стартовые контрольные работы по Литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 1-4 класс
Стартовые контрольные работы по Литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 1-4 класс
Стартовые контрольные работы к учебнику « Литературное чтение» для 1 – 4 классов Климановой Л.Ф.
1-й класс
Г.Цыферов Жил на свете слонёнок
1 часть.
Жил на свете слонёнок. Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел, думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок был рад и стал большим зонтиком. Лисята, зайчата и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.
(72 слова)
Вопросы и задания
1. Почему слонёнок сидел у окна, сопел и думал, думал?
2. Как погода помогла лисёнку придумать профессию слонёнку? Найди в тексте слова лисёнка и прочитай их.
3. Придумай и запиши заголовок к 1 части сказки. Слова можешь взять из текста.
4. Придумай и опиши иллюстрацию к этому тексту.
Для учителя. Проверку чтения рекомендуется проводить сразу с тремя детьми. Все дети слушают текст и слышат ответы товарищей.
2 часть.
Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
— О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слонёнку. – Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.
(61 слово)
Вопросы и задания
1. Перескажи эту часть сказки.
2. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этой части текста?
3. Придумай заголовок к этой части текста и запиши его. Используй слова из текста.
4. Придумай слова, которыми можно было бы заменить слово опечалился (текст тебе поможет – будь внимателен!): ___________________________________
3 часть.
Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только один слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь.
«Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели, что слонёнок потушил пожар, и сделали его лесным пожарным.
Слонёнок был очень горд.
Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.
(99 слов)
Вопросы и задания
1. Какой случай помог слонёнку найти профессию?
2. Почему слонёнок ходил всюду в золотой каске?
3. Подумай, какие иллюстрации ты нарисовал бы к этой части сказки.
4. Озаглавь данную часть сказки. Запиши заголовок.
5. Вы втроём прочитали текст о слонёнке и его друзьях. Попробуйте этот текст прочитать по ролям. Сколько человек для этого необходимо пригласить?
При необходимости за автора может читать учитель.
С.Я. Маршак Радуга
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошёл.
Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.
Ладушки, ладушки!
По дороге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!
Вопросы и задания
1. Расскажи, когда на небе появляется радуга.
2. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение? Почему?
3. Какую иллюстрацию ты нарисуешь к этому стихотворению?
4. Какое четверостишие тебе особенно понравилось? Прочти его с особенным чувством.
К.Д. Ушинский Ворона и рак
Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на вербу и думает закусить.
Видит рак, что приходится пропадать, говорит: «Ай, ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!»
«Угу!» — говорит ворона, не раскрывая рта.
«И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона.
«Да хоть и хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.
(73 слова)
Вопросы и задания
1. Расскажи, в чём повезло вороне.
2. Как рак решил спасать свою жизнь? Кого он расхваливал вороне?
3. Какая хвалебная речь больше всего понравилась вороне? Зачитай её или подчеркни в тексте.
4. Что помогло раку спастись: трудолюбие, находчивость, смелость, твёрдое тело, смекалка? Подчеркни нужное.
5. Впиши недостающие слова в предложение. Ненужную часть слова в скобках зачеркни ( / ), оставь нужную часть слова._____________ глуп(ая, ый), а _______________ умн(ая, ый).
6. К слову славные (птицы) подбери из текста похожие по смыслу слова: ___________________________________________________________________________________.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«стартовые контрольные работы по Литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 1-4 класс »
Стартовые контрольные работы к учебнику « Литературное чтение» для 1 – 4 классов Климановой Л.Ф.
1-й класс
Г.Цыферов Жил на свете слонёнок
1 часть.
Жил на свете слонёнок. Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел, думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок был рад и стал большим зонтиком. Лисята, зайчата и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.
(72 слова)
Вопросы и задания
1. Почему слонёнок сидел у окна, сопел и думал, думал?
2. Как погода помогла лисёнку придумать профессию слонёнку? Найди в тексте слова лисёнка и прочитай их.
3. Придумай и запиши заголовок к 1 части сказки. Слова можешь взять из текста.
4. Придумай и опиши иллюстрацию к этому тексту.
Для учителя. Проверку чтения рекомендуется проводить сразу с тремя детьми. Все дети слушают текст и слышат ответы товарищей.
2 часть.
Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
— О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слонёнку. – Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.
(61 слово)
Вопросы и задания
1. Перескажи эту часть сказки.
2. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этой части текста?
3. Придумай заголовок к этой части текста и запиши его. Используй слова из текста.
4. Придумай слова, которыми можно было бы заменить слово опечалился (текст тебе поможет – будь внимателен!): ___________________________________
3 часть.
Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только один слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь.
«Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели, что слонёнок потушил пожар, и сделали его лесным пожарным.
Слонёнок был очень горд.
Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.
(99 слов)
Вопросы и задания
1. Какой случай помог слонёнку найти профессию?
2. Почему слонёнок ходил всюду в золотой каске?
3. Подумай, какие иллюстрации ты нарисовал бы к этой части сказки.
4. Озаглавь данную часть сказки. Запиши заголовок.
5. Вы втроём прочитали текст о слонёнке и его друзьях. Попробуйте этот текст прочитать по ролям. Сколько человек для этого необходимо пригласить?
При необходимости за автора может читать учитель.
С.Я. Маршак Радуга
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошёл.
Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.
Ладушки, ладушки!
По дороге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!
Вопросы и задания
1. Расскажи, когда на небе появляется радуга.
2. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение? Почему?
3. Какую иллюстрацию ты нарисуешь к этому стихотворению?
4. Какое четверостишие тебе особенно понравилось? Прочти его с особенным чувством.
К.Д. Ушинский Ворона и рак
Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на вербу и думает закусить.
Видит рак, что приходится пропадать, говорит: «Ай, ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!»
«Угу!» — говорит ворона, не раскрывая рта.
«И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона.
«Да хоть и хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.
(73 слова)
Вопросы и задания
1. Расскажи, в чём повезло вороне.
2. Как рак решил спасать свою жизнь? Кого он расхваливал вороне?
3. Какая хвалебная речь больше всего понравилась вороне? Зачитай её или подчеркни в тексте.
4. Что помогло раку спастись: трудолюбие, находчивость, смелость, твёрдое тело, смекалка? Подчеркни нужное.
5. Впиши недостающие слова в предложение. Ненужную часть слова в скобках зачеркни ( / ), оставь нужную часть слова._____________ глуп(ая, ый), а _______________ умн(ая, ый).
6. К слову славные (птицы) подбери из текста похожие по смыслу слова: ___________________________________________________________________________________ .
2-й класс
По Г.Сапгиру Сказка про Ивана-дурака и про его счастье
Пошёл Иван-дурак счастье искать. Шёл, шёл, а счастья нигде не видно. Всю землю обошёл, снова домой воротился. Смотрит, а счастье – вот оно, милое – из окна родного дома смотрит, улыбается.
Иван и говорит: «Эх, зря я весь белый свет обошёл. Дома-то тепло, чисто, спокойно. Вот счастье-то!»
А счастье в ответ: «Нет, не зря. Не искал бы меня, сидел бы сиднем и скучал, я бы тебе так и не показалось».
(75 слов)
Вопросы и задания
1. Что искал Иван по всему белому свету?
2. Как долго он странствовал?
3. Где же улыбнулось ему счастье?
4. Найди в тексте слова, в которых Иван сожалеет о зря потраченном времени.
5. Какие слова счастья услышал Иван в ответ? Объясни, как ты понимаешь эти слова.
В.Осеева Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник… Это не он шумит?
— Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
— Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.
— Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!
(170 слов)
Вопросы и задания
1. Почему рассказ назвали «Навестила»? Какой смысл вложила автор в это название?
2. С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
3. Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
4. Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?
Крестьянин и его сыновья Басня Эзопа
Жил-был один крестьянин. Он был очень стар и болен и знал, что скоро умрёт. Он велел позвать к себе сыновей.
«Дети мои! – сказал он. – Пришло время мне умирать. Все свои сокровища я зарыл в винограднике».
Вскоре старый крестьянин умер.
После его смерти сыновья взяли лопаты, мотыги и начали копать землю в винограднике в надежде найти сокровища. Они перекапывали снова и снова, проникая вглубь жирной, чёрной земли и разбивая крупные комки на мелкие кусочки на случай, если в них окажется мешок с монетами.
Они не нашли никаких сокровищ, спрятанных в земле. Но тщательное перекапывание земли оказалось так полезно для виноградных лоз, что в тот год они дали урожай больше, чем когда-либо прежде.
Виноград, который вырастили братья, оказался лучшим в стране, и поскольку все хотели его купить, они стали богатыми, как и хотел их отец.
(134 слова)
Вопросы и задания
1. Почему крестьянин велел позвать сыновей?
2. Почему он сказал своим сыновьям, что все его сокровища спрятаны в винограднике?
3. Почему сыновья перекапывали землю снова и снова?
4. Как сыновья стали богатыми?
5. Что дети сделали с виноградом, который рос у них в саду?
6. Какие слова в рассказе говорят о том, что отец знал, что произойдёт, когда сыновья услышат о сокровищах?
И.Соколов-Микитов Ранней весной
Ранней весной родились эти маленькие зайчата.
Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Называют поэтому ранних зайчат настовиками.
Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.
Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.
А зайчихи-матери и своих, и чужих детей кормят. Прибежит к гнезду чужая зайчиха, покормит голодных зайчат и убежит дальше.
Опять останутся одни маленькие зайчата.
Хорошо спрятались они в прошлогодней траве! Здесь не найдёт их разбойница-рысь, не увидит хитрая лисица.
Увидела зайчат суетливая птичка. Уселась на ветке, вертится, поёт:
«Вот, вот, вижу! Вот, вот, слышу!»
Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки.
Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
(128 слов)
Вопросы и задания
1. Почему ранних зайчат называют настовичками?
2. Как зайчихи воспитывают своих малышей?
3. Почему маленьких зайчат очень трудно отыскать?
4. Кто обнаружил зайчат? Почему птичке хотелось рассказать о них всему лесу?
5. Как ты понимаешь словосочетания суетливая птичка, робкие зайчишки?
Текст для чтения про себя
Н.К. Абрамцева Котёнок и стёклышко
Красное стёклышко поблёскивало в пыльной траве у дорожки. Чудесное стёклышко, яркое, весёлое. Стёклышко ловило луч солнца, подбрасывало его, как на ладони, и кидало в самую неожиданную сторону.
Как зачарованный, смотрел на стёклышко котёнок. Очень хотелось поймать цветного зайчика.
Сначала котёнок стеснялся, а потом вежливо спросил:
— Можно ловить ваших зайчиков?
— Конечно! Вдвоём играть веселее, — ответило стёклышко.
Они долго играли. Чудесное стёклышко подыгрывало котёнку: оно было взрослым. Мимо шли люди — ноги для котёнка и стёклышка. Босоножки, кроссовки, сандалии…
Вдруг какие-то красивые, наверное, задумавшиеся туфли задели красное стёклышко. Оно подпрыгнуло, упало на асфальт дорожки, ударилось и… рассыпалось.
Засверкали осколки. Котёнок удивился, рассердился, огорчился. Чуть не заплакал, но не мог найти среди осколков стёклышка, того самого.
— Стёклышко! Стёклышко! – звал он. – Где вы?
— Я осколок! Я не стёклышко! – звенело отовсюду.
Осколки… Красивые, как драгоценные камни. Звенят, смеются, зовут котёнка играть. А он побежал догонять красивые туфли: вдруг они знают, где красное стёклышко. Думаю, напрасно. Туфли размышляют о чем-то более серьёзном.
(155 слов)
Вопросы и задания
1. Попробуй составить картинный план этой сказки. В тексте части сказки отдели друг от друга. Сделай подписи под каждым кадром мультфильма:
2. Почему стёклышко подыгрывало котёнку? Найди слова из текста. Прочитай их или подчеркни.
3. Каким тоном ты читал эту сказку? Почему?
4. Какие две иллюстрации ты нарисовал бы к началу текста?
3-й класс
Л.Толстой Ровное наследство*
У одного купца было два сына. Старший был любимец отца. И отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела младшего сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявил своего решения.
Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.
— Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.
Странник сказал:
— Твоему горю легко помочь: поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего, и у них будет поровну.
Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не научился, потому что знал, что будет богат.
Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё свое имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.
(89 слов)
________________________________________
* Лев Толстой понимал слово ровное как равное.
Вопросы и задания
1. Какого сына купец любил больше?
2. Почему мать всё время плакала?
3. Почему она попросила мужа не говорить сыновьям о своём решении?
4. Что сделал младший сын, когда услышал, что отец не даст ему денег?
5. Мудрый странник посоветовал матери, как сделать сыновей равными?
6. Объясните, что, по мнению странника, сделает сыновей равными.
Муравьишки Сказка
С первыми лучами тёплого весеннего солнышка, растопившими снег на пригорках, просыпаются великие труженики — муравьи. Не тратя времени даром, они открывают все ходы, обращённые к солнцу, для просушки и проветривания помещений. Муравьи полны жизни, энергии. Суетливо бегая, они осматривают территорию и подправляют разрушенное за зиму.
Так проходят первые весенние дни.
Но вот и лето. Отшумели свадебные игры. Новое поколение муравьёв пополнило ряды солдат. Это крупные муравьи с большой головой и сильными челюстями. Они защищают муравейник.
Появились и новые фуражиры, доставляющие в муравейник пищу. Есть и молодые садоводы, которые выращивают под землёй грибы.
А вот два совсем юных муравья. Это помощники пастуха. Они помогают ему разводить тлей и ухаживать за ними. Сейчас им дано важное задание — привести в муравейник новое стадо тлей.
Пообщавшись друг с другом усиками, они отправились в путь. На первой же лужайке обнаружили растение, увешанное чёрными тлями. Муравьишки потрясли стебелёк — и тли попадали в траву. Расставив усики, охотники сумели окружить нескольких разбегавшихся тлей. И погнали их к муравейнику.
По дороге они напились сладкой сахаристой влаги. Ведь при каждом прикосновении усиков тли выделяли капельку вкусной жидкости. Теперь жители муравейника обеспечены сладким на десерт.
Муравьишки получили благодарность от самой царицы.
(188 cлов)
Вопросы и задания
1. Как проходят первые весенние дни в муравьином царстве?
2. Как в муравейнике распределяются обязанности между его жителями?
3. Представь себе, что ты сидишь в лесу у огромного муравейника. Что ты наблюдаешь и о чём думаешь?
…Шли мы долго, часто останавливались, отдыхали и рвали цветы. Потом, когда тащить надоело, оставляли букеты на дороге.
Я один букет бросил старой бабке в телегу. Испугалась сначала бабка, не разобравши, что такое, и погрозила нам кулаком. Но потом увидала, улыбнулась и кинула с воза три больших зелёных огурца.
Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.
Встретили мы на пути деревеньку, где живут те, что пашут землю, сеют в поле хлеб, садят картошку, капусту, свёклу или в садах и огородах работают.
Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что свое уже отсеяли и отработали.
Попалось нам дерево, разбитое молнией
Наткнулись мы на табун лошадей.
Далеко позади остался наш серый домик с деревянной крышей…
(118 слов)
Вопросы и задания
1. Найди вступление, заключение и основную часть текста.
2. Какое ощущение не покидало тебя, когда ты читал этот отрывок из рассказа А.П. Гайдара?
3. Что ты мог наблюдать вокруг, путешествуя вместе с этими людьми?
4. Подумай, как А.П. Гайдару удалось в таком коротком отрывке дать описание могучей и огромной страны.
Текст для чтения про себя
Б.В. Шергин Шиш и трактирщица
По свету гуляючи, забрёл Шиш в трактир пообедать, а трактирщица вредная была — видит, человек бедно одет, и отказала:
— Ничего нет, не готовлено. Один хлеб да вода.
Шиш тому рад:
— Ну, хлеба подайте с водичкой.
Сидит Шиш, корочку в воде помакивает да посасывает. А у хозяйки в печи на сковороде был гусь жареный. И сдумала старуха посмеяться над голодным прохожим.
— Ты, — говорит, — молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал. Не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородкино, не знавал ли господина Гусева-Жареного?
Шиш смекнул, в чем дело, и говорит:
— Вот доем корочку, тотчас вспомню.
В это время кто-то на хорошем коне приворотил к трактиру.
Хозяйка выскочила на крыльцо, а Шиш к печке. Открыл заслонку, сдернул гуся со сковороды, спрятал его в свою сумку, сунул на сковороду лапоть и ждёт...
Хозяйка заходит в избу с проезжающим и снова трунит над Шишом:
— Ну что, рыжий, знавал Гусева-Жареного?
Шиш отвечает:
— Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, селе Сковородкино живёт, а в Сумкино-Заплечное переехал.
Вскинул Шиш сумку за плечо и убежал с гусем.
Трактирщица говорит гостю:
— Вот дурак мужик! Я ему про гуся загадала, а он-то ничего не понял… Проходите, сударь, за стол. Для благородного господина у меня жаркое найдётся.
Полезла в печь, а на сковороде-то лапоть!
(215 слов)
Вопросы и задания
1. Определи жанр этого произведения.
2. Найди в этой тексте самый главный (кульминационный) момент. Зачитай его.
