Сорное растение: пырей
Позленаебетсяда Сорное растение: лебеда
Пословица: «Металл в огне, человек в труде познается»
Задание 10. А) В природе «всё связано со всем» невидимыми ниточками. Составь из указанных объектов две цепочки.
Ёж, короед, опавшие листья, дятел, дождевой червь, ель.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ 1. Ель – короед – дятел 2.Опавшие листья – дождевой червь – ёж
Б) Определи правильно составленную цепь питания:
а) растительный опад – дождевые черви – лисицы – кроты
б) дождевые черви – растительный опад – кроты – лисицы
в) растительный опад – кроты – дождевые черви – лисицы
г) растительный опад – дождевые черви – кроты – лисицы
Ответ г) растительный опад – дождевые черви – кроты – лисицы
В) Экологические цепи питания. Заполни пропущенные звенья
(_______)----------(_______)----------ЛИСА
(_______)--------СЛИЗЕНЬ--------(_______)
ТРАВА------------(________)-------(_______)
Ответ
Кора – заяц – лиса
Клубника-слизень – лягушка
Трава – гусеница – птица
Тема «Полезные ископаемые» Отгадай кроссворд.
По горизонтали
По вертикали
1. Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.
1 . Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу.
3 .Белый камешек растаял, На доске следы оставил.
2. Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение.
4 . Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.
7. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.
5. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.
9. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали. Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий.
6 .Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?
8 . Не зря она варилась В доменной печи. На славу получились Ножницы, ключи...
Задание 2. Выбери правильное определение:
Полезные ископаемые – это …
а) Все минералы и горные породы, из которых состоит Земля.
б) Минералы и горные породы, которые добывают и используют люди.
в) Полезные вещества, которые получают из горных пород и минералов.
Ответ Б
Задание3. Каково происхождение торфа и каменного угля?
1) горная порода
2) залежи древних останков растений
3) минеральное вещество
Ответ 2) залежи древних останков растений
Тема «Географическая карта»
Задание1. Соедини стрелками названия стран с их достопримечательностями.
А) США 1) Собор Василия Блаженного
Б) Франция 2) Парфенон
В) Греция 3) Колизей
Г) Италия 4) статуя Свободы
Д) Индия 5) Тадж-Махал
Е) Россия 6) Лувр
Ответ
США - статуя Свободы, Франция -Лувр, Греция- Парфенон, Италия- Колизей, Россия - Собор Василия Блаженного, Индия - Тадж-Махал
Задание 2.Назови понятия, соответствующие указанным определениям.
а) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - ____________
б) Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца - ____
в) Определённое место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы - ________________
Ответ Карта, год, заповедник
Задание 3. Найдите и подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не подходит к ключевому.
а) Низменность, возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф.
б) Склон, возвышенность, подошва, холм, вершина.
в) запад, горизонт, север, масштаб, юг, восток.
Ответ Рельеф, возвышенность, масштаб
Задание 4 . О какой природной зоне идёт речь в этой строке стихотворения: «Южнее полосы лесов лежит ковёр из трав, цветов»:
1) зона тундры;
2) зона лесов;
3) зона степей;
4) Арктика (Крайний Север).
Ответ зона степей
Тема Всё обо всём
Задание 1Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:
1) испарение, __ 2) просачивание и сток, __ 3) образование облаков, __ 4) осадки.
Ответ 1) испарение, 2) образование облаков, 3) осадки. 4) просачивание и сток