Значение трудового обучения в младших классах школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями
Значение трудового обучения в младших классах школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями
Влияние занятий трудом на развитие ребенка разнообразно. Трудовое обучение имеет значение для воспитания в первую очередь нравственных качеств личности ребенка, а также эстетического воспитания детей и т.д. Но мы сознательно ограничиваем себя рассмотрением только одной, но весьма существенной для олигофренопедагогики проблемы - проблемы коррекции недостатков развития умственной деятельности отсталого ребенка с помощью соответственно организованного труда детей на первых годах их обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение трудового обучения в младших классах школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями»
Учитель-дефектолог
Дубрянская Е.С.
Значение трудового обучения в младших классах школ-интернатов для
детей с ограниченными возможностями
Ручному труду во вспомогательной школе уделялось большое внимание во многих странах, в том числе и в нашей стране.
Высоко ценили педагогическое значение ручного труда такие дефектологи, как Итар, Э. Сеген, Я. Демор, В. Кащенко, Е. Грачева, А. Граборов, М. Рябцев и другие. Они широко применяли ручной труд в своей практической деятельности при работе с умственно отсталыми детьми и пропагандировали его в своих трудах.
Во вспомогательной школе ручной труд применяется с целью успешного решения тех образовательных и воспитательных задач, которые стоят перед вспомогательной школой. В частности, коррекционная работа по развитию умственной деятельности аномального ребёнка является важнейшей социальной задачей всей учебно-воспитательной работы вспомогательной школы.
Опираясь на опыт лучших учителей вспомогательных школ, можно твердо сказать, что занятия по ручному труду являются средством коррекции недостатков умственного и физического развития учащихся, средством нравственного воспитания детей и подготовки их к профессиональному обучению. Ручной труд является в известной мере первым звеном в системе подготовки детей к профессиональному труду.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Отмечу некоторые наиболее существенные, на мой взгляд, моменты в подготовке учителей к уроку ручного труда. Уроки ручного труда требуют от учителя определенных умений и навыков, глубокого знания методики их проведения. Основным условием высокого качества уроков ручного труда является тщательная, всесторонне продуманная подготовка учителей к каждому уроку. Необходимо продумать весь план урока вплоть до мелочей, чтобы в ходе занятий не возникли различные случайности и непредвиденные затруднения, которые не позволят достигнуть желаемых результатов.
Очень важно также предусмотреть связь с другими предметами. В одном случае полученные на других предметах знания используются в качестве опоры для облегчения учащимися понимания своих практических действий, а в другом - знания, полученные впервые на уроках труда, закрепляются и расширяются на уроках по другим предметам.
Готовясь к уроку, учитель старается вникнуть и дать себе отчёт в том, как будет занят и втянут в активную деятельность каждый ученик, учитывая, что большинство из них имеет разные способности и особенности.
Он продумывает регулирование фронтальной работы со всем классом и индивидуальной работы с отдельными учениками, имея ввиду при этом не только более слабых учеников (по физическому и умственному развитию), но и более сильных. Для более слабых учеников учителя заранее подбирают облегчённые задачи, а также соответствующие инструменты и материалы.
Не менее важно, готовясь к уроку, продумать и оборудование урока. Учитель придаёт большое значение этому.
КАК СТАВЯТСЯ ЦЕЛИ РАБОТЫ
Очень важно, чтобы труд на каждом уроке был целенаправленным и сознательным. Необходимо добиться, чтобы дети работали творчески, чтобы они с самого начала знали, что делают, для чего делают, как будут исполнены результаты их труда. В этом случаи дети испытывают настоящую радость творчества, получают удовлетворение. Поэтому перед тем, как начать урок по изготовлению какого-либо изделия, необходимо провести вводную беседу с детьми о том, что они будут делать, зачем это нужно. Дети должны знать, что они делают нужные предметы и приобретают практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшем.
Урок труда начинается с беседы с учениками о работах, выполненных на прошлом уроке. Учитель указывает на достижения и недостатки в их работах. Дальше учитель направляет беседу к предстоящей работе. И помимо приучения детей к точности, аккуратности в работе, умению анализировать и т.д., стремится заинтересовать детей предстоящей работой.
Беседа ведётся так, что ученики получили уверенность в том, что они сами принимают решение и пришли к выводу о необходимости заняться этим делом. В данном случае по этому поводу говорила Н.К. Крупская: «Лучше бы навести ребёнка на тему, чем прямо дать её… Важнее вызвать инициативу, чем прямо дать цель».
