kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Животные во время Блокады Ленинграда. На примере зоопарка и не только..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята 2 "А" класса и их шефы из 6"А" класса  изучали тему трогательную и очень интересную. Все знают, что Ленинградский зоопарк продолжал свою работу в течении всей Великой Отечественной войны.Закрылся он лишь однажды - в самую первую и  страшную  блокадную зиму ( 1941- 1942 гг).  Но уже весной 1942 года истощённые  сотрудники зоосада своими силами восстановили часть загонов и вольеров, расчистили дорожки, чтобы 8 июля зоопарк открыл свои двери для посетителей. Зоосад продолжил свою работу, доказывая, что осаждённый город продолжает жить полной жизнью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Животные во время Блокады Ленинграда. На примере зоопарка и не только..." »






ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




ТЕМА ПРОЕКТА



«Животные во время Блокады Ленинграда. На примере зоопарка и не только…»




Руководители проекта

Лебедева Вера Ивановна,

учитель начальной школы



Работу выполнили:

Завертяева Елена, 6 «А» класс,

Судакова Вероника, 6 «А» класс,

Шакирова Софья, 6 «А» класс,

2 «А» класс:

Золотов Иван, Зуев Егор, Наумчук Алина,Нагорянская Елена, Доновский Яков, Астахова Катерина, Разуваева Яна, Сергеенков Алексей, Чижикова Варвара, Шафиков Роман, Щербак Никита, Царегородцева Александра.

2015 год






Содержание



Стр.

1.

Введение

3-4

2.

Основная часть.

Ленинградский зоопарк в годы войны

5

2.1.

Социальный опрос разновозрастной детской аудитории

6-7

2.2.

Знакомство с историей зоопарка

8

2.2.1.

Становление и развитие Ленинградского зоопарка

8-11

2.2.2.

Зоопарк в годы войны

11-15

2.2.3.

Восстановление зоопарка

16

2.2.4.

Зоопарк в наше время

17

2.3.

Экскурсии в зоопарк Санкт-Петербурга и музей водоканала

18

2.4.

Классные часы, посвященные истории зоопарка блокадного и современного

19

2.5.

Заключение

20

2.6.

Список литературы.


21

2.7.

Приложение.

































1. Введение

Актуальность

Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, милосердие.

На сегодняшний день немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. В этом году исполняется 70 лет со дня Великой Победы и 71 годовщина снятия блокады Ленинграда, поэтому, вспоминая о мужестве и героизме, проявленными жителями нашего города, важно определить, что способствовало формированию такой силы духа, стойкости, непокоренности у ленинградцев.





Объект исследования

Блокадные годы Ленинграда





Предмет исследования

Жизнь Ленинградского зоопарка в годы Великой Отечественной войны





Цель

Исследовать жизнь зоопарка Ленинграда в годы блокады, выявить роль животных зоосада в поддержании жизнестойкости жителей осажденного города.



Задачи

1.Изучить художественную, документальную литературу, архивные документы, раскрывающие жизнедеятельность зоопарка в годы войны 1941-1945 гг

2.Установить взаимосвязь между заботой о животных и стойкостью жителей осажденного Ленинграда.

3.На примере подвига работников ленинградского зоопарка формировать чувство милосердия и патриотизма у школьников.


В преддверии 70-летия Великой Победы и в рамках шефской работы, которая проводится в нашем лицее, была создана поисковая группа в составе учащихся 2 «А» и 6 «А» классов. Поисковой группе предстояло изучить тему проекта, составить маршрут, познакомиться с материалами, освещающими жизнь и работу Ленинградского зоопарка в годы Великой Отечественной войны, провести собственными силами экскурсии. Впоследствии младшими и старшими сотрудниками группы были проведены объединённые классные часы по темам «Ленинград в годы блокады», «Жизнь Ленинградского зоосада в блокадные дни», «Роль животных в жизни человека».

