Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по литературному чтению в 1-4 классах»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
СОСТАВИТЕЛИ:
ШМО учителей начальных классов
2018 г.
ПАСПОРТ
фонда оценочных средств
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Класс: 1
№
Контролируемые разделы (темы).
Форма проведения
(контрольная работа, диктант, сочинение, проверочная работа, практическая работа и т.д.)
Примерная дата (четверть/ полугодие, месяц, неделя)
1.
Итоговая комплексная работа.
комплексная работа
4четверть,8недел
Класс: 2
№
Контролируемые разделы (темы).
Форма проведения
Примерная дата (четверть/ полугодие, месяц, неделя)
1
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения (входной контроль)
работа с текстом
1 четверть, сентябрь, 3 неделя
2
Устное народное творчество.
тест
1 четверть, 5 неделя
3
Люблю природу русскую. Осень.
тест
1 четверть,7 неделя
4
Русские писатели.
тест
2четверть, 2 неделя
5
О братьях наших меньших.
тест
2четверть, 5 неделя
6
Из детских журналов.
тест
2четверть, 8 неделя
7
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за 1 полугодие.
работа с текстом
2 четверть, декабрь, 7 неделя
8
Люблю природу русскую. Зима.
тест
3четверть,2 неделя
9
Писатели – детям.
тест
3четверть,7 неделя
10
Я и мои друзья.
тест
3четверть, 9 неделя
11
Люблю природу русскую. Весна.
тест
4 четверть, 1неделя
12
И в шутку и всерьёз.
тест
4 четверть,4 неделя
13
Литература зарубежных стран.
тест
4 четверть, 6 неделя
14
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за год.
работа с текстом
4 четверть, май,
7 неделя
Класс: 3
№
Контролируемые разделы (темы).
Форма проведения
Примерная дата (четверть/ полугодие, месяц, неделя)
1
Самое великое чудо на свете.
тест
1 четверть, сентябрь, 2 неделя
2
Устное народное творчество.
тест
1 четверть, октябрь, 6 неделя
3
Поэтическая тетрадь №1.
тест
1 четверть, октябрь, 7 неделя
4
Великие русские писатели.
тест
2 четверть, декабрь, 5 неделя
5
Поэтическая тетрадь 2.
тест
2 четверть, декабрь, 6 неделя
6
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
проверочная работа
2 четверть, декабрь, 5 неделя
7
Литературные сказки.
тест
3 четверть, январь, 1 неделя
8
Были-небылицы.
тест
3 четверть , февраль, 4 неделя
9
Поэтическая тетрадь 1 (ч. 2)
тест
3 четверть, февраль, 5 неделя
10
Люби живое.
тест
3 четверть, март,10 неделя
11
Поэтическая тетрадь 2 (ч. 2)
тест
3 четверть, февраль, 9 неделя
12
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
тест
4 четверть, апрель,1 неделя
13
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки.
тест
4 четверть, апрель,4 неделя
14
Зарубежная литература.
тест
4 четверть, май,
8 неделя
15
Проверочная работа №2. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
проверочная работа
4 четверть, май,
7 неделя
Класс: 4
№
Контролируемые разделы (темы).
Форма проведения
Примерная дата (четверть/ полугодие, месяц, неделя)
1
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
контрольная работа
I полугодие,
декабрь, 3 неделя
2
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
контрольная работа
II полугодие,
май, 3 неделя
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ
Класс: 1
Четверть/
полугодие
Тема проекта
Вид проекта групповой/
индивидуальный
Форма представления
3четверть
«Живая Азбука»
групповой
презентация, выступление групп на уроке
Класс: 2
Четверть/
полугодие
Тема проекта
Вид проекта групповой/
индивидуальный
Форма представления
1 четверть
№ 1 «О чём может рассказать школьная библиотека»
фоторассказ
4 четверть
№ 2 «Мой любимый писатель-сказочник»
презентация
Класс: 3
Четверть/
полугодие
Тема проекта
Вид проекта групповой/
индивидуальный
Форма представления
1 четверть
«Сочиняем волшебную сказку».
индивидуальный
Создание книги
1 четверть
«Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
групповой
4 четверть
«Праздник поэзии».
индивидуальный
Классный праздник
Класс: 4
Четверть/
полугодие
Тема проекта
Вид проекта групповой/
индивидуальный
Форма представления
1 четверть
«Создание календаря исторических событий»
индивидуальный
презентация
на уроке
3 четверть
«Природа и мы»
индивидуальный
презентация
на уроке
4 четверть
«Они защищали Родину».
групповой
презентация
на уроке
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1 класс
Спецификация комплексной работы №1.
1. Назначение контрольной работы –1.Выявить уровень сформированности метапредметных результатов;
2.Оценить:
а) уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска;
б) эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3. Критерии оценивания
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание
Критерии выполнения
Максимальный балл
1
Предложение найдено верно (второе предложение или первое и второе) – 1 балл.
Предложение записано без ошибок или внесены необходимые правки – 1 балл.
2 балла
2
Выбран правильный ответ (1в. – белые, 2в. – чёрная) – 1 балл.*
1 балл
3
Соответствие краткой записи числовым данным из текста – 1 балл.