ПРИМЕР беседы учителя с учениками по теме «Изготовление плакатов для семян».
Учительница (после краткого анализа работ прошлого урока, продолжая дальше беседу, спрашивает детей). Ребята, что вы прошлый раз делали на предметном уроке?
Ученик. Мы собирали семена.
Учительница. Какие семена вы собирали?
Ученик. Мы собирали семена яблок.
Учительница. Семена каких яблок вы собирали?
Ученик. Мы собирали семена красных, коричневых, китайских яблок.
Учительница. Какие еще вы собирали семена?
Ученик. Ещё мы собирали семена винограда.
Учительница. Правильно, ребята. Теперь скажите, как вы будете хранить их до весны? Удобно ли их сохранять просто завернутыми в бумажки (показывает кулёк)?
Ученик. Нет. Так неудобно. Не видно, какие там семена. Могут высыпаться.
Учительница. Правильно, ребята. Так держать семена очень неудобно. Они могут высыпаться. А что нам нужно сделать для того, чтобы было удобно, чтобы можно видеть, какие семена хранятся?
Ученик. Нам нужно сделать специальные пакетики для семян. И подписать, какие в каждом семена.
Учительница. Молодцы, ребята. Правильно вы придумали. Сегодня мы и будем делать такие пакетики для собранных нами семян (в дальнейшем идет анализ самой модели пакета).
Из примера видим: учительница не просто называет объект, который должен изготовить класс. В такой беседе очень важно и то, что дети поставлены в условия, в которых они действительно должны мыслить, искать правильный ответ. Эта беседа, бесспорно, развивает мышление ребёнка. Учительница сумела наглядно и убедительно подвести детей к значимости пакетов для семян, которые они будут делать. Этим самым обеспечивается не только понимание цели работы, - она становится интересной для учеников. И только в этом случае работа выполняется с охотой и сознательно.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К РАБОТЕ
Следующим этапом урока является подготовка учеников к практической работе. Итак, модель показана классу. Дети научились её правильно называть. Далее учитель подготавливает детей к тому, чтобы они смогли сделать такую же вещь. Этот этап урока очень важный и ответственный, так как при правильном его проведении активизируется мышление учащихся, пробуждается у них творческая догадка и самостоятельность, особенно в процессе изготовления объекта. Посмотрим это на практике, как это происходит.
После организационной части урока по теме «Лепка яблок из пластилина» и беседы с детьми о яблоках учитель начинает объяснять, как можно вылепить яблоко из пластилина.
Учитель показывает натуральное яблоко и беседует с детьми о его свойствах, о форме и цвете. Он обращает внимание детей на то, что яблоко имеет черенок. Учитель добивается, чтобы сами дети заметили ямочки на противоположных сторонах яблока. Затем он спрашивает детей, из пластилина какого цвета будут лепить яблоко. Ребятам, которые хотят выбрать пластилин неподходящего цвета, учитель предлагает еще раз посмотреть на натуральное яблоко. Устанавливает еще раз с этими учениками, какой цвет у яблока, помогает подобрать похожие цвета пластилина. Далее учитель показывает образец выполненного ею яблока из пластилина. Объясняет, что сначала нужно слегка смочить водой пальцы, чтобы к ним не приставал пластилин, и размять его, чтобы он был мягким, затем между ладонями скатать шарик, приплюснуть его, вдавить небольшое углубление сверху и снизу. Здесь же ставится черенок, к которому прикрепляются два листочка.
Учитель не просто показывает и объясняет весь процесс работы, а ведет беседу и задает вопросы ученикам с целью побудить их рассматривать яблоко и замечать то, чего раньше они не замечали. А это развивает наблюдательность и мышление.
Дети приготавливают пластилин. Учитель следит, чтобы пластилин не катали на картоне одной рукой, а скатывали шарик между двумя ладонями. Проверяет готовность пластилина у каждого ученика. После того как шарик готов, учитель спрашивает, что дальше нужно делать. Дети отвечают, что надо шарик немножко сплющить, а потом сделать ямочки из пластилина другого цвета, вылепить черенок и листочки. Такие ответы показывают, что большинство действуют сознательно. Учитель одобряет их ответы. Так, постепенно, выполняются все операции.
Анализируя модель, наглядно показывая выполнение отдельных операций, сопровождая показ словесным объяснением, учитель добивается, чтобы дети усвоили последовательность выполнения всех операций в работе, а также характер каждой операции отдельно.
Таким образом, учитель не просто инструктирует детей, как нужно будет выполнять работу, а стремится данный этап урока использовать для активизации мыслительной деятельности учеников. Это достигается, во-первых, тем, что перед учащимися ставится ясная цель; во-вторых, учитель не просто демонстрирует образец изделия, а учит детей его «видеть», т.е.воспринимать не только целое, но и аналитически расчленять его на составные части. В-третьих, учит отмечать роль, соотношение и размеры каждой из частей. Наконец, умело и вовремя поставленные вопросы учителя при анализе модели или самого предмета: «Как сделать его?», «Из чего сделать?», «Почему?» и т.д., заставляют учащихся глубже задуматься, обосновать выбор материала, в данном случае выбрать соответствующего цвета пластилин, осмыслить содержание каждой операции в отдельности.
Такой инструктаж, несомненно, побуждает активность ученика, воспитывает у него смекалку и усвоение общего принципа изготовления вещи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ
После анализа модели, объяснения учителем порядка работы ученики приступают к исполнению задания. На данном этапе при хорошо организованном уроке происходит также активизация умственной деятельности учеников. Этому содействует не только соответственная методика проведения урока, но и объективное содержание самой работы по изготовлению вещи. Чтобы сделать определённую вещь, дети должны знать, как её сделать, знать, с чего начать, как продолжать работу, узнать, какие взять материалы и инструменты и т.д. При хорошем уроке ученики выполняют ряд операций не под «диктовку» учителя. Простое механическое повторение учениками тех действий, которые демонстрирует учитель, почти ничего не даёт для развития мышления учеников. При механическом повторении действий учителя ученики нередко даже не усваивают порядка операций и позднее не могут самостоятельно выполнять задание в целом.
Выполняя задание, ребёнок не только воспроизводит действия учителя, но и в какой-то мере творит. В ходе работы у детей возникают различные затруднения, которые являются специфическими у учащихся вспомогательной школы. Наблюдение показывает, что некоторые затруднения возникают потому, что ученики не имеют определенных навыков труда; другая часть затруднений возникает потому, что ребёнок не умеет решать логические задачи, включенные в состав практического задания. Затруднения того и другого характера чаще бывают взаимосвязаны.
Преодоление затруднений, возникающих у учеников, требуют от учителя понимания их сущности. Поэтому, несмотря на то, что урок по ручному труду ведётся фронтально, со всем классом, учитель должен иметь в поле зрения каждого ученика в отдельности и особенно более слабых учеников. Уже в начале самостоятельной работы учитель смотрит, как ученики поняли объяснение. Он помогает своей практической демонстрацией, советом отстающим, подбадривает тех, кто делает успехи.
Вместе с тем он внимателен не только к отдельным ученикам, но и ко всему классу. Только таким образом учитель вовремя сможет заметить общие для всех учеников затруднения, дать дополнительные общие объяснения, если большинство учеников неправильно выполняют какую-либо рабочую операцию или неправильно обращаются с инструментом и т.д.
Наблюдения показывают, что очень часто, желая поскорее начать работу, ученики не выслушивают до конца объяснения учителя и торопятся приступить к выполнению задания. В результате этого, вместо того чтобы ручной труд играл положительную роль в коррекции личности ребёнка, он может приобрести отрицательное значение. Так, вместо того чтобы дети научились осмысленно работать, они могут приучиться действовать без обдуманного плана и системы, приучиться к неорганизованной работе, бесцельно портить материал.
В ходе урока учитель руководит выполнением каждого рабочего действия, обращая внимание на привитие детям правильных рабочих движений, осанки, рабочей сноровки и навыков культуры труда. Учитель приучает детей с первых же дней занятий правильно располагать инструменты и материалы на рабочем месте и по окончании занятий убирать своё рабочее место.
Учитель обращает также внимание на качество выполняемой работы, бережное отношение к материалу, на экономное его использование, на целесообразную раскройку материала, поощряет стремление учащихся украсить вещь рисунком или орнаментом.
Во всём этом также заключено коррекционно-воспитательное значение занятий ручного труда.
