kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Звери нашего края" (внеурочное занятие в 4 классе "Животный и растительный мир нашего края")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие "Звери нашего края" проводилось в рамках программы "Животный и растительный мир нашего края" (Кемеровская область) в 4 классе. представлен конспект самого занятия, презентация и весь материал, который необходим для проведения занятия: тексты о зверях, таблица для заполнения, иллюстрации зверей, вопросы к кроссворду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к кроссворду»

Вопросы к кроссворду:

1.Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).

2. Эти животные предпочитают селиться по берегам медленно текущих рек, где строят свои хатки. (Бобр)

3. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

4. В птичник повадится –

Жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

(Лиса)

5. Зверьки из семейства грызунов.Широко распространены в степях и лесостепях. Живут колониями, в норах. (Суслик)

6. Хищный зверь семейства кошачьих. На ушах длинные кисточки. (Рысь)

7. Вид млекопитающих, ведущих полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Питается рыбой. (Выдра)

8. Этот зверь живёт в земле
Там он прячется, во мгле
Роет зверь подземный ход
Угадайте, это...(Крот)

Просмотр содержимого документа
«иллюстрации зверей»

















































































































Просмотр содержимого документа
«конспект занятия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №44»




«Звери нашего края»

(внеурочное занятие в 4-м классе «Животный и растительный мир нашего края»)







Составила: Попова Олеся Викторовна

учитель начальных классов










2014



Технологическая карта изучения темы


Учебный предмет

Внеурочное занятие

Класс

4

Тип занятия

Комбинированный

Технология построения занятия

Технология проектной деятельности

Тема занятия

«Звери нашего края»


Цель занятия

Знакомство учащихся со зверями Кемеровской области, создание и защита проекта


Оборудование

Проектор, презентация к уроку, иллюстрации зверей, фломастеры, листы с таблицей для каждой группы, задания для работы в группах, книга с заданиями на листках, яблоко и лимон для рефлексии

















Планируемый результат

Предметные умения

- находить информацию в тексте;

- определять особенности внешнего вида зверей;

- определять особенности питания зверей.




















Личностные УУД:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

- выказывать свое отношение к защите зверей.

Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему, задачу занятия; - работать по алгоритму; - оценивать результаты своей деятельности; - корректировать выполнение задания.

Познавательные УУД:

- подведение под понятие;

- ориентироваться в литературных источниках;

- предполагать тему занятия; - выбирать необходимую информацию из текста, анализировать ее и оформлять в таблицу; - анализировать познавательный материал; - самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- слушать, договариваться с одноклассниками;

- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли и мнение группы;

- высказывать свою точку зрения;

- сотрудничать в группе.











Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Групповая









Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор























Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный момент.

Эмоционально настроить на занятие.

Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.

Активизировать имеющиеся знания, побуждение интереса к теме.

Работа над проектом.

Формулировать тему, задачу занятия. Работать с содержанием текста (маркировка, анализировать содержание, заполнять таблицу мини-проекта).

Защита мини-проекта.

Грамотно провести защиту проекта.

Итог занятия.

Обобщить знания, обратить внимание на бережное отношение к зверям.

Рефлексия.

Провести самооценку деятельности учащихся.





















Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный момент



Здравствуйте, ребята.


Я вас приглашаю выйти для приветствия.

Спасибо, присядьте на свои места.


Предлагаю в зимний прохладный день попасть в летний фруктовый сад. Какие деревья растут в нашем саду?

Перед вами на столах лежат яблоко и лимон. Возьмите яблоко и напишите, что ожидаете на нашем занятии.

А на лимонах напишите, чего опасаетесь.

Прикрепите свои яблоки и лимоны к соответствующему дереву на доске, чтобы можно было прочитать текст. Давайте посмотрим, что же вы ожидаете.

А опасаетесь вы…

В конце занятия подведем итоги - стоило ли опасаться чего-либо и произошло ли то, что вы ожидали.


Создает эмоциональный настрой, предлагает детям выйти и встать в круг.

Демонстрирует деревья в презентации.









Анализирует ответы учащихся.

Слушают, выйдя в круг пожимают друг другу руки (сначала с товарищем слева, затем - справа) и желают удачи на занятии.


Записывают опасения и ожидания на соответствующих листочках.

К: слушать и понимать других.


2.Актуализация знаний. Сообщение темы занятия

У меня интересная книга, которую я прошу вас помочь мне сейчас заполнить.

Посовещайтесь в своих группах и договоритесь, кто из вас будет мне помогать.


Подойдите к книге и выберите один из листочков. Посовещайтесь в группе и договоритесь, кто будет отвечать.


Давайте проверим, как же вы справились с заданием.

  1. Отгадай загадку:

Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк)


  1. Отгадай загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (Лось)


  1. Отгадай загадку:

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (Медведь)

Зачитайте загадку и озвучьте свой ответ. Найдите свою отгадку среди картинок.

Прикрепите слева – загадку, справа - отгадку.

Молодцы! Только начали работать, а у нас уже есть результат «Книга с загадками».


А к какой группе животных они относятся? (звери)

Кто такие звери? (млекопитающие)

Что значит млекопитающие?

Какая еще особенность организма у зверей? (теплокровные)

У здоровых зверей в теплую и холодную погоду температура тела остается постоянной.

Сформулируйте тему нашего занятия.

(Звери нашего края)


Какую главную задачу поставим перед собой?


Показывает книгу на доске.




Предлагает детям выбрать листочек из книги.

















































Проводит беседу по вопросам.


Демонстрирует слайд в презентации.



Задает вопрос определяющий тему занятия.


Вывешивает название темы на доску.



Договариваются, кто выйдет помогать.



От каждой группы выходит по 1 человеку, выбирают листок с заданием.






Работают в группе,

один ученик озвучивает ответ, выбирает нужную картинку на доске и прикрепляет слева –загадку, справа – отгадку.




































Отвечают на вопросы.






Выдвигают предположения темы и задач занятия.


К: договариваться в группе, высказывать свою точку зрения.







П: анализировать информацию.













































К: высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.



П: анализировать предоставленную информацию.


3. Работа над проектом


Я предлагаю выбрать, кто сейчас выйдет ко мне.

Подойдите и выберите, над какими двумя зверями будет работать ваша группа.


На столах у вас лежит таблица. Подумайте, что необходимо сделать, какой план работы будет у вас? С чего начнете?

Название

Внешний вид

Питание (примеры)

Примечание (что-то интересное)










Все понятно? Приступайте к работе.








Показывает слайд с планом работы.







Организует работу в группах по плану.


От группы выходит по 1 человеку, выбирают папки с информацией о зверях.

Выдвигают план работы.


Работают по плану над мини-проектом.


Определяют выступающих по 2 человека от группы.


Р: определять и формулировать план работы с информацией.


Л: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.


Р: работать по алгоритму, корректировать выполнение задания.

П: выбирать необходимую информацию из текста, анализировать ее и оформлять в таблицу.

К: договариваться и распределять обязанности между собой.

4. Защита мини-проекта


Давайте проверим, что у вас получилось.

Молодцы, ребята!


Организует защиту проекта детьми.

Выступление группы. Вывешивают иллюстрацию с изображением зверя на доску и защищают свою работу по 2 человека. Один – рассказывает об одном звере, второй – о другом.


К: высказываться.

Р: умение работать по алгоритму, рассказывать информацию в нужном порядке.






5.Итог занятия

Ребята, как вы думаете, звери о которых вы рассказывали, нуждаются в охране? Почему? Докажите.

-Действительно. Они занесены в Красную книгу Кемеровской области.

-Что такое Красная книга?

Красный цвет- сигнал запрета для людей всего мира.

-Обратите свое внимание какие еще звери занесены в Красную книгу Кем области.


-Какие же еще звери живут в Кемеровской области, вы узнаете, разгадав кроссворд. Вопросы к кроссворду:

1.Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).

2. Эти животные предпочитают селиться по берегам медленно текущих рек, где строят свои хатки. (Бобр)

3. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.(Белка)

4. В птичник повадится –

Жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

(Лиса)

5. Зверьки из семейства грызунов.Широко распространены в степях и лесостепях. Живут колониями, в норах. (Суслик)

6. Хищный зверь семейства кошачьих. На ушах длинные кисточки. (Рысь)

7. Вид млекопитающих, ведущих полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Питается рыбой. (Выдра)

8. Этот зверь живёт в земле
Там он прячется, во мгле
Роет зверь подземный ход
Угадайте, это...(Крот)


Чья группа первая поднимет «сигнальную руку», та будет отвечать и получит за верный ответ жетон.

Посчитайте количество жетонов. Сколько их у вас?

Вот у нас и выявились самые внимательные ребята. Надеюсь, в следующий раз и у других также все получится.