Верная запись решения и ответа задачи – 1 балл. (1в. – 2+1+7=10 птиц или 2+8=10 птиц; 2в. – 1+7=8 кроликов или 1+2+5=8 кроликов).
2 балла
4
Объект правильно отнесен к группе (1в. – орёл, ласточка; 2в. – овца, медведь) – 1 балл.
1 балл
5
Дан ответ на вопрос (1в. – Утята станут большими и белыми. 2в. – Корм приносит человек.) – 1 балл.
Ответ записан с соблюдением изученных правил: большая буква в начале предложения и точка в конце предложения, запись каждого слова отдельно, нет пропусков и перестановок букв (орфографические ошибки при записи собственного предложения не считаются) – 1 балл.
2 балла
*В тестовых заданиях способ указания правильного ответа не имеет значения, ответ может быть подчеркнут, или отмечен галочкой, или обведен номер ответа.
Максимальное количество баллов: 8 баллов
Достигнут повышенный уровень: 6-8 баллов (75% и выше)
Достигнут базовый уровень: 4-5 баллов (50-75%)
Не достигнут базовый уровень: 0-3 балла (менее 50%)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
6
Правильно выбран ответ (1в. – Утята ныряют за кормом. 2в. – Крольчата разного цвета.) – 2 балла
2 балла
7
Каждая правильно заполненная таблица – 1 балл.
2 балла
8
За каждую верно отмеченную фигурку – 1 балл.
2 балла
Максимальное количество баллов: 6 баллов
Достигнут повышенный уровень: 3-6 баллов (50% и выше)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
В начале урока детям нужно объяснить, что проверочная работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части обязательны для всех, а задания дополнительной части учащиеся выполняют по желанию.
Работа должна проходить в спокойной доброжелательной обстановке. К работе над дополнительной частью разрешается приступать только после того, как учитель просмотрит выполнение основной части. Негативные результаты по заданиям дополнительной части комплексной работы интерпретации не подлежат. Важно создать ситуацию успеха для каждого учащегося.
Во время работы учащимся следует разрешить пользоваться любыми справочными материалами и наглядными пособиями. Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать им помощь в случае затруднения. Помощь учителя состоит в мягком контроле полноты и качества выполнения работы, в поощрении и поддержке в ходе работы над заданием, в виде наводящих вопросов, при этом помощь не должна носить характер прямой подсказки.
Работа начинается с прочтения текста. Дети читают текст про себя или шёпотом. Как только текст прочитан, учащиеся начинают выполнять задания каждый в своем темпе.
Для проведения итоговой комплексной работы может отводиться время от 30 мин. до 1,5 ч. Медленно работающим детям время ограничивать не рекомендуется.
ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ученик должен научиться)
Задание
Планируемые результаты
Проверяемые умения
1
Осуществлять поиск необходимой информации.
Осуществлять контроль и корректировку выполнения задания.
Находить в небольшом тексте информацию, данную в явном виде. Грамотно передавать её (дословно). Осуществлять проверку записи (способом сличения). Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
2
Осуществлять поиск необходимой информации. Делать простые логические заключения.
Находить информацию, данную в неявном виде (сравнение). Выстраивать обратную логическую цепочку.
3
Понимать информацию, представленную в разных видах.
Находить числовые данные в тексте. Переводить словесную информацию в числовую запись.
4
Группировать объекты.
Относить объект к определённой группе объектов.
5
Отвечать на вопросы. Осуществлять проверку и корректировку своих записей.
Давать письменный ответ на вопрос, основываясь на информации текста. Проверять запись (пропуск, искажение) способом чтения по слогам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (ученик может научиться)
6
Оценивать возможность выводов на основе информации текста.
Соотносить данные умозаключения с информацией текста и делать обоснованный выбор.
7
Выделять существенную информацию. Представлять текстовую информацию в виде табличных данных.
Находить нужную информацию в тексте. Записывать словесные данные в виде чисел. Заполнять таблицу, ориентируясь на информацию текста.
8
Осуществлять проверку и корректировку выполнения задания.
Осуществлять проверку и корректировку задания, основываясь на пространственных представлениях (лево-право).
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 1 КЛАСС
Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______
1 вариант
НА ПРУДУ
Посреди деревни пруд. Он большой и весь зарос камышами. На берегу пара больших гусей щиплет траву.
Вот из камышей показалась уточка. За ней плывут семь утят. Мама большая и, как гуси, белая. Птенцы крошечные и ещё жёлтые.
Утка учит утят нырять. На дне – тина, а в ней – корм. Малыши стараются, они хотят есть.
Основная часть
Как выглядит пруд? Ответь предложением из текста. Спиши это предложение.
Сверь свою запись с текстом. Если надо, исправь.
Какого цвета гуси? Обведи номер ответа.
серые 2) белые 3) жёлтые
По тексту составили задачу. Заполни краткую запись числами. Реши задачу.
Г уси –
? птиц
Утки – и
О твет: всего птиц.
К какой группе животных относятся утки? Обведи номер ответа.
Орёл, ласточка. 2) Коза, мышь. 3) Бабочка, муха.
Подумай, когда утята станут белыми, как их мама. Запиши свой ответ.
Проверь свою запись, читая слова по слогам.