Таким образом, в процессе проведения наиболее существенной части урока-изготовления вещи учитель может организовать предметную деятельность учеников так, чтобы она была одновременно побудителем умственной деятельности учащихся. Ученики должны осознать свои практические действия: почему нужно сделать так, а не иначе, почему сначала нужно сделать одну часть изделия, потом другую, как их соединить и т.д. Ученик не просто механически усваивает, как нужно пользоваться тем или другим материалом и инструментами, а по возможности понимает, почему так надо делать.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА
Эта часть также имеет значение в плане рассматриваемой нами проблемы. Урок по ручному труду обычно заканчивается просмотром учителем детских работ, их оценкой с указанием их достоинств и недостатков, отбором лучших работ и демонстрацией их всему классу. В классе есть специальный стол, на котором после каждого урока раскладываются, добавляются новые поделки. После урока и в другое свободное время дети с большим удовлетворением рассматривают свои изделия и изделия своих товарищей, сравнивают свои работы с работами товарищей, с ранее выполненными работами.
Такая постоянная выставка детских поделок очень положительно действует на детей в отношении их развития, не говоря уже о том, что подобные мероприятия сплачивают детский коллектив.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в заключение можно сказать, что уроки ручного труда наряду с общеобразовательными предметами при правильном проведении их могут быть действительным средством коррекции умственного развития отсталых детей. Это достигается такой организацией урока, при которой учащиеся пробуждаются к активному осмыслению содержания предметных действий.
Поэтому, говоря об уроках ручного труда во вспомогательной школе, недостаточно было бы ограничиться анализом работы учителя. Работа учителя - это только одна сторона процесса каждого урока, а также и урока ручного труда. Другая же сторона урока - деятельность самих учеников. Обе эти стороны находятся в тесной взаимосвязи. Нас интересует, каким образом активизировать умственную деятельность аномального ребёнка при помощи уроков ручного труда.
Наблюдения показывают, что при уже описанной системе работы учителя на уроках ручного труда можно установить некоторые пути повышения коррекционной роли труда для улучшения умственной деятельности ребёнка.
Ручной труд в младших классах способствует развитию всего богатства анализаторов ребёнка. Если развитие чувственного познания содействует развитию всей умственной деятельности человека, то уроки по труду, несомненно, способствуют не только развитию первой сигнальной системы ребёнка, но и имеют громадное значение для развития второй сигнальной системы.
Во время урока труда ученик думает об отдельных сторонах делаемой вещи, о назначении делаемой вещи, о материале, из которого делается вещь, непрерывно сравнивает свое изделие с моделью, образцом или виденным им раньше предметом.
Многочисленность операций, наличие конкретных предметов, частое повторение в изготовлении частей одинаковых форм, их размещение в определенном порядке - все это ведет к тому, что при обучении труду у детей дифференцируется их представления о предметах и способах их изготовления.
В работе при изготовлении какого-нибудь предмета ребенок решает целую цепь порой трудных, но интересных и посильных мыслительных задач. Предметная деятельность на уроках труда помогает все глубже и шире предвидеть план своих действий. Сам процесс изготовления предмета или его части направляет мысль ребенка в известной логической последовательности. В итоге у учащихся в процессе учебного ручного труда образуются представления о том, как надо работать.
В процессе ручного труда учащиеся вспомогательной школы сталкиваются с необходимостью сопоставлять предметы, инструменты по существенным для труда свойствам и функциям, т.е. производить операции анализа и синтеза. Выполняя работу, ребенок встречает на своем пути немало затруднительных положений, из которых ему надо найти выход. Все эти факторы содействуют развитию умственных способностей ребенка, активизируют его интеллектуальную деятельность.
Обучение ручному труду умственно отсталых детей способствует также обогащению их речи, увеличению запаса слов. На занятиях по ручному труду у детей возникает потребность выражать свои мысли, задавать вопросы. Они узнают новые слова, усваивают названия предметов, названия их свойств и качеств.
Таким образом, воспитательное, коррекционное влияние ручного труда в школе вне сомнения. Однако вопрос о том, как целесообразно организовать педагогический процесс в целях повышения эффективности коррекционного влияния занятий ручным трудом, еще мало разработан.
Влияние занятий трудом на развитие ребенка разнообразно. Трудовое обучение имеет значение для воспитания в первую очередь нравственных качеств личности ребенка, а также эстетического воспитания детей и т.д. Но мы сознательно ограничиваем себя рассмотрением только одной, но весьма существенной для олигофренопедагогики проблемы - проблемы коррекции недостатков развития умственной деятельности отсталого ребенка с помощью соответственно организованного труда детей на первых годах их обучения.