Проводит беседу по вопросам.





Демонстрирует презентацию.







Читают названия зверей, проживающих в Кемеровской области.


Разгадывают кроссворд о зверях, за верный ответ и быстроту получают жетон для своей группы.



























Называют количество жетонов.



К: выслушивать друг друга.


6. Рефлексия

Какую задачу мы ставили в начале занятия? Добились мы поставленной задачи?


Предлагаю вернуться в наш «Фруктовый сад». Вспомните ваши ожидания и опасения в начале занятия.

-Скажите, оправдались ли они?

-Предлагаю, у кого опасения не подтвердились подойти и снять их.

Главное ничего не бояться, быть уверенным в себе и тогда все будет получаться! Спасибо за занятие.


Анализируют свою деятельность на занятии.




Снимают «лимоны» с фруктового дерева на доске, у кого опасения не подтвердились.



П: самостоятельно делать выводы.



Р: самооценка своей деятельности на занятии.



Просмотр содержимого документа
«таблица для заполнения»

Название

Внешний вид

Питание (примеры)

Примечание (что-то интересное)











































Просмотр содержимого документа
«тексты о зверях»

ЛОСЬ - парнокопытное млекопитающее семейства оленей. Это самый крупный представитель семейства (длина до 3 м, высота до 2,3 м, масса до 570 кг, иногда более). Лось — высоконогий зверь, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем и тяжелой головой. У самцов большие лопатообразные рога, размах которых может достигать 3 м, причем число отростков на рогах возрастает с возрастом зверя. Окраска буровато-черная, ноги от середины голени и предплечья вниз светло-серые, почти белые.

Лось питается листьями и побегами деревьев и кустарников (очень пластичен в питании). Обрывать листья лосям помогает широкая и подвижная верхняя губа, нависающая над нижней челюстью. Летом животное предпочитает гари, лесосеки, где богата поросль лиственных деревьев и высокотравья, в том числе в изобилии имеется любимый корм лося — иван-чай. Зимой лось чаще держится в смешанных и хвойных лесах, с густым подлеском и хорошим молодняком. Почти повсюду посещает солонцы, где пьет солоноватую воду и грызет богатую солью почву.

Лоси держатся поодиночке или небольшими группами. Крупные и тяжелые животные, они, тем не менее, легко передвигаются по болотистой местности.. Зимой им мешает двигаться снежный покров.

Лоси иногда наносят ущерб и повреждают посадки в лесных питомниках. Считается, что лосиное молоко излечивает язву желудка.















ВОЛК - самый крупный представитель семейства волчьих. Длина тела 100-140, хвоста 30-50 см, высота до 90 см, масса от 30 до 75 кг. Голова удлиненная, с вытянутой мордой. Зубы острые, хищные с большими клыками. Уши стоячие, заостренные. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Конечности высокие, пальцеходящие. Когти тупые, слабоизогнутые. Мех преимущественно серый, зимой гуще, чем летом. Самец крупнее самки. Подвиды волка отличаются размерами и оттенками меха. Самые крупные и светлые — полярные волки.

Волк активен ночью, питается любыми животными, обитающими в его ареале. В зимнее время основу рациона составляют копытные, летом — более мелкие позвоночные, пресмыкающиеся, кладки яиц, насекомые и ягоды. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса, но обычная суточная норма 2-6 кг.

Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи.

Волки территориальные животные. Границы участка помечаются и строго охраняются. Для общения волки используют мимику, положение хвоста, вой.















БУРЫЙ МЕДВЕДЬ - хищное млекопитающее семейства Медвежьих. Включает 7 подвидов, различающихся размерами, окраской и средой обитания. Длина тела 1,7-2,2 метра, масса 100-340 кг. Мех густой, бурый, различных оттенков. У молодых животных на шее есть светлый воротник. Клыки мощные. Обладают смешанным типом питания. Лапы мощные, пятипалые, когти крепкие, сильно загнутые. В отличие от других хищных млекопитающих у медведей практически отсутствует мимика.