Оценка выполнения основной части (в процентах)
Проценты
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Баллы
Дополнительная часть
Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа.
Гуси подстерегают утят.
Утка плывёт за утятами.
Утята ныряют за кормом.
Заполни таблицы числами. Найдите нужные сведения в тексте.
Количество птиц
Количество птиц
Взрослые
Птенцы
В воде
На берегу
Нужно отметить знаком V второго справа утёнка и третьего слева. Проверь, верно ли выполнено задание.
Как это задание выполнишь ты?
Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)
Проценты
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Баллы
2 класс
Спецификация проверочных работ № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
1. Назначение проверочной работы – оценить нормативный уровень освоения ФГОС и выявить пробелы в проверяемых элементах содержания по литературному чтению учащихся 2 классов.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания проверочной работы.
Варианты работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним порядковым номером в двух вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент программы.
Каждый вариант составлен в виде теста, и содержит 6 заданий. В работе 4 задания уровня сложности А, 1 задание уровня В, 1 задание уровня С.
Максимальный балл за выполнение работы – 9.
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Задания уровня сложности А следует оценивать 1 баллом, задания уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами (задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа)
Проверочная работа № 1
Устное народное творчество.
Вариант 1,2
А1. Найди пословицу о труде
1) Близок локоть, да не укусишь.
2) Всяк пучок знай свой уголок.
3) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
4) Своя земля в горсти мила.
А2. В какой сказке один из персонажей - лиса?
1) «Гуси-лебеди»
2) «Красная шапочка»
3) «У страха глаза велики»
4) «Каша из топора»
А3. Найди героя сказки «Теремок»?
1) Гуси-лебеди
2) Баба-яга
3) Курочка Ряба
4) Мышка-норушка
А4. Кто помог девочке из сказки «Гуси-лебеди»?
1) мышка
2) кошка
3) собака
4) лягушка
В1. Определи жанр произведения?
У Саши в кармашке шишки, да шашки.
1) частушка
2) скороговорка
3) загадка
4) пословица
С1. Какие из этих сказок являются народными?
1) «Петушок и бобовое зернышко»
2) «Лиса и журавль»
3) «У страха глаза велики»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке»
Проверочная работа №2
Люблю природу русскую. Осень.
Вариант 1
А1. Что соответствует описанию осени?
1) поспела в лесу земляника
2) птицы собрались в стаи и улетают на юг.
3) на снегу лисьи и волчьи следы
4) трава выросла высокая-высокая.
А2. Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой листве на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
1) А. Плещеев 2) Ф. Тютчев
3) С. Есенин 4) А. Фет
А3. Определи жанр текста «Грибы» (с 77 учебника)?
1) рассказ 2) стихотворение
3) научная статья 4) сказка
А4. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А3. Определи жанр текста М. Пришвина «Осеннее утро» (с 78-79 учебника)?
1) рассказ 2) стихотворение
3) научная статья 4) сказка
А4. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А3. Это забавный зверёк прибыл из густого тропического леса. Кто он ?
1) Чебурашка
2) Винни-Пух
3) Крокодил Гена
4) Слонёнок
А 4. Кто автор произведения « Что красивей всего?»?
1)Э.Успенский
2) В. Берестов
3) Б. Заходер
4) Г. Остер
В1. Какое произведения учит всегда говорить правду?
1)»Товарищам детям»
2) «Память»
3) «Знакомый»
4) «Тайное становится явным»
С1. Укажи произведения Успенского ?
1) «Будем знакомы» 2) «Чебурашка»
3) «Над нашей квартирой» 4) «Если был бы я девчонкой»
И в шутку и всерьёз.
Вариант 2
А1. Кто считает, что « красивей всего - темнота»
1) деревья и травы 2) волк и лиса
3) совы и кроты 4) звери и птицы
А2. Как называл свои песенки Винни-Пух?
1) Песенки 2) Загадки
3) Пыхтелки 4) Нескладушки
А3. Кто не является героем книги Г.Остера «Зарядка для хвоста» ?
1) мартышка 2) попугай
3) удав 4) крокоди
А 4. Кто автор произведения « Память»?
1)И. Токмакова 2) В. Берестов
3) Б. Заходер 4) Э.Успенский
В1. Какое произведения учит всегда говорить правду?
1)»Товарищам детям» 2) «Память»
3) «Знакомый» 4) «Тайное становится явным»
С1. Укажи произведения В.Берестова?
1) «Кисточка » 2) «Знакомый»
3) «Что красивее всего» 4) «Путешественники»
Проверочная работа № 11
Литература зарубежных стран. Детские песенки
Вариант 1
А1. Укажи название английской народной песенки
1) «Перчатки»
2) «Бульдог по кличке Дог»
3) «Сюзон и мотылёк»
4) «Знают мамы, знают дети»
А2. Без чего не сдвинешь воз ?
1) без коня
2) без труда
3) без колёс
4) без взрослых
А3. С какого языка Н.Гернет и С.Гиппиус перевели песенку «Сюзон и мотылёк»?
1) с немецкого
2) с американского
3) с английского
4) с французского
А4. Во что, гуляя, любил играть пёс бульдог ?
1) в прятки
2) в чехарду
3) в салки
4) в лапту
В 1. В какой песенке рассказывается о девочке, которая не хотела учиться?
1) «Храбрецы»
2) «Сюзон и мотылёк»
3) «Знают мамы, знают дети»
4) «Перчатки»
С1. Что относится к фольклору?
1) Загадки
2) авторские рассказы о животных
3) потешки
4) детские народные песенки
Литература зарубежных стран. Детские песенки
Вариант 2
А1. Укажи название английской народной песенки
1) «Перчатки»
2) «Бульдог по кличке Дог»
3) «Сюзон и мотылёк»
4) «Знают мамы, знают дети»
А2. Во что, гуляя, любил играть пёс бульдог ?
1) в прятки
2) в чехарду
3) в салки
4) в лапту
А3. С какого языка В.Викторов перевели песенку «Знают мамы, знают дети»?
1) с немецкого
2) с американского
3) с английского
4) с французского
А4. Без чего не сдвинешь воз ?
1) без коня
2) без труда
3) без колёс
4) без взрослых
В 1. В какой песенке рассказывается о предмете, который потеряли, а потом нашли?
1) «Храбрецы»
2) «Сюзон и мотылёк»
3) «Бульдог по кличке Дог»
4) «Перчатки»
С1. Что относится к фольклору?
1) народные сказки
2) авторские сказки
3) былины
4) детские народные песенки
Спецификация контрольных работ № 1, 2, 3
1. Назначение контрольной работы – выявление уровня начитанности в ходе изучения отдельных разделов и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы. Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.
4. Критерии оценивания
«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» – если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» – если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных (обозначены звездочкой *).
Контрольная работа № 1
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения (входной контроль)
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого.
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом. Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник. Старик говорит: – Переломите веник. Сыновья сказали: – Разве можно веник переломить? Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались. – Ломайте прутья! – сказал старик. Сыновья все прутья переломали. Старик говорит: – Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(Л.Н. Толстой)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей; Б) старик, один сын; В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились; Б) жили дружно; В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо; Б) все разделятся; В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно; Б) плохо; В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки; Б) переломить веник; В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься; Б) Где мир и лад, не нужен и клад; В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось; Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
8. Понравилось ли тебе произведение и чем?_________________________________
Максимальное количество баллов –10.
Уровни:
высокий – 9-10 баллов,
повышенный – 7-8 баллов,
базовый – 5– 6 баллов,
ниже базового – менее 5 баллов
Правильные ответы к заданиям и оценивание
№1
а
1 балл
№2
а
1
№3
б, в, а
1
№4
б
1
№5
а
1
№6
б, в
2балла за полный ответ, 1балл – за 1 ответ
№7
Жить дружно (примерный ответ)
1
№8
0-2 баллов (в зависимости от качества выполнения задания)
Контрольная работа № 2
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за 1 полугодие
Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева.
БРАТИШКА
У угла моей дачи стояла кадушка1, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары. И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели. (В. Вересаев)
1Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где происходят события, описанные в тексте?
в городе; в парке; на даче.
2. На каком кусте сидели два молодых воробья?
На сирени; на бузине; на жасмине.
3. Какая стояла погода?
Теплая; прохладная; жаркая.
4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.
Клюв был разинут от жары; воробушку хотелось напиться; ярко светило солнце.
5. Подбери к словосочетанию ободряет примером близкие по значению фразы.
Показывает образец для подражания; вселяет уверенность в собственных силах; хвастается своей ловкостью.
6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.
Захватывал воду; опускал клюв; прыгал; ронял её.
7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.
Младший брат; старший брат.
8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
Добрый пример лучше ста слов. Кто духом пал, тот пропал. На Бога надейся, а сам не плошай.
Проверка читательских умений работать с текстом
Ф.И. учащихся
Выполнили всю работу без ошибок
Допустили ошибки в заданиях
1
2
3
4
5
6
7
8
Правильные ответы к заданиям
А
Б
В
Г
1.
+
2.
+
3.
+
4.
+
5.
+
+
6.
3
2
1
4
7.
+
8.
+
Контрольная работа № 3
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
за год
ДЕДУШКА
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски. У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. – Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать. – Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить. Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят. Уважай старика: сам будешь стар.(161 слово)
(К.Д. Ушинский)
Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел; Б) руки и ноги у него дрожали от старости; В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом; Б) отец стал неаккуратно есть; В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям; Б) любовь к престарелым родителям; В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Сделав худо, не жди добра. В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?
8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?
9. Выпиши мораль басни.
10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей сем
Правильные ответы к заданиям
А
Б
В
1
+
2
+
3
1
3
2
4
+
5
+
6
+
7
Стало стыдно
8
Чтобы в старости с ними так не поступили
9
Последние два предложения
10
ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Ф.И.учащихся
Выполнили всю работу без ошибок
Допустили ошибки в заданиях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3 класс
Спецификация контрольных работ
Тесты: № 5, 8, 10
1. Назначение контрольной работы – оценить нормативный уровень освоения ФГОС и выявить пробелы в проверяемых элементах содержания по литературному чтению учащихся 3 классов.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работа проводится в одном варианте.
Каждый вариант составлен в виде теста, и содержит 5 заданий
Максимальный балл за выполнение работы 5
На выполнение работы отводится 10 -15 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Все задания базового уровня и оцениваются 1 баллом.
Тест №5. «Поэтическая тетрадь 2»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Поэтическая тетрадь 2»
1. О каком писателе говорили современники:
«Это был человек мягкий. Добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому»?
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
2. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»
Б) «Не ветер бушует над бором»
В) «Дедушка Мазай и зайцы»
3. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Есть в полях моей родины скромные Сёстры и братья заморских цветов…»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
4. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Там, где не достала, - лютик золотой, Жёлтый одуванчик, - будет и седой…»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
5. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?...»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
Тест №8. «Поэтическая тетрадь 1» (ч. 2)
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Поэтическая тетрадь 1» (ч. 2)
1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Черного, А. Блока, С. Есенина? Выбери правильный ответ.
А) много интересной информации;
Б) поэты любят Родину, природу;
В) стихи красиво написаны.
2. Кто автор стихотворения:
«Что ты тискаешь утёнка? Он малыш, а ты – большой»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
3. Кто автор стихотворения:
«Слоник, слоник, настоящий слон живой, – Отчего ты всё качаешь головой?»
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
4. Кто автор стихотворения:
«Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
5. Кто автор стихотворения:
« Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
Тест №10. «Поэтическая тетрадь 2» (ч. 2)
Цель: проверить знания учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь 2» (ч. 2)
1. Кто автор строк:
«В лесу над росистой поляной Кукушка встречает рассвет. В тиши её голос стеклянный Звучит, как вопрос и ответ»?
А) С. Я. Маршак Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина Г) С. В. Михалков
2. Кто автор строк:
«Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет»?
А) С. Я. Маршак Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина Г) С. В. Михалков
3. Кто автор строк:
«Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
4. Кто автор строк:
«Я нашла в саду котёнка. Он мяукал тонко-тонко, Он мяукал и дрожал»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
5. В каком стихотворении есть такие строки:
«И звучат печально гаммы В нашей комнате без мамы»?
А) «Гроза днём»
Б) «Если»
В) «Разлука»
Г) «Кукушка»
Спецификация контрольных работ.
Тесты: № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13
1. Назначение контрольной работы – оценить нормативный уровень освоения ФГОС и выявить пробелы в проверяемых элементах содержания по литературному чтению учащихся 3 классов.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работа проводится в одном варианте.
Каждый вариант составлен в виде теста, и содержит 10 заданий
Максимальный балл за выполнение работы 10
На выполнение работы отводится 15 -20 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Все задания базового уровня и оцениваются 1 баллом.
Тест №1. «Самое великое чудо на свете»
Цель: проверить знания учащихся по разделу «Самое великое чудо на свете».
1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»
А) самый умный;
Б) много знает;
В) расширяет свой кругозор.
2. Что не относится к рукописной книге.
А) переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;
Б) расписная начальная буква каждого абзаца;
В) книга большая и тяжелая;
Г) книга напечатана в типографии.
3. Древние рукописные книги писали на
А) бумаге;
Б) пергаменте;
В) бересте;
Г) глиняных табличках.
4. Что такое летопись?
А) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
Б) сказки о Древней Руси;
В) былины;
Г) рассказы о жизни святых.
5. Рукописные книги писали
А) ученые;
Б) знатные и богатые люди;
В) учеными монахами;
Г) любой, кто умел писать.
6. Когда научились печатать книги?
А) в начале XV века;
Б) в середине XV века;
В) в конце XV века;
Г) в XX веке.
7. При каком царе напечатали первую книгу?
А) при Иване Калите;
Б) при Иване Красном;
В) при Иване Грозном;
Г) при Юрии Долгоруком.
8. Друкарь – это …
А) глупый человек;
Б) книгопечатник;
В) переписчик книг;
Г) мастеровой.
9. Как звали первопечатника?
А) Иван Калита;
Б) Иван Красный;
В) Иван Грозный;
Г) Иван Фёдоров.
10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?
А) дорого стоит;
Б) редкость;
В) красочная;
Г) книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…
Тест №2. «Устное народное творчество»
Цель: проверить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество».
1. Что не относится к устному народному творчеству?
А) потешка;
Б) поговорка;
В) пестушка;
Г) роман.
2. Определи зачин.
А) «жили-были…»
Б) «стали они жить-поживать…»
В) «я там был…»
Г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
3. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…»
Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
Г) «жили-были»
4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».
А) волшебная;
Б) о животных;
В) бытовая.
5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?
А) шапка-невидимка;
Б) игрушка-погремушка;
В) сапоги-скороходы;
Г) скатерть-самобранка.
6. Что такое пословица?
А) это рифмованное предложение;
Б) повествовательное предложение;
В) маленькое народное произведение;
Г) словосочетание.
7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
А) будет ладиться работа;
Б) гуляй смело;
В) сам себя губит.
8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»
А) песенки-заклички;
Б) докучные сказки;
В) потешки;
Г) скороговорки.
9.Что лишнее?
А) «Лиса и журавль»
Б) «Муха –цокотуха»
В) «Сивка Бурка»
10. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?
А) В. Васнецов;
Б) И. Билибин;
В) И. Айвазовский
Тест №3. «Поэтическая тетрадь №1»
Цель: проверить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество».
1. Кто автор строк:
«Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
2. Кто автор строк:
«Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
3. Кто автор строк:
«Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
4. Кто автор строк:
«Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
5. Укажи, чьё имя Иван Захарович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
6. Укажи, чьё имя Афанасий Афанасьевич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
7. Укажи, чьё имя Фёдор Иванович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
8. Укажи, чьё имя Иван Саввич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?
А) ритм
Б) рифма
В) сравнение
Г) эпитет
10. Кто лишний?
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) Л.Н.Толстой
Тест №4. «Великие русские писатели»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Великие русские писатели».
1. Укажи, чьё имя Александр Сергеевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
2. Укажи, чьё имя Лев Николаевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
3. Укажи, чьё имя Иван Андреевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
4. Укажи, чьё имя Михаил Юрьевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
5. Какой поэт родился, когда «… по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. … и вошёл в жизнь празднично».
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Ф. И. Тютчев
6. О каком писателе говорится: «… был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянский языки».
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) А. А. Фет
7. Кто из поэтов, «когда был маленький, часто говорил в рифму»?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) И. З. Суриков
8. В каких жанрах говорится о недостатках людей не прямо, а иносказательно?
А) стихотворение
Б) былина
В) басня
Г) сказка
9. Кто из писателей создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Л. Н. Толстой
10. Кто из писателей «прожил совсем немного лет – двадцать семь»?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Л. Н. Толстой
Тест №6. «Литературные сказки»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Литературные сказки»
1. Кто сочиняет литературные сказки?
А) сочиняют авторы;
Б) создаются народом
2. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Терпение и труд всё перетрут»?
А) храбрый заяц
Б) лягушка
В) Рукодельница
Г) Ленивица
3. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Смелый приступ – половина победы»
А) храбрый заяц
Б) лягушка
В) Рукодельница
Г) Ленивица
4. Кто является автором книги «Алёнушкины сказки»?
А) Д. Н. Мамин-Сибиряк
Б) В. М. Гаршин
В) В. Ф. Одоевский
Г) Л. Н. Толстой
5. Назови автора сказки «Мороз Иванович»
А) Д. Н. Мамин-Сибиряк
Б) В. М. Гаршин
В) В. Ф. Одоевский
Г) Л. Н. Толстой
6. Назови автора сказки «Лягушка-путешественница»
А) Д. Н. Мамин-Сибиряк
Б) В. М. Гаршин
В) В. Ф. Одоевский
Г) Л. Н. Толстой
7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
А) лягушки не умеют летать;
Б) прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;
В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
8. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…»?
А) заяц
Б) лягушка-путешественница
В) Рукодельница
Г) Ленивица
9. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…»?
А) заяц
Б) лягушка-путешественница
В) Рукодельница
Г) Ленивица
10. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила»?
А) заяц
Б) лягушка-путешественница
В) Рукодельница
Г) Ленивица
Тест №7. «Были-небылицы»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Были-небылицы».
1. Определи к какому виду относятся сказки из этого раздела.
А) народные сказки
Б) авторские сказки
2. С кем из морских жителей вёл беседу Евсейка?
А) с огромной рыбой в сизо-серебряной чешуе;
Б) с морской звездой;
В) с морской черепахой;
Г) с раком отшельником.
3. Найдите морское животное, которого нет в сказке «Случай с Евсейкой»
А) краб
Б) голотурия
В) креветки
Г) кит
4. Найди среди названий птиц, то слово, которое не встречалось в рассказе «Растрёпанный воробей»:
А) ворона
Б) сорока
В) воробей
5. Сколько лет было Наде в рассказе А. И. Куприна «Слон»?
А) 5 ; Б) 6; В) 7; Г) 8.
6. На каком этаже жила девочка Надя?
А) 1-ом ; Б) 2-ом; В) 3-ем; Г) 4-ом.
7. Какой формы был торт, который купили для слона?
А) круглый
Б) овальный
В) квадратный
Г) прямоугольный
8. Укажи автора произведения.
«… Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. …»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
9. Укажи автора произведения.
« - От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой – плачут. А теперь спи!»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
10. Укажи автора произведения.
«Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб;…»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
Тест №9. «Люби живое»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Люби живое»
1. Что объединяет произведения этого раздела?
А) реальные события;
Б) вымышленные события
2. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Ребята пускали по реке кораблики»?
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Наша Жучка»
3. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка»?
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
4. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка»?
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Ещё про Мальку»
5. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЯШКА, КАШТАН, ЮХИМЕНКО.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
6. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЗАЙЧИК, БОБР, ВЫДРА.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
7. По опорным словам отгадайте название рассказа: МЫШЬ, РЕБЯТА, ЩУКА, ЧАЙКИ.
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Ещё про Мальку»
8. По опорным словам отгадайте название рассказа: СОБАКА, ХОЗЯЙКА, ЩЕНКИ.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
9. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
А) из мухоморов
Б) из бледных поганок
В) из сыроежек
Г) из опят
10. Любимое лакомство Яшки из рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»
А) конфеты
Б) мармелад
В) бананы
Г) сахар
Тест №11. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
1. Отгадай, из какого произведения эти предметы: КИСТИ, КРАСКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЩЕЧКИ.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
2. Отгадай, из какого произведения эти предметы: СТАКАН С ЛОЖКОЙ.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
3. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ЦВЕТОК.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
4. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ХЛЕБ, ФОНАРЬ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
5. Отгадай, из какого произведения эти предметы: УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ, РАДИО.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
6. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ИГРУШЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН.
А) Н. Н. Носов «Телефон»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?
А) Федя
Б) Мишка
В) Гриша
8. О чём не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?
А) рожь
Б) пшеница
В) мука
9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»
А) Стёпка
Б) Лёля
В) Минька
10. Какое слово не синоним остальных слов?
А) тараторить
Б) болтать
В) путать
Тест №12. «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Мурзилка» и «Весёлые картинки»
1. Какой журнал не детский?
А) «Мурзилка»
Б) «Крестьянка»
В) «Весёлые картинки»
Г) «Трамвай»
2. В каком году был основан журнал «Мурзилка»
А) в 1922
Б) в 1923
В) в 1924
Г) в 1925
3. В каком году был издан журнал «Весёлые картинки»
А) в 1946
Б) в 1956
В) в 1966
Г) в 1976
4. Чем журнал отличается от книги?
А) есть картинки
Б) есть обложка
В) есть тексты с продолжением
5. Кто из писателей в юмористической форме рассказывал в своих произведениях, как не надо поступать?
А) Г. Остер
Б) Р. Сеф
В) Ю. Ермолаев
Г) Н. Носов
6. Его пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги»
А) Г. Остер
Б) Р. Сеф
В) Ю. Ермолаев
Г) Н. Носов
7. Как расшифровывается название детского журнала «Чиж»?
А) читаем интересный журнал;
Б) чересчур интересный журнал;
В) чрезвычайно интересный журнал.
8. Какого животного символизирует Мурзилка?
А) щенка
Б) котёнка
В) медвежонка
Г) волчонка
9. Какой журнал не относится к журналам 20-30-х годов XX века
А) «Русалочка»
Б) «Мурзилка»
В) «Чиж»
Г) «Ёж»
10. Кому запрещает слушать, читать «Вредные советы» Г. Остер?
А) взрослым
Б) послушным детям
В) непослушным детям
Г) никому не запрещает
Тест №13. «Зарубежная литература»
Цель: проверить знания учащихся по разделу
«Зарубежная литература»
1. Назови автора сказки «Гадкий утёнок».
А) Ш. Перро
Б) Братья Гримм
В) В. Гауф
Г) Г.-Х. Андерсен
2. К какому виду сказок относится сказка «Гадкий утёнок»?
А) о животных
Б) волшебная
В) бытовая
3. Какой птицы не было на птичьем дворе в сказке «Гадкий утёнок»?
А) индюк
Б) петух
В) перепел
Г) селезень
4. Какая из птиц на птичьем дворе воображала «себя чуть не императором»?
А) индюк
Б) петух
В) перепел
Г) селезень
5. В кого превратился гадкий утёнок?
А) в лебедя
Б) голубя
В) селезня
Г) орла
6. Как называется жанр рассказов о Персее?
А) былины
Б) миф
В) сказка
Г) легенда
7. Назови бога неба и грома в древнегреческой мифологии.
А) Аид
Б) Апполон
В) Зевс
Г) Посейдон
8. Кто не является героем древнегреческой мифологии?
А) Геракл
Б) Одиссей
В) Персей
Г) Паллант
9. Что обещал подарить Персей трусливому царю Полидекту7
А) диковинных рыб
Б) сочных ягод
В) золотую корону
Г) голову Медузы Горгоны
10. Кого по дороге домой освободил Персей от морского чудовища?
А) Анромеду
Б) Афину
В) Артемиду
Г) Афродиту
Спецификация контрольной работы
Проверочная работа №1
1. Назначение контрольной работы – выявление уровня начитанности в ходе изучения отдельных разделов и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы.
Работа проводится в одном варианте.
Содержание работ: вопросы, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме в форме теста:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1балл.
Задания с 10-13 проверяют умение анализировать текст, объяснить поступки героев, определить основную мысль, выразить своё отношение к прочитанному.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1-3баллов.
На выполнение работы отводится 20-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания
«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» – если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» – если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Проверочная работа №1
Долг
Принес Ваня в класс коллекцию марок. – Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. – Бери, конечно! – согласился Ваня. Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок. – Я тебе потом отдам, – сказал он Ване. – Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем! Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился. – Кругом я у тебя в долгу! – Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые... «И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню. Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...» А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось? Подходит как-то к нему и спрашивает: – За что косишься на меня, Петя? Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей: – Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог. Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване. – Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! – Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!
(282 слова)
(Э. Шим)
Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи основных героев произведения.
А) Ваня, Петя;
Б) Ваня, Петя, отец Пети; В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?
А) Во дворе; Б) в классе; В) в парке.
3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.
А) «Потом верну»; Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»; В) «Куплю другие марки и верну тебе».
4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?
А) Стало жаль своих марок; Б) не разрешил отдать коллекцию отец; В) не хотел обидеть друга.
5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?______________________
6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?
А) То, что взято с условием возврата; Б) то, что отдано с условием возврата; В) обязанность перед кем-либо.
7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?
13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему?_______________________________
Правильные ответы к заданиям
А
Б
В
Г
Д
1
+
2
+
3
+
4
+
5
Петя
6
+
7
+
8
+
9
4
3
2
5
1
10
О пропаже дружбы
11
Последнее предложение
12
13
Спецификация контрольной работы
Проверочная работа № 2
1. Назначение контрольной работы – выявление уровня начитанности в ходе изучения отдельных разделов и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы.
Работа проводится в одном варианте.
Содержание работ: вопросы, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме в форме теста:1, 2, 4, 5, 6, 7.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1балл.
Задания 3, 5, 8, 9, 10, 11 проверяют умение анализировать текст, ориентироваться в тексте, подробно и кратко отвечать на вопросы словами текста.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1-2баллов.
Задания 12-14 позволяют отследить межпредметные знания, умение кратко и точно ответить на поставленный вопрос.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1-3баллов.
На выполнение работы отводится 20-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания
«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» – если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» – если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Весна – красна.
Когда-то давным-давно собралась Весна - красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут – не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, - говорят, - снег и лёд, холод и голод, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься Весна - красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула на верх, а по небу над ней плывёт белое, пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела с Северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, ей все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталинки, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна - красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц – гусей, лебедей, и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое Облако, так, значит, на нём Весна - красна прилетела. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей…
(Г.А. Скребицкий)
(269 слов)
Прочитай текст «Весна - красна» Г.А. Скребицкого. Выполни задания.
В какие края собралась Весна - красна в гости?
а) в западные б) в восточные в) в южные г) в северные
С кем провела Весна - красна зиму?
а) с перелётными птицами;
б) с осёдлыми птицами;
в) с кочующими птицами.
Когда Весна - красна, решила лететь в гости в северные края? Ответ выпиши:
По какой примете, указанной в тексте, можно судить о приходе Весны? Ответь одним предложением:________________________________________________________________________________
1. Назначение контрольной работы – выявление уровня начитанности в ходе изучения отдельных разделов и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работа носит комплексный характер и соответствует требованиям программы.
Работа проводится в одном варианте.
Содержание работы: вопросы, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме в форме теста:1, 2, 8
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1балл.
Задания 3,4,5,6,7, 9, 10 проверяют умение анализировать текст, ориентироваться в тексте, подробно и кратко отвечать на вопросы словами текста.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1-2 баллов.
На выполнение работы отводится 20-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания
«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» – если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» – если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Контрольная работа № 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.
(Г. Юрмин)
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
□1) рассказ
□ 2) басня
□ 3) сказка
□ 4) стихотворение
2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
□1) он отличался от всех внешним видом
□ 2) он всегда гулял с собакой
□3) он гулял в одном и том же месте
3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.
6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?
7.
Подбери
синоним
к
слову
выбоина.
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
□1) лаял на молодого человека
□2) тыкался носом в колени пассажира помоложе
□3) начинал рычать на пассажира
9. Восстанови последовательность событий рассказа.
□1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.
□2) Джек ведёт к автобусу.
□3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
□4) Он лишился одной руки и обоих глаз.
□5) Бывший лётчик доволен другом.
10. Определи главную мысль текста.________________________________________________
Спецификация контрольной работы № 2
1. Назначение контрольной работы – выявление уровня начитанности в ходе изучения отдельных разделов и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 « О утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России с 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060 с 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507))
3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Работа носит комплексный характер и соответствует требованиям программы.
Работа проводится в одном варианте.
Содержание работы: вопросы, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме в форме теста:1, 4, 5, 7.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1балл.
Задания 2,3,6, 8, 9, 10, 11,12,13,14 проверяют умение анализировать текст, ориентироваться в тексте, подробно и кратко отвечать на вопросы словами текста.
Максимальная оценка за выполнение данных заданий 1-2 баллов.
На выполнение работы отводится 20-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
4. Критерии оценивания
«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» – если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» – если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Контрольная работа № 2
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо - бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон - и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.
И только вышел за околицу, вижу - лиса! Мышкует - промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле - ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком - и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок - собирают себе зерно на зиму.
Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула - вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет - не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть - вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты - только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, вот какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле -то под крышей.
(383 слова) (Н.Сладков)
Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) Зимой б) Весной в) Летом г) Осенью
2. Обоснуй свой ответ словами из текста.
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
4. Определи верное значение слова жнивьё.
а) Поле с созревшими зерновыми культурами.
б) Поле, засеянное льном.
в) Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.
5. Определи значение слова околица в данном тексте.
а) Изгородь вокруг деревни.
б) Окраина селения.
в) Окольная, не прямая дорога.
6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
а) Зайца, лису, мышей-полёвок.
б) Зайца, мышей-полёвок.
в) Лису, мышей-полёвок.
8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету.
б) Пала передними лапами и носом на землю.
в) Легла на брюхо, поползла.
г) Рванула.
д) Вскинулась всем передом.
е) Проглотила, даже не разжевав.
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
11. Запиши разгадку пляски лисоньки.
12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.