Значение научно-исследовательской работы в развитии ребенка младшего школьного возраста
Значение научно-исследовательской работы в развитии ребенка младшего школьного возраста
Цель учебного исследования - не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, расширения кругозора, изменения мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение научно-исследовательской работы в развитии ребенка младшего школьного возраста»
Дегтярева Туйара Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Усть-Алданского района
Республики Саха (Якутия)
Значение научно-исследовательской работы в развитии ребенка младшего школьного возраста
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода к жизни.
Цель учебного исследования - не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, расширения кругозора, изменения мотивации. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получится, наблюдать за рыбками в аквариуме, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь эта требуется в первое время и на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Во 2 классе можно провести такие работы:
дать общее понятие о науке;
научить детей вести наблюдения над явлениями, работать с детскими энциклопедиями, писать доклады и выступать с короткими сообщениями.
В 3 классе:
проводить наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств;
научиться планировать и проводить наблюдения с использованием приборов и оборудования;
представлять результат наблюдения с использованием приборов и оборудования;
представлять результат наблюдения в виде схем, таблиц, графиков;
объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений;
делать заключения и выводы по результатам наблюдений.
Для того, чтобы заниматься исследовательской деятельностью, сначала проверила познавательную сферу учащихся (память, внимание, мышление), оценила их интеллектуальные способности, умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли, и пришла к выводу, что развитие у них идет системно и у большинства учащихся есть творческие способности.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу, самостоятельность, привычку к творческому самовыражению и саморазвитию.
Для развития творческих способностей использую различные виды работы: игры, загадки, ребусы, кроссворды. Большую роль играют сочинения - это высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Учащиеся в сочинениях делятся своими радостями, тревогами, секретами и надеждами. Сочинения помогают лучше понять внутренний мир детей.
Развитие личности ребенка - идеология нашей школы.
Поэтому считаю:
нужно активизировать познавательный интерес учащихся;
дать возможность почувствовать каждому ученику, что он – творец, артист, следопыт, путешественник;
максимально учитывать индивидуальные способности учащихся.
Среди множества путей воспитания у детей интереса к учению, одним из наиболее эффективных, является организация исследовательской деятельности. Для ребенка творческая работа - увлекательное занятие. Атмосфера увлеченности, поиска дает детям возможность преодолеть стеснительность и плодотворно сказывается на результатах обучения. Ребенку как воздух нужна ситуация успеха. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей при работе, повышает познавательную активность, уверенность в себе.
Темы исследовательских работ учащихся:
«Времена года у якутов»
«Пищевая добавка и здоровье человека»
« Ураса (жилище) из бересты»
«Мусор моей семьи»
«Бюджет и долголетие курильщика»
«Исследование динамики роста на пробу манту в Мюрюнской СОШ №2»
«Аспарагус Мейера и экзотическое алоэ»
«Зубные болезни и их профилактика»
«Экономика нашего класса»
«Синотропия, как способ приспособления живых организмов»
«Предприниматели села Борогонцы»
«Олонхо дойдутугар айан»(«Путешествие в страну Олонхо»)
В результате проведенной работы пришла к выводу:
исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться;
глубже осмысливать учебные дисциплины и лучше связывать знания отдельных предметов с общими представлениями о природе и человеке;
оказывает воспитывающее влияние;
развивает организационную культуру, потребность в творческой деятельности;
воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело;
является активным фактором, влияющим на развитие личности ученика.
С каждым годом повышается техника чтения, дети научились понимать и излагать краткое содержание прочитанного, свободно выражать свои мысли.