Бурые медведи активны в любое время суток. Зимой впадают в неглубокий сон, длящийся до 195 дней. Они устраивают берлогу в ямах, пещерах или густом валежнике. Зимний покой не является спячкой, так как медведь сохраняет нормальную температуру тела и, в случае опасности, может сразу проснуться. Не залегший в берлогу зверь становится шатуном. Появление зверей-шатунов свидетельство общего ухудшения условий обитания. Такие медведи очень опасны для человека. Срок жизни до 45 лет. Хорошо плавают, ловят рыбу на песчаных отмелях. Медведи, особенно молодые, хорошо лазают по деревьям, разоряя гнезда пчел. Обычно ведут одиночный образ жизни. Всеядны. Кроме ягод, кореньев, меда, насекомых, позвоночных, могут питаться падалью. Линяет бурый медведь два раза в год: весной и осенью.

















Онда́тра, или мускусная крысамлекопитающее подсемейства грызунов. Внешне ондатра напоминает крысу хотя она заметно крупнее черой крысы — вес взрослых особей может достигать 1,8 кг. Длина тела — 23—36 см, длина хвоста почти равна длине тела — 18—28 см.

У ондатры шея короткая, голова небольшая и тупомордая. Её внешний облик свидетельствует об адаптации к водному образу жизни. На задних лапах имеются плавательные перепонки. Мех ондатры состоит из грубых остевых волос и мягкого подшерстка. Окраска спины и конечностей от тёмно-коричневой до чёрной. Брюхо светлее, иногда серовато-голубое. Летом окрас светлеет. Мех очень густой, плотный и пышный, что обусловливает его водонепроницаемость. Ондатра постоянно следит за своим мехом: смазывает жировыми выделениями и расчёсывает.

Ондатра ведёт полуводный образ жизни, селится по берегам рек, озёр, каналов и особенно охотно — пресноводных болот. Она предпочитает мелководные (1—2 м глубиной), не промерзающие водоёмы с берегами, покрытыми густой травянистой растительностью. Питаются прибрежными и водными растениями. Весной ондатра кормится молодыми стеблями и листьями, летом и осенью ест прикорневые части и корневища, зимой только корневища. Реже, когда растительной пищи мало, ест моллюсков, лягушек и мальков рыб.

Для жилья ондатра строит норы и хатки. Нору роет в высоком берегу. Длина ходов нор различна, в крутых берегах — 2—3 м, в пологих — до 10 м. Отверстие норы расположено под водой. На низких заболоченных берегах ондатра сооружает из стеблей водных растений скрепленных илом, надводные жилища — хатки высотой до 1—1,5 м. Вход в них тоже располагается под водой. Кроме жилых хаток ондатры строят и кладовые, где делают запасы корма на зиму.





Норка тело сильно вытянуто, но немного приплюснуто сверху. Ноги сравнительно короткие. Голова, с тупоносой мордочкой и короткими, едва выдающимися из меха округлыми ушами. Пальцы соединены плавательными перепонками. Длина тела норки колеблется от 32 до 44 см, хвоста — от 12,4 до 20 см. Самцы отличаются от самок более крупными размерами.

Меховой покров норки, как и строение всего тела, приспособлен к полуводному образу жизни. Мех здоровой и упитанной норки не намокает.
Окрашена норка однообразно, в красивый, блестящий темноко-коричневый, бурый или каштаново-бурый цвет. Верхняя часть спины немного темнее боков и брюха. Хвост почти черный. Лапы также темнее спины. Белый цвет губ и подбородка нередко переходит на горло, образуя ряд белых пятен различной величины.
Жизнь норки тесно связана с пресной водой, и поэтому она селится вдоль берегов ручьев, рек и озер, причем редко отходит от берегов водоема дальше 200 м. Излюбленными местами обитания норки являются заросшие кустарниками и лесом, подмытые берега небольших речек и ручьев, озера.
Иногда селится около мельниц, не смущаясь присутствием человека и его деятельностью.
Основной пищей норки является мелкая рыба: пескари, гольцы, подкаменщики, молодые налимы, которых зверек ловко преследует под водой, в корнях подмытых деревьев. Кроме того, норка ловит мелких грызунов, особенно водяных крыс, а также лягушек, ужей, раков,моллюсков.

Охотится главным образом в сумерки и ночью, но нередко ее можно встретить и днем. Большую часть времени проводит на берегу, бегая между корнями и под нависшим берегом. Плавает норка хорошо, выставив значительную часть туловища из воды. Наиболее опасным врагом норки является выдра.

Норка дает очень теплый, крепкий и ценный мех. Уничтожая мышевидных грызунов, она приносит пользу человеку.



Кабарга– один из наиболее мелких и своеобразных представителей оленей северного полушария. Этот маленький олень высотой в холке не более полуметра обладает рядом специфических особенностей. Так, рогов у кабарги нет, но у самцов сильно развиты верхние клыки, которые торчат изо рта вниз, и их концы опускаются ниже подбородка. Эти клыки растут всю жизнь, достигая у взрослых самцов 7- 10 сантиметров, при этом они имеют острый режущий задний край. У самок верхние клыки короткие, и за пределы губы они не выступают. В жизни самцов кабарги они имеют столь же важное значение, как и рога у других представителей оленей. Шерсть у кабарги густая и длинная, но ломкая. Окраска бурая или коричневая. У молодых животных на боках и по спине разбросаны нечёткие светло-серые пятна.

Мягкий роговой ободок на чехле копыт удерживает ее от скольжения по камням и помогает ловко преодолевать наледи. Сильные задние ноги позволяют кабарге совершать великолепные акробатические прыжки, как высоту, так и в длину.

В рационе кабарги преобладают лишайники. В качестве добавки к рациону поедает также хвою пихты и кедра, некоторые зонтичные, листья черники, папоротники, хвощ и другие растительные корма. Обычно животные кормятся у ветровальных деревьев, увешанных лишайниками, объедают их с упавших ветвей и собирают лишайниковый опад с поверхности снега. Собирающая корм кабарга может подниматься по наклонному стволу дерева или прыгая с ветки на ветку до высоты 3—4 м.

У кабарги много естественных врагов. Нередко подстерегает кабаргу на кормёжке рысь; преследуют росомаха и лисица.

Просмотр содержимого презентации
«звери нашего края»

«Звери нашего края» Попова Олеся Викторовна,  учитель начальных классов МБОУ «Школа №44»

«Звери нашего края»

Попова Олеся Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №44»

ОПАСЕНИЯ ОЖИДАНИЯ

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ

Звери!      млекопитающие теплокровные

Звери!

млекопитающие

теплокровные

План работы:

План работы:

  • Прочитайте текст.
  • Выберите нужную информацию и заполните таблицу.
  • Подготовьтесь к выступлению.
Красная книга

Красная книга

Красная книга

Красная книга

Красный волк Винторогий козел

Красный волк Винторогий козел

Марал    Кабарга

Марал Кабарга

2 3 6 7 4 1 5 8

2

3

6

7

4

1

5

8

2 7 3 6 4 з 5 а я ц 8

2

7

3

6

4

з

5

а

я

ц

8

Б О 6 7 Б 3  Р 4 З 5 А Я Ц 8

Б

О

6

7

Б 3

Р

4

З

5

А

Я

Ц

8

Б О 7 Б 6 Р Е Л 4 З К А 5 А Я Ц 8

Б

О

7

Б

6

Р

Е

Л 4

З

К

А

5

А

Я

Ц

8

Б О Б 7 6 Р Е Л К З И А А С 5 И Я Ц А 8

Б

О

Б

7

6

Р

Е

Л

К

З

И

А

А

С 5

И

Я

Ц

А

8

Б О 6 Б 7 Р Е Л З К И А А С Я У И С Ц Л А И К 8

Б

О

6

Б

7

Р

Е

Л

З

К

И

А

А

С

Я

У

И

С

Ц

Л

А

И

К 8

Б О 7 Б Р Р Е Ы Л С Ь З И К А А С У Я И С Ц Л А И К 8

Б

О

7

Б

Р

Р

Е

Ы

Л

С

Ь

З

И

К

А

А

С

У

Я

И

С

Ц

Л

А

И

К 8

Б О Б Р В Ы Е Р С Д Л Ь Р З И К А А С У Я И С Ц Л А И К 8

Б

О

Б

Р

В

Ы

Е

Р

С

Д

Л

Ь

Р

З

И

К

А

А

С

У

Я

И

С

Ц

Л

А

И

К 8

Б О Б В Р Ы Р Е Д Л С Ь З Р И К А А С У И Я С Ц Л А И К Р О Т

Б

О

Б

В

Р

Ы

Р

Е

Д

Л

С

Ь

З

Р

И

К

А

А

С

У

И

Я

С

Ц

Л

А

И

К

Р

О

Т

ОПАСЕНИЯ ОЖИДАНИЯ

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ

Электронные источники:

Электронные источники:

  • http://www.prirodasibiri.ru
  • http://www.karate42.ru/?id=690
  • http://vok.in.ua/?nh=/krasnaya-kniga-zhivotnyh-rossii-prezentaciya


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Олеся Викторовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства