kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К 75 -летию освобождения Ленинграда от блокады

Нажмите, чтобы узнать подробности

«И ПОБЕДИЛИ ЧЕЛОВЕК И ГОРОД!»

…Чтоб снова на земной планете

       Не повторилось той зимы,

       Нам нужно, чтобы наши дети

       Об этом помнили, как мы!   

                                       Юрий Воронов

 

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. показать силу духа и героизм наших соотечественников во время Великой Отечественной войны;
  2. на примерах мужества и героизма защитников города, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые годы войны;
  3. пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
  4. расширить представления о Великой Отечественной войне и ознакомить детей с событиями блокады Ленинграда;
  5. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе культурного наследия об этом событии.
  1. Вступительное слово

Слайд 1 (титульный)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К 75 -летию освобождения Ленинграда от блокады»

«И ПОБЕДИЛИ ЧЕЛОВЕК И ГОРОД!»

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Юрий Воронов


Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. показать силу духа и героизм наших соотечественников во время Великой Отечественной войны;

  2. на примерах мужества и героизма защитников города, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые годы войны;

  3. пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

  4. расширить представления о Великой Отечественной войне и ознакомить детей с событиями блокады Ленинграда;

  5. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе культурного наследия об этом событии.









  1. Вступительное слово

Слайд 1 (титульный)

Здравствуйте, дорогие ребята. «Великая Отечественная» — так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все — не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

27 января наша страна отмечает великое событие.

  • Ребята, назовите, какой праздник отмечается в нашей стране 27 января?

  • Знакомы ли вы с такими понятиями как «блокада», «освобождение»?

  • Если нет, то давайте обратимся за помощью к словарю.

Блокада — действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей. Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей.

Освобождение — Освобождение человека — это обретение им личной свободы.  Освобождение какой-то территории или живущих на ней людей — это изгнание врага с захваченной им земли и избавление её жителей от порабощения.

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Стихотворение О. Берггольц «Дневные звезды»


Слайд 2 ВИДЕОФИЛЬМ «…ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ»

Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши, они окружили город и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск.


Слайд 3

Интерактивная экскурсия по памятным местам, связанным с подвигом ленинградцев в годы блокады города 1941 – 1944 гг.


Слайд 4

Обелиск «Городу-Герою Ленинграду» расположен на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Торжественное открытие состоялось 8 мая 1985 года. Авторы монумента — архитекторы: В. С. Лукьянов и А. И. Алымов. Обелиск представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, украшенный бронзовыми горельефами и увенчанный «Золотой Звездой Героя».

Ленинград впервые назван «городом-героем» в Приказе Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 года. Обелиск сооружён в соответствии с Положением о высшей степени отличия — звании «Город-Герой», утверждённом Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года.


Слайд 5

Народный мемориал. Предложение возвести монумент героическим защитникам Ленинграда прозвучало во время войны. Но лишь в 1957 году был объявлен конкурс на создание проекта и выбор места для мемориала. Победила работа жителя блокадного Ленинграда – архитектора С.Б. Сперанского, соавторы – В.А. Каменский, М.К. Аникушин. К реализации идеи приступили в 1971 году. Стройка неоднократно замораживалась, не хватало денег, рабочей силы. Жители города заняли активную позицию: организовали сбор средств, бригады добровольцев трудились на строительной площадке. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы открыт к знаменательной дате 30 лет Победы в 1975 году.

Мемориал состоит из трех частей. Центральная – гранитная стела в окружении 26 фигур из бронзы – моряков, пехотинцев, летчиков, ополченцев. За главной композицией открывается внутренняя площадка в форме разорванного кольца – «Блокада». Изображения женщин, стариков, детей – это страшные воспоминания, солдат – символ победы. Спустившись по ступеням в подземный переход, вы попадете в Памятный зал славы. Вход в музей освещают 900 светильников, по количеству дней блокады. В торжественной, завораживающей тишине постоянно звучит метроном, отсчитывая минуты между бомбежками, 12 экспозиций представляют реальную картину того страшного времени и победу добра над злом.


Слайд 6

Музей обороны и блокады Ленинграда в Литейном округе. Ни один музей Петербурга не даст такой полномасштабной картины блокады Ленинграда и битвы за город, как это делает музей в Соляном переулке. Деятельность музея целиком и полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. В его обширной экспозиции представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны: знaмёнa, нaгpaды пapтизaн, личные вещи и документы Геpоев Советского Союзa, военная форма, фрагменты кораблей и судов, уникальные фотографии, карты.

В центральной части зала развёрнута экспозиция о повседневной жизни и борьбе горожан в условиях войны и блокады, о том, как обеспечивалось продовольственное снабжение, как был устроен в военное время быт, городское хозяйство, как работал транспорт, как формировалось народное ополчение — всё то, что выковывало суровый облик города в военные годы.


Слайд 7

«Зелёный пояс Славы» — комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941—1944 годов, созданный в 1965—1968 годах с целью увековечить память его героических защитников. Инициатором создания этого комплекса был поэт Михаил Дудин.

В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие организации Ленинграда. В канун 20-летия Победы на местах будущих мемориалов были уложены закладные камни, посажены первые деревья.


Слайд 8

Малоизвестные памятники блокадного Ленинграда


Слайд 9

Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов.


Слайд 10

Хлеб блокадного города. Такая экспозиция обязательно должна была быть в Музее Хлеба, расположенного в городе, выстоявшем осаду фашистскими оккупантами. Ведь история этой блокады — по сути, история выживания людей с помощью маленького кусочка хлеба.

871 день, почти два с половиной года, жители Ленинграда мерили свою жизнь количеством граммов хлеба в пайке, полагавшемся для каждой отдельной группы населения - от рабочих горячих цехов до детей и иждивенцев.

Вот эту тяжёлую историю выживания и предлагали проследить организаторы выставок «Блокадная комната» и «Хлеб в блокадном городе» в Санкт-Петербургском Музее Хлеба.

Первый зал – «Блокадная комната» — был посвящён воспоминаниям свидетелей тех лет. Их мемуарные записки стали документальными источниками для историков и наглядными свидетельствами для нас — потомков, которые уже не увидели и, дай бог, никогда не увидят таких картин.

Второй зал – «Хлеб в блокадном городе» – Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Больше никакой еды не было.


Слайд 11

Из-за нехватки еды люди умирали массово. Абсолютно нормальным стало явление, когда человек медленно шел по улице и вдруг падал от истощения. Проходящие мимо констатировали смерть. Трупы убирали своими силами те, кто еще мог как-то передвигаться. От голода и его последствий скончались более 630 тысяч человек.


Слайд 12

Таня Савичева – ленинградская девочка, погибшая в эвакуации в 1944 году, но оставившая после себя дневник: в маленькой записной книжке она записывала самое важное - даты смерти родных. После войны эти записи фигурировали на Нюрнбергском процессе в материалах обвинения. Этот дневник, написанный детским почерком, не может оставить равнодушным. На доме, где когда-то жили Савичевы, установлены мемориальные доски, в честь девочки названа планета, горный перевал в Казахстане, Тане посвящена поэма, а в ее школе открыт музей, названый ее именем. Адрес. 2 линия ВО, д. 13 (ученик читает отрывок из поэмы «Дневник и сердце» Сергей Смирнов. ТАНЯ САВИЧЕВА.


Слайд 13

«Цветок жизни» — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы; создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Сериал «Линия Марты» вышел к 70-летию снятия блокады в 2014 году. Главная героиня Ольга с дочерью Наташей переезжают на новое место жительства — в старую квартиру в районе домов-«колодцев» Петербурга. На стене под рваными обоями они случайно обнаруживают послание из далёкого блокадного сорок второго года, написанное мальчиком Юрой девочке Марте. Он невольно её обидел, так и не успев признаться в своих к ней чувствах. Ольга и Наташа решают отыскать Марту. Из письма известно, что жила она на 7-й линии Васильевского острова. Взрослых героев Марту сыграла известная актриса кино – Алиса Фрейндлих, а мальчика Юру – Василий Лановой.


Слайд 14

Поэтому очень быстро с улиц стали исчезать бродячие собаки и кошки. Потом пришел черед домашних питомцев. Современному человеку, живущему в тепле и сытости, это может показаться чудовищным, но, когда выбор стоит между выживанием любимого кота и любимого ребенка, решение очевидно. В результате к концу зимы 1941−1942 года в Ленинграде кошек не осталось вовсе. Считается, что единственным котом, пережившим блокаду от начала и до конца, был кот Максим.

Известно только, что в январе 1943 года в Ленинград из Ярославля для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия, привезли кошек. Город был спасен: крысы исчезли.


Слайд 15

Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.


Слайд 16

Колюшка – маленькая рыбка, спасшая от смерти тысячи блокадников. В мирное время она не имела промышленного значения, а в период войны кормила умирающих от голода людей. Колюшка многим спасла жизни.

Композиция из трех рыбок в городе Кронштадт на острове Котлин появилась весной 2005 года, а в день снятия блокады, 27 января, к ней приносят цветы в память о голодных годах войны. Адрес: стена Обводного канала около Синего моста в Кронштадте.


Слайд 17

Для оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1 500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Таким способом поддерживался моральный дух людей, и организовывалась жизнь города. Адрес: Невский пр., 52

Слайд 18

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки - 32,1 °C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно.

В одном из дворов Почтамтской улицы стоит скульптура женщины, воплотивший в себе образ всех матерей, погибших от голода во время блокады, но спасших своих детей ценой собственных жизней. Об этом памятнике знают немногие. Создатель памятника – житель этого двора, оставшийся без матери в осажденном Ленинграде. Адрес: ул. Почтамтская, 11


Слайд 19

Осенью на Ладожском озере из‑за шторма движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка ‑ рабочим ‑ на 100 граммов, остальным ‑ на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.


Слайд 20

Видеоклип «Спасти Ленинград» 2019


Слайд 21

Дорога жизни стала спасением для блокадников - тоненькая артерия, по которой в город поступала «кровь»: питание, медикаменты. 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков.

В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди.


Слайд 22

Видеоклип «На дороге жизни» песня А. Розенбаума и фрагменты фильма «Ладога»


Слайд 23

Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов или на тонком льду. Машины – легендарные «полуторки» ГАЗ – доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны.

Слайд 24

Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. Открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.

Слайд 25

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, особенно ожесточённые бои шли в районе получившем название Невский пятачок. Так условно обозначался плацдарм, захваченный войсками Ленинградского фронта на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки. Прорвать блокаду удалось лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.


Слайд 26

Видеофрагмент фильма «Рубеж»


Слайд 27

Время нашего мероприятия подходит к концу.

Трамвай – символ жизни блокадного Ленинграда. Он служил не только транспортным средством, но и перевозил грузы, почту, солдат, доставлял раненых в больницы, поэтому прекращение его движения сильно повлияло на моральный дух горожан. Возобновление работы трамваев было встречено смехом, слезами радости и аплодисментами жителей города. Установленный на проспекте Стачек, памятный трамвай напоминает об огромной роли этого транспортного средства в годы войны. Адрес: пр. Стачек, 114


Слайд 28 - 33

Песня о русском духе


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
К 75 -летию освобождения Ленинграда от блокады

Автор: Ибрагимова Марьям Ибрагимгаджиевна

Дата: 12.08.2020

Номер свидетельства: 555662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Классный час посвящённый 80- летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады."
    ["seo_title"] => string(80) "klassnyi_chas_posviashchionnyi_80_letiiu_osvobozhdeniia_leningrada_ot_fashistsko"
    ["file_id"] => string(6) "644397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1705903949"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от немецко - фашистских захватчиков "
    ["seo_title"] => string(122) "urok-muzhiestva-posviashchiennyi-70-lietiiu-polnogho-osvobozhdieniia-lieninghrada-ot-niemietsko-fashistskikh-zakhvatchikov"
    ["file_id"] => string(6) "156875"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421501003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Литературно-музыкальная композиция - Говорю из Ленинграда... (блокада 1941-1944)"
    ["seo_title"] => string(71) "litieraturnomuzykalnaiakompozitsiiagovoriuizlieninghradablokada19411944"
    ["file_id"] => string(6) "257913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448402278"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "22 января 2024 Рабочие листы разговоры о важном тема непокоренные 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
    ["seo_title"] => string(80) "22_ianvaria_2024_rabochie_listy_razgovory_o_vazhnom_tema_nepokorennye_80_let_so_"
    ["file_id"] => string(6) "644319"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705780892"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-blokada-lieninghrada-1"
    ["file_id"] => string(6) "200899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428934873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства