Просмотр содержимого документа
«Значение дидактических игр для развития речи обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Значение дидактических игр для развития речи обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
Практически всем учителям начальных классов коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Некоторым детям тяжело высидеть на уроке и пять – десять минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Я пришла к выводу, что одним из способов решения этой проблемы является дидактическая игра. Играя, дети усваивают знания, учатся культуре общения.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Целью дидактических игр является развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, речь и др.), а также формирование положительных личностных качеств. Дидактические игры, прежде всего, направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, и внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
В процессе игрового обучения решаются следующие задачи:
- формирование и развитие психических процессов у обучающихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование положительных личностных качеств обучающихся.
Решение данных задач, в свою очередь, помогает более эффективно развивать младших школьников с нарушением интеллекта.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы:
доступность,
повторяемость,
постепенность выполнения заданий.
Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.
В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:
Цель игры.
Наличие подготовительной работы или ее отсутствие. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
Количество играющих. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
Правила ведения игры. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
Оценивание проведенной игры. Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
В теории и практике существует следующая классификация дидактических игр: 1. С игрушками и предметами. Этот вид игр предназначен для совершенствования моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия ребенка. Манипулируя игрушками, другими предметами, обучающийся развивает творческие способности, воображение. В процессе игры он общается с другими ее участниками, взрослыми и детьми. 2. Настольно-печатные. Предусматривается использование в игровом процессе наглядных пособий: с, карточки, плакаты, макеты, игрушки, прочее. Часто такие пособия изготавливаются собственноручно. 3. Словесные. Они направлены на развитие внимания, памяти и припоминания. Играя в такие игры, ребенок совершенствует речь, учится связно изъясняться.
Дидактическая игра может быть проведена на разных этапах урока:
В начале урока цель игры: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока: дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала;
В конце урока: игра должна носить поисковый и творческий характер.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Дидактическая игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций младшего школьника. Игровая деятельность, используемая в целях воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми школьниками, обеспечивает более полное овладение ими социальным опытом, развивает их личностные качества и корректирует недостатки. Как сказал доктор педагогических наук А. Н. Граборов: «Нет ни одной способности, которая не подлежит усовершенствованию в игре. Все высшие чувства находят в игре благоприятную почву для своего развития».
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе, является эффективным средством развития личности школьников с нарушением интеллекта.
Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "В творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Литература
1.Бородич А.М. «Методика развития речи детей» – М.: Просвещение,
1981.-255с.
2. Максакова А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» – М.: Просвещение,