3. Какие пороки людей высмеиваются в этом тексте?
4. Какие достоинства людей поощряются в нём?
5. Что внушает нам это произведение?
4-й класс
Л.Н. Толстой Ореховая ветка
Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая — колечко, а меньшая говорит:
— Привези мне только ореховую ветку.
Купец уехал, сделал свои дела и купил старшей дочери бусы, второй — колечко. Вот едет он через большой лес и вспомнил, что меньшая просила только ореховую ветку. Слез он с повозки и сорвал ореховую веточку. Вдруг видит — ореховая ветка, и не простая, а на ней золотые орехи. Думает: «Вот и моей меньшой умнице подарок».
Вдруг, откуда ни возьмись, медведь и говорит:
— Как ты смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем.
Купец испугался и говорит:
— Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила.
Медведь и говорит:
— Иди домой, но помни: кто тебя дома первый встретит, того мне отдай.
Купец обещался, и медведь отпустил его. Только въехал купец во двор дома, бежит навстречу его любимая меньшая дочь. Купец так и обмер.
Рассказал купец, что с ним было. Стали все плакать. А мать говорит:
– Не плачьте. Когда медведь придёт, мы нарядим пастухову дочь и отдадим её вместо своей.
Раз сидят все дома и видят, что едет на двор карета. Из кареты вышел медведь и говорит:
— Давай дочь!
Мать привела медведю пастухову дочь.
Медведь посадил её в карету и поехал. Только отъехал и хотел её съесть. Тогда она призналась, что она не купцова дочь.
Медведь вернулся и говорит:
— Ты меня обманул, купец, давай настоящую дочь.
Поплакали, одели дочь, простились с нею и отдали медведю. Медведь посадил её в карету. Приехали они в большой лес.
Медведь влез в яму, девочка — за ним. Отворил медведь большую дверь. Девочка дрожала от страха, думала, что её конец пришёл. Вдруг затрещало что-то, как гром, стало светло, и девочка видит, что она в богатом дворце: светло, музыка играет, рядом с ней молодой князь. Князь подошёл к ней и сказал:
— Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться.
Сыграли они свадьбу. Жили они счастливо и всегда берегли ореховую ветку.
(320 слов)
Вопросы и задания
1. Сюжеты каких сказок присутствуют в сказке «Ореховая ветка»? Выдели для доказательства своих мыслей похожие эпизоды.
2. Какой уговор был у купца с медведем?
3. Какие пословицы можно подобрать к поступку купца? (Например: «Уговор….» и т.д.)
4. Выдели и назови структурные части сказки: зачин и т.д.
5. Назови несколько жанровых особенностей сказки.
А. Вертинский * * *
Теперь весна приходит неточно, с запозданиями, иногда её даже не увидишь, и время как-то незаметно из зимы и холода переходит в лето.
А тогда…
В нашей квартире выставлялись двойные рамы, переложенные ватой с мелко нарезанным красным и синим гарусом. Осторожно выливались в раковину стаканчики с серной кислотой. Отклеивались окна, и в комнаты врывался март!
Ещё холодный, пахнущий морозцем, шумный, голубой и солнечный.
Старый кот Катуська вспрыгивал на подоконник и, раздувая ноздри, облизывал свою полинявшую за зиму шерсть. Он изумлённо и радостно смотрел на воробьёв, которые нагло порхали под самым его носом, звонко чирикали, сидя на голых кустах ещё не проснувшейся сирени. Кот сладко потягивался. «Наконец-то! Додумались! – казалось, говорил весь его удивленный и довольный вид. – А то сидишь тут всю зиму в натопленных комнатах и даже на крышу не выйдешь!»
…На улице мальчишки пускали по лужам свои классические кораблики из газетной бумаги и бежали за ними вниз с горы.
А воздух! Боже, какой это был воздух! Хрустальный, льдистый, утоляющий жажду, заливающий душу радостью! Прохожие слегка пьянели от него и делались добрее и мягче, чаще улыбались, реже хмурились…
(176 слов)
Вопросы и задания
1. О чём хотел нам поведать автор? Как можно одним словом назвать это его повествование?
2. Какая часть воспоминания произвела на тебя особенное впечатление? Перечитай её с особенным чувством.
3. Прочти описание весеннего воздуха. Продолжи самостоятельно ряд слов, характеризующих весенний воздух.
4. Представь, что про кота Катуську ты читал бы малышам. Постарайся настроиться и прочти этот отрывок.
5. С каким чувством ты закончил чтение этого текста?
П.П. Ершов Конёк-Горбунок
* * *
Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться;
Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!»
Братья ну ему пенять*,
Стали в поле погонять,
Но сколь долго ни кричали,
Только голос потеряли:
Он ни с места. Наконец
Подошёл к нему отец,
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша;
Я куплю тебе лубков**,
Дам гороху и бобов».
Тут Иван с печи слезает,
Малахай***свой надевает,
Хлеб за пазуху кладёт,
Караул держать идёт.
Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу. Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю золотая,
В мелки кольца завитая.
«Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!..
Но постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь, какая саранча!»
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И прыгнул к ней на хребет –
Только задом наперед.
Кобылица молодая,
Очью**** бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась, как стрела.
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью***** надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам,
Хочет силой аль обманом,
Лишь бы справиться с Иваном;
Но Иван и сам не прост –
Крепко держится за хвост.
Наконец она устала.
«Ну, Иван, – ему сказала, –
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(230 слов)
________________________________________
* Пенять – укорять, упрекать.
** Лубки – здесь: ярко раскрашенные картинки.
*** Малахай – здесь: длинная, широкая одежда без пояса.
**** Очью – очами, глазами.
***** Пластью – пластом.
Вопросы и задания
1. В чём эта авторская сказка похожа на русскую народную сказку?
2. Как ты представляешь себе образ Ивана ? Расскажи.
3. Какие черты характера хотел показать автор в своём любимом герое?
4. Какие обороты русской речи использовал П.П. Ершов для описания кобылицы?
5. На досуге прочти всю сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Текст для чтения про себя
Ты помнишь стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мужичок с ноготок»? А вот что по этому поводу написал Корней Иванович Чуковский.
Мужичок с ноготок
Так и видишь этого шестилетнего мальчика. Он понимает, что он полезный работник в семье. Оттого он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Нужно торопиться, работа ждёт. На все расспросы он отвечает грубовато и коротко. И всё же поэт любуется им и говорит о нём с доброй улыбкой. Очень уж мил и забавен этот «мужичок с ноготок», считающий себя взрослым крестьянином:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…
Но стихотворение наводит и на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми!
Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика. Другой сказал бы о мальчике, что тот шагает, или идёт, или бредёт, но Некрасов говорит о нем: «шествует». Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. О детях никто никогда не говорил, что они шествуют. И одним этим словом Некрасов даёт нам понять, как уважает себя «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и трудное дело. Дальше говорится, что мальчик вёл свою лошадь «в спокойствии чинном». Значит, он не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчишки, а во всём подражал бородатым, степенным крестьянам, делавшим свое дело неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Чтобы показать, что этот «малюточка» подражает не только походке и речи трудового крестьянина, но даже его обращению с животными, Некрасов пишет, что «мужичок с ноготок» басом крикнул своей смиренной савраске: «Ну, мёртвая!» — как кричали деды и отцы «мужичка» замедлившим шаг лошадям.
К этому-то ребёнку, чувствующему себя важным работником, подходит незнакомый прохожий и называет его с ласковой усмешкой: «парнище». Усмешка эта кажется мальчику очень обидной, так как она подчёркивает, что на самом-то деле он мал и годами, и ростом. Поэтому он сердито отвечает обидчику: «Ступай себе мимо». Но прохожий желает во что бы то ни стало завязать разговор и задаёт мальчугану вопрос: «Откуда дровишки?»
Тот хорошо понимает, что вопрос задан зря, — кому же не известно, что дрова добывают в лесу! В своём ответе мальчик даёт понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчёмным. Он говорит: «Из лесу, вестимо». И в этом слове вестимо чувствуется упрёк собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно?
Вот как много значит у великих поэтов каждое незаметное слово!
(389 слов)
Вопросы и задания
1. Вспомни и расскажи наизусть отрывок «Мужичок с ноготок» из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Постарайся передать все чувства поэта.
2. Коротко расскажи, каким представляет себе «мужичка» К.И. Чуковский.
3. Какие слова выделил из стихотворения К.И. Чуковский, чтобы показать нам образцовый анализ текста?
4. Какова основная мысль статьи К.И. Чуковского? Найди в тексте и прочитай её.
5. Попробуй составить план для пересказа статьи «Мужичок с ноготок» К.И. Чуковского: