Изучение эмоционального интеллекта у детей, склонных к интернет-аддикции
Изучение эмоционального интеллекта у детей, склонных к интернет-аддикции
В настоящее время в мире происходит обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста. Это происходит вследствие компьютеризации общества, увеличения доли виртуального общения, что приводит к снижению способности проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения. В статье представлен анализ результатов исследования взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта у подростков, склонных к интернет-зависимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение эмоционального интеллекта у детей, склонных к интернет-аддикции»
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ
Аннотация. В настоящее время в мире происходит обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста. Это происходит вследствие компьютеризации общества, увеличения доли виртуального общения, что приводит к снижению способности проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения. В статье представлен анализ результатов исследования взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта у подростков, склонных к интернет-зависимости.
Феномен эмоционального интеллекта выделился из исследований социального интеллекта Э. Торндайка, Г. Айзенка, Х. Гарднера. Понятие «эмоционального интеллекта» было введено П. Селовееми, Дж. Мэйером и определялось, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Д. Б. Эльконин подростковый возраст делит на младший (11-15) и старший (15-17), если в младшем подростковом возрасте имеет значение и является ведущей деятельностью интимно-личностное общение, то, когда подросток подходит к старшему подростковому возрасту, общение со сверстниками уходит на второй план и ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В связи с тем, что в современно мире развитие технологий не стоит на месте, а наоборот с невероятной скоростью прогрессирует, внимание подростков активно переключается на сеть Интернет и использование различных девайсов, что несомненно сказывается на межличностном взаимодействии подростка со сверстниками.
Интернет-зависимость как особая форма зависимого поведения, образуется в процессе взаимодействия человека с прогрессивным технологическим миром. Категория интернет-зависимости значима для раскрытия особенностей сознания человека, закономерностей взаимодействия человека с окружающим миром. Способность, понимать эмоции и управлять ими тесно связана с общими механизмами взаимодействия человека с миром.
В последнее время эта зависимость все чаще наблюдается у детей и подростков. Основным симптомом является желание в любую свободную минуту зайти в интернет. Взгляд очень долго прикован к смартфону или много времени проводится за компьютером без определенной цели.
Чтобы выяснить, как интернет-зависимость влияет на эмоциональный интеллект подростка, мы провели исследование.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 10 А класса общеобразовательной организации Чувашской Республики в количестве 24 человек в возрасте 16-17 лет.
На первом этапе исследования нами был проведен Опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета». Методика позволяет измерить следующие показатели по шкалам:
1. Факторы зависимости: Принадлежность к сетевой субкультуре; Нецеленаправленность поведения; Потребность в сенсорной стимуляции.
2. Особенности восприятия Интернета: мотивация использования интернета; изменение состояния сознания в результате использования интернета; восприятие интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»); общение.
3. Последствия зависимости: время в интернете; пространство в интернете; восприятие интернета как проективной реальности; одушевленность интернета; стремление перенести нормы виртуального мира в реальный.
Анализ результатов опросника Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета», включающего в себя шкалы, сгруппированные по «факторам зависимости», «особенностям восприятия интернета» и «последствиям зависимости», позволил сделать следующие выводы:
1. По шкале «Принадлежность к сетевой субкультуре» 9 учащихся (45% испытуемых) чувствуют сложность нахождения языка с людьми, не пользующимися Интернетом, воспринимают интернет не так, как другие люди.
2. По шкале «Нецеленаправленность поведения» выявлено, что 8 подростков (40% испытуемых) тратят много лишнего времени на просмотр ненужной информации, что может влиять на количество времени, проведенное в Сети для нахождения нужного материала.
3. По шкале «Потребность в сенсорной стимуляции» было выявлено, что 15 учеников (75% испытуемых) любят чаты, любят рассматривать, как оформлены сайты.
4. По шкале «Мотивация использования интернета» 17 человек (85% испытуемых) считают Интернет источником знаний, информации.
5. По шкале «Изменение состояния сознания в результате использования интернета» 9 учащихся (45% испытуемых) в Интернете предпочитают больше рассматривать картинки, чем читать информацию. Интерпретируя эти данные, можно предположить, что интернет вызывает у них чувство удовольствия, радости.
6. По шкале «Восприятие интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью» 6 учеников (30% испытуемых) чувствуют сложность нахождения языка с людьми, не пользующимися Интернетом, воспринимают Интернет не так, как другие подростки.
7. По шкале «Общение» 13 подростков (65% испытуемых) предпочитают общаться больше с людьми в сети, чем в реальности, заводить друзей в сети, поскольку они понимают лучше и с ними общаться проще.
8. По шкале «Временя в интернете» 12 учеников (60% испытуемых) правильно распределяют свое время в интернете.
7. По шкале «Пространство в интернете» 15 подростков (75% испытуемых) считают, что агрессия в интернете недопустима.
8. По шкале «Восприятие интернета как проективной реальности желание переселиться в виртуальный мир» не возникло ни у одного подростка, а вот проводить больше времени в сети есть желание у 13 человек (65% испытуемых).
9. По шкале «Одушевленность интернета» у 11учащихся (55% испытуемых) улучшается настроение при подключении к интернету. Но при этом все опрошенные никогда не теряют границу между виртуальным и реальным миром.
10. По шкале «Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный» 6 учащимся (30% испытуемых) не нравится, когда нарушаются правила в Сети.
Таким образом, 9 человек (45% испытуемых) из числа учащихся воспринимают интернет как лучший, предпочтительный по сравнению с реальной жизнью, а 3 ученика (15% испытуемых) иногда хотят переселиться в виртуальный мир. Если в жизни возникают какие-либо трудности, 6 учеников (30% испытуемых) помогает именно интернет. 2 подростка (10% испытуемых) отмечают, что чувствуют себя в интернете увереннее, чем в реальной жизни.
На втором этапе исследования нами был проведена методика «Шкала интернет-зависимости Чена» в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова.
Тест позволяет параллельно измерять специфические симптомы зависимости, среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивности и в тоже время еще и исключительно психологические аспекты такие как: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностых проблем.
Тест CIAS состоит из 26 вопросов и включает в себя 5 оценочных шкал:
«Шкала компульсивных симптомов»: невозможность преодолеть желание войти в игру.
«Шкала симптомов отмены»: чувство дискомфорта, если приходится прекратить играть за компьютером на определённый период времени.
«Шкала толерантности»: заметное возрастание количества времени, которое нужно провести за компьютером, чтобы достичь удовлетворения.
«Шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем»: периодические или постоянные проблемы, которые вызываются длительным времяпрепровождением за игрой на компьютере.
«Шкала управления временем»: невозможность контролировать длительность времени пребывания за компьютером, что приводит к недосыпанию, нарушению питания, чувству усталости днём.
По результатам методики «Шкала интернет-зависимости Чена» можно сделать следующие выводы:
1. По шкале «Компульсивности симптомов» 6 учащихся (30% испытуемых) испытывают навязчивое желание зайти в сеть, с которым не могут совладать, им трудно перебороть себя, из-за чего у них появляются проблемы, связанные с плохим физическим самочувствием.
2. По шкале «Симптомы отмены» у 2 учащихся (10 % испытуемых) ощущали чувство дискомфорта, если не находились в интернет-пространстве в течение продолжительного времени. Молодые люди раздражались и волновались, когда интернет был выключен, и им было трудно преодолеть желание войти в сеть в случаи доступности интернета.
3. По шкале «Толерантность» у 2 подростков (10% испытуемых) ярко выражен потребность увеличения количества времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения.
4. По шкале «Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем» 1 подросток (5% испытуемых) испытывал сильное желание войти в сеть, с которым ему трудно совладать, из-за этого у него появляются проблемы, связанные с плохим физическим самочувствием.
5. По шкале «Управление временем» у 2 учащихся (10% испытуемых) был выражен интернет-зависимое поведение в связи с проблемами, связанными с управлением временем, которым они могли пожертвовать в нарушении режима труда и отдыха, ущерба сну и др. ради взаимодействия с интернетом.
Таким образом, по методике «Шкала интернет-зависимости Чена» у 2 подростка (10% испытуемых) присутствует низкий уровень интернет-зависимости. У 16 учащихся (80% испытуемых) этот показатель находится на среднем, они имеют меньшую степень привязанности к интернету, но являются склонными к формированию интернет-зависимости. И только у 2 учеников (10% испытуемых) выявлен выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения. То есть можно говорить о явных признаках, свидетельствующих о значительных нарушениях личности с интернет-зависимостью.
На третьем этапе мы провели тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина. Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам: шкала МЭИ (межличностный ЭИ) – способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими; шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) – способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими; шкала ПЭ (понимание эмоций) – способность к пониманию своих и чужих эмоций; шкала УЭ (управление эмоциями) – способность к управлению своими и чужими эмоциями.
По результатам данной методики мы можем сделать следующие выводы:
1. По шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» 9 учеников (45% испытуемых) имеют очень низкий и низкий уровень. У них пониженный уровень понимания эмоций других людей и управления ими. У 6 учеников (30% испытуемых) выявлен средний уровень МЭИ и только у 5 учеников (25% испытуемых) высокий и очень высокий уровень.
2. По шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» 4 ученика (20% испытуемых) имеют низкий уровень понимания своих эмоций. У 10 учеников (50% испытуемых) выявлен средний уровень понимания собственных эмоций. Высокий уровень имеют 6 учеников (30% испытуемых).
3. По шкале «Понимание эмоций» 7 учеников (35% испытуемых) имеют низкий уровень, 8 учеников (40% испытуемых) – средний уровень и только 5 учеников (25% испытуемых) имеют высокий уровень понимания своих и чужих эмоций.
4. По шкале «Управление эмоциями» 5 учеников (25% испытуемых) имеют низкий уровень управления своими и чужими эмоциями. Средний уровень выявлен у 10 учеников (50% испытуемых), высокий уровень имеют 5 учеников (25% испытуемых).
Таким образом, мы видим, что очень низким и низким уровнем эмоционального интеллекта обладают 6 учеников (30% испытуемых), средний уровень выявлен у 9 учеников (45% испытуемых) и только у 5 учеников (25% испытуемых) выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта.
Для того, чтобы найти взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и склонностью к интернет-зависимости подростков, нами был проведен корреляционный анализ по методу Стьюдента. С его помощью были выявлены следующие взаимосвязи:
Взаимосвязь между общим уровнем эмоционального интеллекта и интернет-зависимости (tЭмп = 32). Корреляция значима на уровне p≤0.05. Показатель корреляции свидетельствует о высокой степени корреляционной связи, а также, об обратной взаимосвязи показателей общего эмоционального интеллекта и интернет-зависимости подростков.
Степень развития эмоционального интеллекта у подростков склонных к интернет-зависимости влияет на их умение понимать и управлять своими собственными эмоциями и понимать и качественно идентифицировать эмоции своих собеседников. Из этого всего следует, что взаимосвязь между эмоциональным интеллектом у подростков и интернет-аддикции все же есть. У подростков, склонных к интернет-аддикции снижена способность к пониманию своих эмоций и других людей. Низкий уровень эмоционального интеллекта определяется слабой способностью управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность, низким самоконтролем, недостаточным осознанием своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
Список литературы
1. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 2011.
2. Ловпаче, Ф. Г. Психологические особенности Интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира / Ф. Г. Лопаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. С. 91–97.
3. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред. Д. В. Люсин, Д. Ушаков. Москва : Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.