Контрольно - измерительный материал по предмету «Окружающий мир»
за 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Цель проведения проверочных-тестовых и контрольных работ: проверить знания
и умения, полученные на уроках окружающего мира.
Проверочная – тестовая работа по теме «Что тебя окружает»
ФИ______________________________________________
П рирода бывает (отметь правильное высказывание):
ж ивая и неживая
ж ивая и мертвая
живая, неживая и сделанная руками человека
2. Закончи высказывания:
Птицы - это животные, а травы - _____________________________________________
Деревья – это растения, а рыбы - _____________________________________________
3 . Отметь верное высказывание:
С олнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа.
Р астения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.
Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.
4. Подчеркни слова, обозначающие то, что относится к неживой природе:
Цветок луна дождь лед
камень машина глина песок
птица рыба снег солнце
5. Подчеркни те предметы, которые созданы руками человека:
Гриб дом
Дерево комар
Заяц самолет
6. Подчеркни слова, обозначающие то, что относится к живой природе:
Телевизор радуга ромашка дождь
Мухомор книга берёза человек
Проверочная работа по теме «Наши помощники – органы чувств»
Подчеркни правильный ответ:
У человека
2 органа чувств 1 орган чувств 5 органов чувств 6 органов чувств
Соедини органы чувств:
Нос орган осязания
Ухо орган обоняния
Глаз орган слуха
Язык орган зрения
Кожа орган вкуса
Заполни таблицу «Орган помогает человеку определить?»:
кожа
глаз
ухо
язык
нос
холод
Проверочная тестовая работа по теме « История рассказывает о прошлом»
1 . Закончи предложения:
Прошлое- это……………………………………………………………………………….
Будущее- это……………………………………………………………………………….
Настоящее – это…………………………………………………………………………….
2. Укажи, что изучает история:
прошлое настоящее будущее
3. Укажи, кто является предками русских людей:
русские славяне
4. Укажи имя князя, который основал город Москва:
Иван Калита Дмитрий Донской Юрий Долгорукий
5. Восстанови цепочку строительства Кремля (1, 2, 3):
Краснокирпичный Деревянный Белокаменный
6. Отметь, что являлось дополнительной защитой стен древнего Кремля:
река ряды деревьев ров с водой забор
7 . Укажи главную площадь Москвы:
Соборная площадь Театральная площадь Красная площадь
Проверочный работа по теме «Здоровье человека. Режим дня»
ФИ ________________________________________________
1. Напиши, что такое здоровье:
Здоровье – это __________________________________________________________________________.
2 . Отметь правильный ответ:
Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «01».
Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «02».
Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03».
3 . Отметь верное утверждение:
Если обморожены руки, ноги, нос или уши- зайди в ближайшее теплое помещение и наложи согревающую повязку.
Если обморожены руки, ноги, нос или уши – потри их чет – то холодным.
4 . Укажи правильный порядок действий (1, 2, 3), если ты себя плохо чувствуешь, то надо:
Выпить тёплого чая с лимоном, клюквой.
Измерить температуру.
Лечь в постель и постараться уснуть.
5 . Отметь верное высказывание:
Телевизионные передачи можно смотреть целый день.
Телевизионные передачи можно смотреть не более 1 часа в день.
Можно одновременно смотреть телевизор и читать книгу
Проверочная тестовая работа: «Физическая культура. Правильное питание»
Фамилия ____________________
Отметь в какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:
сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
горбатый, бледный, хилый, низкий
стройный, сильный, статный, ловкий
Отметь законы здорового образа жизни:
спорт, закаливание
правильное питание, спорт, закаливание
правильное питание
Напиши 3 вида спорта, которыми может заниматься человек, для укрепления здоровья:
Отметь, как надо питаться чтобы быть здоровым:
часто редко разнообразно вкусно
Отметь, какие вещества необходимы человеку для правильного развития организма:
белки, жиры, углеводы, витамины белки и жиры белки, жиры, углеводы
Отметь, что полезно для здоровья:
есть только овощи и фрукты
есть отварную, а не жареную пищу
есть много острой и солёной пищи
Отметь для чего необходим организму витамин «Д»:
укрепляет кости закаляет организм улучшает зрение
Отметь, что необходимо делать с овощами перед едой:
варить мыть чистить резать
Отметь, что необходимо сделать перед едой:
поиграть поговорить о еде вымыть руки
Проверочная тестовая работа по теме «Родина – что это значит?»
ФИ ________________________________________________
1. Напиши своими словами, что такое Родина:
Родина - _____________________________________________________________
2. Укажи столицу России:
Санкт - Петербург
Москва
Ярославль
3 . Укажи, что относится к символам страны:
Гимн Столица Флаг Герб
4 . Найди и отметь герб России:
5 . Раскрась флаг Российской Федерации:
6. Отметь, что обозначает слово «Федерация»:
с одружство коллектив объединение независимость
7 . Отметь, какой город является твоим родным краем:
Санкт - Петербург
Москва
Ярославль
Проверочный работа по теме «Семья человека»
ФИ ________________________________________________
1. Дополни высказывание «Семья — это……»:
Папа, мама и ребёнок
Самое близкое окружение человека
Люди, которые живут в одном доме
2. Запиши названия родственников:
Мама, папа_________________________________________________________________
3 . Укажи, кто не будет членом семьи:
мама тётя одноклассник дедушка
4 . Вспомни, что чаще всего одинаковое у членов семьи:
имя фамилия отчество прозвище
5 . Закончи высказывание «Родовое древо — это история ……»:
Одного члена семьи
Всех близких
Поколения семьи
6. Посчитай и отметь, сколько поколений в семье, в которой
« Бабушка, дедушка, мама, папа, двое детей»:
2 поколения 3 поколения 4 поколения 6 поколений
7 . Отметь, что наблюдается у членов хорошей семьи:
любовь злость эгоизм доверие
Проверочная тестовая работа по теме «Труд людей»
1 . Подчеркни слова, которые обозначают ПРОФЕССИИ:
режиссёр ученик учитель пассажир повар водитель друг фермер велосипедист пешеход строитель военный
Допиши, кто чем занимается:
Художник - _______________________________________________________________
Врач - ____________________________________________________________________
Писатель - ________________________________________________________________
Воспитатель - _____________________________________________________________
Соедини линией название профессии и название места работы:
Доярка Лаборатория
Актёр Ферма
Учёный Театр
3. Люди вырастили и собрали урожай пшеницы. Из зерна изготовили муку. Что ещё необходимо сделать, чтобы хлеб попал к нам на стол:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи пословицу и напиши свою пословицу о труде:
«Без труда не ___________________________________________»
«________________________________________________________________________»
Отметь: для чего человек должен трудиться?
- чтобы стать добрым
- чтобы приносить пользу людям
- чтобы все завидовали
- чтобы создавать вещи, нужные другим людям
- чтобы его не ругали
Проверочная тестовая работа по теме «Солнечная система»
О тметь, кто занимается изучением космоса?
Археолог Учитель Астроном
Ц ентральное место в Солнечной системе занимает:
Земля Юпитер Луна Солнце
О тметь, что такое солнце?
Звезда Планета Звезда, которая состоит из газа
4 . Что дает Солнце нашей планете?
тепло и воду тепло и свет воздух и свет
С колько планет в солнечной системе?
9 8 7
К акая по счету от Солнца находится Земля?
третья четвёртая пятая
Что такое Луна?___________________________________________________
Отметь, что такое «группа звезд, занимающая определенный участок неба, образующие рисунок»?
орбита созвездие кометы
Проверочная работа по теме «Вода» ____________________________
Напиши, почему вода — одно из самых важных веществ на Земле: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши три объекта неживой природы, которые состоят из воды:
____________________, ______________________, __________________________.
Напиши, какие бывают водоёмы (водные запасы Земли):
__________________________________________________________________________.
Определи свойства воды, отвечая на вопрос словом да или нет:
Цвет _________
Прозрачность________
Запах________
Вкус_________
Форма_______
Растворитель_________
Текучесть__________
Напиши, в каких трёх состояниях может находиться вода:
____________________, _________________________, _______________________.
Допиши высказывания:
Роса, дождь — вода в ______________________ состоянии.
Водяной пар, туман — вода в ______________________ состоянии.
Лёд, снег — вода в ______________________ состоянии.
Нарисуй, как ты понимаешь, что такое «Круговорот воды в природе»:
Проверочная работа по теме «Природное сообщество - водоём» ____________________________
Распредели указанные водоёмы по группам:
болото, водный канал, река, пруд, море, водохранилище
естественные искусственные
________________________ _______________________
________________________ _______________________
2. Подчеркни красным цветом те водоемы, вода в которых соленая, а в каком пресная - подчеркни синим цветом:
Река, море, болото, океан, озеро, пруд
Распредели животных по группам:
кит, щука, дельфин, сом, карась, акула, уклейка
жители пресных водоёмов жители солёных водоёмов
________________________ ____________________________
________________________ ____________________________
Соедини части высказываний:
Акула млекопитающее
Дельфин рыба
5. Соедините части высказываний:
1. Место, где начинается водный источник Русло
2. Место впадения реки в море, озеро Река
или другую реку
3. Река, притекающая в другую реку Исток
4. Постоянный водный поток с естественным
течением по руслу от истока вниз до устья Устье
5. Углубление в почве, по которому течет водный поток Приток
6. Напиши 3 названия наиболее крупных рек России:
________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Природное сообщество - лес» ____________________________
Напиши ярусы леса: ________________, __________________, ________________.
В хвойном лесу растут___________________________________________________.
В лиственном лесу растут________________________________________________.
В смешанном лесу растут________________________________________________.
Напиши три лекарственных растения леса:
_______________________________________________________________________________________
Напиши название группы животных:
Шесть ног, летают или ползают - _____________________________________________.
Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - _________________________.
Тело покрыто шерстью, четыре ноги - _________________________________________.
При движении змея изгибает своё тело, а её брюхо смыкается с землёй. Поэтому и название этих животных -__________________________.
Обведи «лишнее» слово. Объясни свой выбор.
Заяц, ёж, лиса, шмель-______________________________________________________
Трясогузка, паук, скворец, сорока- ___________________________________________
Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук- ______________________________
Узнай животных по описанию:
Быстрая, ловкая, прыгает с ветки на ветку, живёт в дупле -__________________.
Насекомое – хищник, имеет ярко красный окрас с чёрными точками -______________.
Птичка, которая во время движения по земле потряхивает хвостиком - _____________.
Житель леса, не ядовитый, на голове рисунок в виде жёлтых пятен - _______________.
Составь из данных слов цепь питания:
гусеница, ястреб, лист дерева, дрозд
__________________________________________________________________________
10. Напиши какие правила поведения в лесу ты знаешь:
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Растения леса» ____________________________
Подпиши названия ярусов леса:
Приведи по два примера к каждому ярусу:
3 - _______________________________________________
2 -_______________________________________________
-_______________________________________________
Отметь правильный ответ, что растению нужно для роста:
тепло, воздух, вода, почва
тепло, воздух, свет, вода, почва
4. Подчеркни названия хвойных растений одной линией, цветковых растений – двумя линиями.
Сосна, одуванчик, роза, смородина, ель, яблоня, можжевельник.
5. Укажи группу растений, в которой только лиственные деревья:
можжевельник, лиственница, тополь
клён, липа, осина
ель, дуб, яблоня
6. Соедини лист дерева с плодом этого дерева:
Контрольная работа по разделу: «Кто ты такой?»
1 . Отметь правильный ответ. У человека
2 органа чувств
6 органов чувств
5 органов чувств
2. Проведи линии правильно
глаз холод, тепло, боль
нос вкус
ухо зрение
кожа слух
язык запах
3 . Отметь правильный ответ:
О боняние-это различение запахов
О рган обоняния – кожа
Кожа позволяет нам увидеть предметы
4 . Отметь правильный ответ:
О сязание-это различение запахов
О рган осязания- кожа
Холод, тепло, боль мы ощущаем с помощью глаз
5 . Отметь правильный ответ:
З доровье – это правильная, нормальная работа всего организма
Ч тобы меньше болеть, нужно тепло одеваться в любую погоду
Чистить зубы не надо, необходимо прополоскать рот
6 . Отметь ошибочный ответ:
Е сли ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «01»
Е сли ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «02»
Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03»
7 . Отметь верное утверждение:
И з носа идет кровь –закрой ватой обе ноздри
Из носа идет кровь – прижми ноздрю пальцем и положи на переносицу мокрый холодный носовой платок
И з носа идет кровь – запрокинь голову назад
8 . Отметь верное высказывание:
Культурный человек тот, который занимается физической культурой
К ультурный человек много знает, умеет, выполняет правила приличного поведения, ведет себя вежливо
9 . Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, надо
в ключить телевизор и радио
собрать на рабочем столе все учебники, тетради, игрушки
1 0. Отметь, для чего организму нужно питание?
д ля роста, развития организма и хорошего самочувствия
чтобы не пропадали продукты питания
1 1.Отметь, что полезно для здоровья?
п олезно есть овощи, фрукты и отварную, а не жареную пищу
полезно есть много жирной, солёной и острой пищи, есть много сладостей
1 2. Отметь верное высказывание:
е шь быстро
м ой руки перед едой
во время еды расскажи соседу последние новости
1 3. Отметь верный ответ:
п редусмотрительный человек тот, кто смотрит телевизор
о сторожный человек, значит трусливый, он всего боится
предусмотрительный человек – осторожный человек, всегда представляет то, что может случиться, если поступить именно так
1 4. Отметь, каких знаков дорожного движения не бывает?
П редупреждающие
З апрещающие
П редписывающие
Разрешающие
1 5. Отметь правила безопасного поведения
н е играй со спичками
р асскажи всем ребятам во дворе о том, где хранятся ценности в вашей квартире
и грай на крыше подъезда, на деревьях, чердаках
п риглашай домой малознакомых детей и взрослых
с облюдай правила дорожного движения
не садись в машину и не заходи в лифт с незнакомыми людьми
Контрольная работа по разделу «Кто живёт рядом с тобой?»
1. Отметь все условия, которые не является признаком семьи?
Ж ивут в одной квартире
Каждый является хозяином дома
З анимаются домашним хозяйством
З абота только о самом себе
Вместе отдыхает, проводят свободное время
2. У Саши большая семья. У него есть брат близнец , мама и папа , бабушка и дедушка . С ними живёт бабушка его мамы. Сколько поколений в семье Саши?
Обведи правильный ответ: 4, 7, 5.
3. Закончи предложения:
Папин папа – это ……………………………………
Бабушка– это мама мамы или - ………………….
Тётя – это сестра мамы или - ……………………….
4. Запиши 5 названий родственников:
………………………………………………………………………………………………….
5. Какие бывают правила?
Правила поведения ……………………
Правила поведения ……………………
Правила поведения…………………….
6. Зачем люди придумали правила культурного человека. Отметь правильные высказывания?
чтобы не болеть
чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом
чтобы были просто так
чтобы было всегда хорошее настроение
7 . Отметь все правила культурного человека в театре:
В ерхнюю одежду сдают в гардероб
В зрительном зале можно во время представления разговаривать по телефону
П роходят на своё место лицом к сидящим
Во время представления можно есть чипсы и пить напитки
8. Отметь все правила дружбы:
х рани секреты друга
р адуйся успехам друга, поддерживай друга, когда у него неприятность
з авидуй другу
и звинись, если обидел друга, предложи помириться
р асскажи всем о том, что не получается у твоего друга
9. Допиши предложения, пользуйся словами для справок
Движения мышц лица- это ___________________
Движения рук, ног, тела - ____________________
Слова для справок: мимика, жесты
10. Соедини части пословиц
Поживи для людей ничего не бояться.
Друг за дружку держаться поживут и люди для тебя.
Контрольная работа по разделу « Россия - твоя Родина »
1. Что труд даёт человеку:
необходимое для жизни (жилище, одежду, пищу, предмет быта)
усталость и головные боли
книги, произведения литературы, искусства
2. Подчеркни профессии людей, которые заняты в производстве хлеба:
Доярка, тракторист, повар, комбайнер, учитель, мельник, лётчик, пекарь, шофёр, парикмахер
3 . Соедини профессию и место работы:
Музей Каменщик
Театр Экскурсовод
Стройка Режиссёр
4. Допиши предложения:
Я живу в стране -__________________.
Её столица - _______________________.
Главный закон страны - ___________________________ .
Герб, гимн, ___________ - это символы государства.
Во главе государства стоит - _____________________.
Президент нашей страны сегодня - _____________________________ .
5. Напиши название любых 3 городов России:
6. Соедини название города и его достопримечательность:
Ярославль Зал воинской славы на Мамаевом кургане
Волгоград Царь- колокол
Москва Первый русский театр
7. Является ли ребёнок гражданином страны?
Да Нет
8. Права человека записаны в:
паспорте
Конституции
Газете
9. Отметь, какое право человека не прописано в законе:
Право на свободный труд
Право обманывать по поводу и без повода
Право на свободу слова
10. Отметь правильные права детей:
носить фамилию родителей
вести себя, как тебе захочется
жить и воспитываться в семье
общаться с родителями и другими родственниками
брать чужие вещи
11. Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать… …зайцу дорог.
Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять.
Родной куст и… …чужая- мачеха.
Контрольная работа по разделу « Мы – жители Земли »
__________________________________________________
1 . Укажи правильный ответ. Астроном — это:
тот, кто изучает планеты и звёзды
тот, кто предсказывает погоду
старый мудрый человек, которого все уважают.
2. Отметь правильный ответ:
Земля-пятая из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца.
Земля-третья из восьми планет, вращающихся вокруг Луны.
Земля-третья из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца.
3 . Отметь, что является спутником Земли:
Солнце Луна Звёзды
4. Отметь, что такое уменьшенная модель Земли:
Карта Глобус
5. Отметь, ч то на карте изображают синим (голубым) цветом:
Горы Сушу Воду
6. Заполни схему:
Царства живой природы
7 . Отметь правильный ответ:
Все бактерии вредные
Бактерии бывают полезные и вредные для человека
8. Напиши части гриба:
9 . Отметь правильный и полный ответ «Для роста растению нужны…»:
тепло, воздух, вода
тепло, воздух, свет, вода, почва
10 . Соедини стрелочкой, к каким группам относятся растения:
одуванчик
Водоросли берёза
Лиственные ель
Хвойные морская капуста
Цветковые роза
сосна
11 . Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют:
Питаются только растениями - …………………………………………
Питаются только другими животными - ………………………………
Питаются животной и растительной пищей - …………………………….
В питании преобладают семена растений - ……………………………….
Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный
12. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово:
Волк всеядные
Медведь зерноядный
Хомяк травоядный
Заяц хищный
13. Распредели животных по группам в таблице:
Стрекоза, щука, журавль, крот, заяц, орёл, бабочка, лось, сом, страус, карась
Насекомые
Рыбы
Птицы
Звери