Проектным продуктом является исследовательская работа «Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны» на материале, собранном поисковой группой учащихся 2 «А» и 6 «А» классов. Все рисунки, фотографии и таблицы, помещенные в работу, представлены по порядку в приложении.


Этапы работы


Временные рамки

Содержание работы

1.Октябрь (первая половина месяца)

Определение темы проекта, формулирование целей, проблем и задач проекта.

2.Октябрь (вторая половина октября)

Проблемно-целевой этап. Обсуждение путей исследования. Выбор формы представления продукта работы.

3.Ноябрь (начало месяца)

Постановка плана исследования.

Сбор информации и поиск материала по поставленным проблемам и целям.

4.Ноябрь (вторая половина месяца)

Экскурсия в зоопарк и работа с архивным отделом

5.Декабрь (первая половина месяца)

Анализ собранной информации. Выбор формы и подготовка презентации.

6.Декабрь (вторая половина месяца)

Поиск дополнительной информации. Знакомство учащихся 2«А» и 6 «А» классов с собранной информацией. Проведение объединённых классных часов во 2 «А» и в 6 «А» классах.

7.Январь

Обогащение проекта приложениями, таблицами, собственными заметками.

8.Февраль

Добавление в работу итогов, выводов; корректировка содержания работы.






2. Основная часть

Ленинградский зоопарк в годы войны


В какие бы условия нас ни поставила жизнь, если желаем быть успешными, здоровыми - нужно миру нести добро, милосердие не только по отношению к людям, но и к другим окружающим нас существам.


Сколько бы столетий ни прошло, но этот подвиг никто не забудет. В этот ужасный период наша страна потеряла больше людей, чем США и Англия во всей Второй мировой войне. Эта страшная, длившаяся 872 дня блокада, навсегда будет одной из самых трагичных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны.

В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собрали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября 1941 года — в пятый раз населению и в третий раз войскам — пришлось сократить нормы выдачи хлеба.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

Размер продовольственного пайка составлял:

• Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки

• Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов

• Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов

• Войскам первой линии -500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

Тяжело всё это представить, нельзя выразить, как это можно было пережить людям. Но в голодном городе люди ещё и поддерживали жизнь животных в зоосаде.













2.1. Социальный опрос разновозрастной детской аудитории

Опрашиваемым ученикам были предложены вопросы, помогающие очертить их круг информации, выявить глубину знаний и детскую заинтересованность.


































Участники опроса


Класс

Возраст

Общее кол-во участников

Из них девочек

Из них мальчиков

2 класс

7- 8 лет

26 человек

11

15

6 класс

11-12 лет

26 человек

15

11



Содержание опроса

1. Что вы знаете о зоопарке Санкт-Петербурга?


2. Назовите место расположения, время создания Ленинградского зоопарка


3. Назовите особенности зоопарка Санкт-Петербурга


4. Что вызнаете о судьбе Ленинградского зоопарка в годы блокады?


Результаты опроса.


Вопросы

2 класс

6 класс

1. Что вы знаете о зоопарке Санкт-Петербурга?


Кое-что рассказали о современном зоопарке.

Несколько человек многое рассказали .

2. Назовите место расположения и время создания Ленинградского зоопарка

Не знают

Знают не все

3. Назовите особенности зоопарка Санкт-Петербурга

Ответить не смогли

Ответить не смогли

4. Что вызнаете о судьбе Ленинградского зоопарка в годы блокады?

Почти ничего не знают

Скудные познания





Обобщение материала:

Результаты опроса выявили в целом невысокий уровень знаний учащихся 2 «А» и 6 «А» классов о зоопарке Санкт-Петербурга и его судьбе во время блокады. Это ещё больше укрепило уверенность в необходимости и актуальности данного исследования.
































2.2. Знакомство с историей зоопарка



2.2.1. Становление и развитие Ленинградского зоосада










Санкт-Петербургский зоосад, ныне Ленинградский зоологический парк, один из первых зоопарков России, был открыт на территории Александровского парка. Местоположение зоопарка прочно вошло в историю города, и, хотя не сохранилось зданий дореволюционной постройки, общая планировка во многом повторяет планировку зоосада конца XIX века.

Родоначальником Санкт-Петербургского зоопарка является прусский подданный, голландец по национальности Юлиус Гебгардт.

В 1865 году император Александр II одобрил прошение Гебгардта о предоставлении городской территории в Александровском парке для размещения на ней Зоологического сада.

В то время появилась легенда о том, что истинной основательницей Зоосада была супруга Гебгардта-Софья.

Софья долгое время торговала вафлями в сквере возле Александринского театра. Женщину за ее красоту называли «прекрасной голландкой», согласно легенде, император относился к Софье очень благосклонно и именно поэтому предоставил ее супругу бесплатную аренду городской территории. Все расходы по устройству Зоологического сада Гебгардт брал на себя, на собственные средства он так же приобрел коллекцию животных. 

Для привлечения публики в Зоологическом саду ежедневно устраивались концерты оркестра духовой музыки, а так же была устроена молочная ферма с буфетом, где дешево продавались сливки, сметана, масло, молоко от коров, привезенных из Голландии.

В 1867 году в Зоологическом саду появился гигантский скелет кита (в 1887 году его передали Академии наук и сегодня его можно увидеть в Санкт-Петербургском Зоологическом музее).

Живая коллекция Зоосада постоянно пополнялась - некоторых животных специально покупали, некоторых Зоосаду дарили. Первые годы своего существования в Зоосаду было мало посетителей, несмотря на все приложенные усилия, смертность среди животных была очень велика и хозяевам приходилось тратить немалые деньги на приобретение новых питомцев, а так же на благоустройство своего детища, никаких государственных дотаций на содержание Зоосада не поступало.

В 1871 году Юлиус Тебгардт скончался и его супруга Софья вновь вышла замуж за Эрнеста Антоновича Роста. С этих пор в истории Зоосада начался новый и благоприятный период. При новом владельце была обновлена коллекция животных, большая часть питомцев была куплена у фирмы Гегенбека. Были реконструированы все здания и сооружения на территории Зоосада.

В Зоологическом саду появилась помимо зоологической части еще и часть коммерческая, предназначенная для увеселения публики. Появилась открытая эстрада и закрытый театр. На сценах устраивались цирковые представления, концерты хоровые, оперные и оркестровые, а так же выступления духового, а со временем и симфонического оркестра. Продажа кормов для животных так же приносила немалый доход. Для привлечения публики Зоосад оборудовали по последнему слову техники. На смену газовому освещению в 1889 году пришло электрическое, на территории Зоосада была собственная электростанция (в то время электричеством освещались лишь участки центральных улиц).

Для содержания в чистоте и порядке зоологической и коммерческой частей сада была устроена канализация и водопровод. Особой популярностью у зрителей пользовались этнографические концерты, во время которых зрители могли увидеть жителей разных регионов Земного шара в национальных костюмах, с национальным оружием, а заодно и с животными.

При Росте в коллекцию Зоосада были приобретены редкие и ценные животные: жирафы, шимпанзе, орангутанг, ленивец, муравьед и другие животные, которых до того времени Петербуржцы никогда не видели.

Зоосад получал многочисленные подарки - это были звери и птицы из разных уголков России, а так же и экзотические животные. Так, император Александр II подарил пару индийских слонов, великий князь Александр Михайлович – леопарда и корейских пони, офицеры корвета « Рында» - белого медведя. Эрнест Антонович очень внимательно следил за содержанием животных, не будучи зоологом, он поддерживал постоянную связь с учеными Петербурга.

После смерти останки животных часто пополняли научные коллекции, которые и сегодня хранятся в Зоологическом институте Академии наук, некоторые стали редкими экспонатами Зоологического музея. Городская управа постоянно повышала плату за аренду территории и Рост вынужден был отойти от дел и уехать в Германию. Осталась неосуществленной его мечта о создании в Петербурге Зоосада европейского уровня.

С 1897 года хозяева Зоосада часто менялись и он постепенно пришел в полный упадок. Особенно страдали животные, которых содержали в плохих условиях. После нескольких проверок, проведенных в 1910 году и из гуманных соображений было принято решение директор Московского зоопарка Погржельский и ветеринарный врач Тоболкин выкупили всех животных и перевезли их в Москву.

В Санкт-Петербурге был создан комитет под председательством принца Ольденбургского. Комитет нашел новое место для Зоологического сада на территории Удельнического парка, где в 1910 году планировалось начать строительство (строительство так и не началось). Новым хозяином Зоологического сада стал С.Н.Новиков.

Возрождение Зоосада началось с приобретения двух зверинцев-одного в Сибири, другого на юге России.

В 1911 году в Зоологическом саду появились слоны Бетти и Жолли (Бетти прожила долгую жизнь и погибла во время бомбежки Ленинграда в сентябре 1941 года). Одновременно коллекция Зоологического сада пополнилась бегемотицей по имени Красавица (она пережила Ленинградскую блокаду и умерла лишь в 1951 году).

В это время Зоологический сад становится общедоступным, здесь появляются детские аттракционы катания на пони и осликах, торговые киоски, три театра, эстрада, карусель, тир, ресторан. 
После революции 1917 года С.П.Новиков уехал в Крым, все движимое и недвижимое имущество Зоосада было передано-Управлению Петроградским городскими Народными домами. Во время тяжелой зимы 1917-1918 годов умерло большое количество животных, в Зоологическом саду осталось 124 экземпляры млекопитающих (49 видов) и 139 экземпляров птиц (39 видов). 




















Был создан Ученый совет для управления Зоосадом в который вошли видные ученые: В.Л.Бианки, В.А.Догель, Л.А.Орбели и др. Была собрана научная библиотека, велась исследовательская работа, отправлялись научные экспедиции. Большой урон Зоологическому саду нанесло сильное наводнение 1924 года. В конце 20-х годов проведены были восстановительные работы и строительство новых зданий. На территории Зоологического сада проводились экскурсии, устраивались выездные выставки животных, в 1929 году был открыт кружок юных зоологов (существует и сегодня). Планировалось перенесение Зоологического сада в район парка Челюскинцев, но планы нарушила Великая Отечественная война.





2.2.2. Зоопарк в годы войны


Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Закрывался он лишь однажды – в самую первую и самую страшную блокадную зиму (1941—1942гг), но уже весной 1942 года истощенные сотрудники зоосада своими силами восстановили часть загонов и вольеров, расчистили дорожки, чтобы 8 июля зоопарк открыл свои двери для посетителей. Зоосад продолжил работу, доказывая, что осажденный город продолжает жить полной жизнью.

Но вернемся к самому началу этих страшных лет. Началась война, и почти сразу, 30 июля 1941 года, сотрудникам зоосада удалось эвакуировать из города 80 ценнейших животных своей коллекции в Казань. Среди них были белые медведи, носорог, тигры, тапир и многие другие. Однако значительная часть коллекции тем не менее осталась в городе.

8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. И в эту же ночь на зоосад упали 3 фугасные бомбы, разрушив многие здания и помещения зоосада. Погибла любимица горожан – слониха Бетти. Она была погребена под грудой обломков рухнувшего слоновника.

















Ленинградский зоосад в годы Великой Отечественной Войны очень сильно пострадал от обстрелов. В основном, из-за близости к Петропавловской крепости. Но сотрудники не падали духом. Они, как могли, спасали и поддерживали животных, оставшихся переживать блокаду Ленинграда.

Известно, что однажды, после очередного обстрела, бизон провалился на дно воронки и не мог выбраться. Обессиленные люди тоже не могли вытянуть его из ямы. Тогда они соорудили настил и, разложив на нем кусочки сена от дна до самого верха, выманили животное наружу.

Так же однажды ранило двух оленей и козу. Служительница Е.А. Коновалова делала перевязки животным, отдавала им часть своего хлеба, кормила из рук, и животные выздоровели. К сожалению, они были убиты при последующих обстрелах.

К зиме 1941 года в зоосаде прекратилось электроснабжение, вышли из строя канализация и водопровод. Животные начали погибать не только под обстрелами, но и от холода и голода.

«- Итак, начнем совещание. – Николай Николаевич – Ник – стянул с головы шапку.

- На 10 декабря 1941 года в зоопарке осталось 20 животных, - начала Володина Мама. – У всех животных общее истощение: дистрофия. У Потапа выпали клыки. Очень плохи тигры. У Красавицы расширение печени, аритмия сердца.

- Ничего, милые мои, выстоим! – продолжил Ник.

Потрескивали в печке поленья. Евдокия прижимала к себе голодных мартышек. Горторготдел снял животных с довольствия. Хлебные крошки, крупяной сор, тухлая рыба, да вонючие говяжьи внутренности… Нет теперь и этого. Каждый день начинался в зоопарке с проблемы – где добыть пищу для животных?»

(По страницам книги Юрия Иванова «Долгие дни блокады».)

В те времена рядом с зоосадом находился парк аттракционов с деревянными американскими горками. Во время блокады они очень помогли служителям зоосада: когда отключили отопление, их разобрали на дрова.

Но находить пропитание для животных в блокадном городе, как мы прекрасно понимаем, было очень сложной задачей.

В самые первые дни войны сотрудники зоосада подбирали убитых под обстрелами лошадей, собирали овощи на полях. Когда такая возможность исчезла, служители зоосада начали собирать желуди, рябину и оставшуюся на полях хряпу. На покосах, под обстрелами они заготавливали сено. Траву жали серпами во всех доступных частях города. Все освободившиеся места и загоны зоосада, как и переданный в его владение парк Челюскинцев, были засеяны и превращены в огороды.

Животных приходилось переводить на новую пищу. К новой диете привыкали обезьяны. Медведи ворчали, но, все же, приноровились питаться фаршем из овощей и травы. Но тигрята не могли такое есть. Тогда сотрудники придумали набивать смесью травы, жмыха и хряпы шкурки кроликов, сохранившиеся с довоенного времени, и смазывать это рыбьим жиром. Вкусный мясной запах обманывал животных, и они поедали такие тушки. Так же кормили и хищных птиц, но для них в смесь добавляли немного рыбы. Только беркут отказался есть рыбу, и служители зоосада ловили для него крыс.

Отдельного упоминания заслуживает история бегемотицы Красавицы, жившей Ленинградском зоосаде в то время. Это был второй по величине бегемот в зоопарках мира – очень ценный экземпляр, горячо любимый, как жителями города, так и служителями зоосада.

Бегемоту полагалось 36-40 килограммов корма в день. В блокадном Ленинграде Красавица получала в день 4-6 килограммов овощной и травной смеси, и еще 30 килограмм распаренных опилок для заполнения желудка. Своей жизнью бегемотица обязана служительнице зоосада Дашиной Евдокии Ивановне. Каждый день она приносила или привозила на саночках 40 ведер невской воды для заполнения ее бассейна, поила ее, грела и обязательно обмывала теплой водой, смазывала кожу камфорным маслом. Ведь от пересыхания кожа бегемота трескается и покрывается «кровавым потом»! Красавица очень боялась обстрелов, и чтобы бегемотице было легче это пережить, Евдокия Ивановна во время налетов обнимала ее, ложась вместе с ней на дно бассейна. Благодаря подвигу Дашиной Е.И. Красавица пережила всю блокаду Ленинграда и дожила в зоосаде до 1951 года.

«Стоя на коленях Софья Петровна рубила сухие доски, а бегемот сотрясался от озноба.

-Счас, моя хорошая, - виновато бормотала Софья Петровна. Африка у нас будет, потерпи чуток. Лежа на опилках, громадное животное тоскливо глядело на женщину. Бегемот был одет в «халат», сверху наброшено одеяло. Красавица кашлянула и застонала. У бегемота болели печень и сердце, ноги отекли и ослабли. Красавица уже не могла подняться, а тут еще одно мучение: бегемоты животные водные. Не могут они без воды. Кожа на теле Красавицы пересыхала и лопалась глубокими кровоточащими трещинами….

- Ей движение нужно, говорила Татьяна Ивановна, трепля Красавицу за хрящеватое ухо.

- Я уж и так её хвизкультурю, - вздохнув, сказала Софья Петровна. Лоханочку-то ейную я в метрах двух от Красавицы ставлю. А она поглядит на меня, а из глаз-то – слезы катятся… Трепыхается вся, а силов подняться нету. И плачем обе – животная и я.»

(По страницам книги Юрия Иванова «Долгие дни блокады».)


Помогал зоосаду и город. В ноябре 1941 года у гамадрила Эльзы родился детеныш. Но у истощенной обезьяны не было молока, чтобы его кормить. Тогда близлежащий родильный дом согласился выделять по пол-литра донорского молока ежедневно. В те годы детеныши обезьян редко выживали в зоопарках мира. А в блокадном Ленинграде маленький гамадрильчик выжил!

Летом 1942 года зоосад вновь открыл свои двери для посетителей. Демонстрировалось 162 животных. И за это лето зоосад посетило 7400 человек. И это в городе, где людям было тяжело ходить даже на короткое расстояние!

Удивительно, но в 1943 году начались первые пополнения коллекции зоосада за счет местных животных. В мае и июне в зоосад были переданы медвежата Потап и Маня. А в начале 1944 года усилиями Е.П. Рутенберга был организован аквариум, где можно было увидеть колюшек, ершей, пескарей и других местных рыб.

Все блокадные годы в зоосаде работал театр зверей. Дрессировщики И.К.Раевский и Т.С.Рукавишникова с группой дрессированных животных — медвежатами, собачками, обезьяной, лисицей, козликом — своими выступлениями радовали раненых и детишек города.


Несмотря на то, что половина зданий зоосада была разрушена, а территория перерыта воронками и траншеями, сам факт существования в осажденном городе такого мирного учреждения поддерживало в ленинградцах веру в победу, помогая им выжить.

Вместе с бегемотихой Красавицей, посетителей блокадного зоосада радовали антилопа-нильгау Маяк, черный гриф Верочка, медведь Гришка и многие другие. Они обязаны жизнью немногочисленным служителям зоосада. Их было не много – всего пара десятков человек, не ушедших на фронт и не занятых в оборонительных кампаниях.

Они продолжали ухаживать за животными, добывая для них еду, неустанно ремонтируя разрушающиеся вольеры и загоны, выходили на ночные дежурства. Шестнадцать сотрудников зоосада были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В память об их подвиге, зоопарк не сменил свое название вместе с городом. Он и по сию пору называется Ленинградским. На стене центрального входа посетителей встречает мемориальная доска в память о тех страшных годах, на которую к Дню снятия блокады Ленинграда и Дню Победы Администрация зоопарка возлагает свежие цветы.

А на территории зоопарка, в самом старейшем его здании – павильоне «Бурые медведи», которое чудом пережило войну вместе с зоопарком, располагается музей «Зоосад в годы Блокады». Туда нынешние сотрудники зоопарка организуют экскурсии, рассказывая о бессмертном подвиге своих предшественников.














































2.2.3. Восстановление зоопарка





















В послевоенные годы зоопарк быстро восстанавливался. После войны началось постепенное восстановление Зоологического сада. В 50-е годы на берега Невы прибыло множество животных, которые заложили основу современной коллекции. К 1951 его коллекция насчитывала более 150 видов животных. В Ленинградском зоопарке появились животные, ставшие, впоследствии родоначальниками целых династий. В 1951 году из Пражского зоопарка прибыл слон Бэби. В 1954 году этот слон уступил место паре азиатских слонов – Сюну и Кунг, которых детям города подарил Вьетнам. В этом же году прибыл носорог Чопи, который прожил в Зоопарке 21 год. 9 августа 1956 года приехала пара жирафов – Мальчик и Джульетта, подаривших нашему зоопарку 12 потомков (это мировой рекорд). Последняя их дочь – Луга, до сих пор живет в нашем зоопарке вместе со своей дочерью Соней. В 1957 году появился африканский слоненок Бобо, проживший в зоопарке 18 лет. Прибывали в Ленинград и многие другие питомцы, если к 1951 году коллекция составила 150 видов животных, среди них хищники, обезьяны, копытные, домашние копытные, птицы, рептилии, то временем коллекция расширялась. А к 100 летнему юбилею зоопарка в 1965 году был представлен проект генеральной реконструкции зоопарка.

























В эти годы была заложена и добрая традиция Ленинградского зоопарка проводить тематические просветительные мероприятия для посетителей. С 1948 года организовывались Дни птиц, с конкурсами на создание лучшего скворечника и познавательными викторинами. С 1951 года к ним добавились и Новогодние праздники. Сегодня тематические мероприятия проводятся в зоопарке в среднем два раза в месяц, они посвящены разным памятным датам и животным в коллекции зоопарка. 
В эти дни для посетителей проводятся бесплатные экскурсии, игротеки, викторины, показательные кормления животных.


















2.2.4. Зоопарк в наше время



В середине 80-х появился новый проект, который предусматривал нового зоопарка в районе озера Долгое. Сегодня зоопарк находится на своем историческом месте, к тому же он сохранил планировку конца XIX века.

Зоопарк занимает площадь 7.4 Га, по сравнению с зоопарками других городов России, эта территория очень мала. Однако коллекция животных насчитывает почти 2500 экземпляров и 533 видов животных, представителей фауны почти всех континентов. В Зоопарке не только демонстрируются различные животные, но и проводится научно-просветительская и образовательная работа (курсы, лекции).

На сегодняшний день Ленинградский зоопарк остается уникальным музеем живой природы в Санкт-Петербурге, природоохранным и просветительным учреждением. Он продолжает неустанно развиваться, стараясь идти в ногу со временем, улучшая условия содержания животных, стремясь вывести их на европейский уровень, и повышая качество обслуживания своих посетителей.

К сожалению, архивная документация дореволюционной и даже довоенной давности в Зоопарке не сохранилась, так как в 1940 году по чьему-то указанию свыше архив Зоопарка был сожжен. Сейчас в Зоопарке собран исторический архив, неплохая фототека, большая коллекция слайдов, но основа ее была заложена сравнительно недавно, около 40 лет назад. Однако в городских архивах еще хранится немало материалов. Массу интересных подробностей можно почерпнуть из газетных и журнальных публикаций в собраниях Библиотеки Академии Наук и Публичной библиотеки. А в библиотеке Зоопарка сохранилось уникальное издание - «История Ленинградского зоологического сада».

Зоопарк приглашает всех, у кого сохранились фотографии, печатные материалы, просто воспоминания о довоенном и военном зоосаде, помочь в восстановлении его истории.














2.3. Экскурсии в зоопарк Санкт-Петербурга и музей водоканала


В ходе поисково-исследовательской работы были проведены две экскурсии в Ленинградский музей. Во время первого посещения поисковая группа собрала необходимые сведения и материалы. А затем они провели экскурсию для своих одноклассников, выступая в роли экскурсоводов.








































































































Также учащиеся 2 «А» класса посетили музей горводоканала? Во время экскурсии они в частности выяснили, какую роль сыграла вода в сохранении жизни жителей Ленинградского зоопарка в годы блокады.





Водоснабжение в годы Великой Отечественной войны

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался бомбежкам и обстреливался артиллерийским огнем. И если в Ленинграде висели таблички с надписями «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», то на объектах «Водоканала» — Главной, Южной и Петроградской водопроводных станциях — наиболее опасной была вся территория.

.Зачастую именно сооружения водопровода становились целью гитлеровских захватчиков, которые бомбили и обстреливали водопроводные станции и подстанции, резервуары чистой воды, очистные сооружения, насосные отделения, коммуникации, уличные сети. Только на территории Южной водопроводной станции разорвалось 955 снарядов. Не менее тяжелое положение сложилось и в системе водоотведения – более 265 разрушений от фугасных авиабомб и снарядов.



Такие объявления, развешанные по всему городу, сообщали номера телефонов, по которым нужно было звонить в случае разрушений на водопроводе

Благодаря героическому труду работников «Водоканала» в городе не было перебоев с водой, за исключением нескольких дней января 1942 года. Температура воздуха в январе 1942 г. снижалась до -33 градусов. Замерзли почти все внутридомовые водопроводы, однако городская водопроводная сеть работала: были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов брали воду. Сама вода при этом проходила обеззараживание – хлорировалась (необходимые для этого аммиак и хлорную известь привозили по Дороге жизни). Кстати, баллоны с хлором, использовавшиеся на Главной водопроводной станции, хранились в Неве: их притапливали у берега и сверху покрывали деревянным настилом (чтобы свести к минимуму риск заражения территории).

Баллон с хлором, пролежавший на дне Невы 60 лет.

В дни блокады ведущие специалисты особо важных объектов «Водоканала» жили на казарменном положении. Это позволяло сохранять людям силы, обеспечивало оперативность при ликвидации последствий повреждений от обстрелов и бомбежек. Выход в город по личным и служебным делам разрешался по разовым пропускам, подписанным начальником цеха. На контрольно-пропускных пунктах производился строгий досмотр вносимых и выносимых вещей. Для жилья использовались имевшиеся общежития, служебные и даже производственные помещения. После прорыва блокады в январе 1943 г. количество рабочих и служащих, живших на казарменном положении, стало сокращаться.



Комната сотрудника водоканала в годы блокады Ленинграда.

Кроме выполнения своих основных обязанностей рабочие и служащие «Водоканала» привлекались к занятиям по военной подготовке, несли службу в рабочих боевых отрядах, подразделениях МПВО, работали на огородах, заготовке дров, уборке льда и снега, разборке завалов на улицах города. С началом войны многие рабочие и служащие предприятия были призваны в Красную Армию и ушли на фронт. Огромная нагрузка легла на плечи женщин, которые в кратчайшие сроки осваивали новые специальности, выполняли тяжелые физические работы, становились машинистами, слесарями, землекопами.

Во время блокады 882 сотрудника «Водоканала» погибли от бомбежек, обстрелов, голода. Сдержанность и торжественность всегда характерна для подобных памятных сооружений, и имена погибших людей авторы эскиза сделали доминантой. На стене здания бывшего 4-го машинного отделения ГВС, обращенной к Шпалерной улице, установлены 5 плит из черного гранита. На верхней плите высечена надпись:

ТРУЖЕНИКАМ
«ВОДОКАНАЛА»,
ПОГИБШИМ
В ГОДЫ БЛОКАДЫ
ЛЕНИНГРАДА

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
ВАМ
ОТ ГРЯДУЩИХ
ПОКОЛЕНИЙ
МЫ ПОМНИМ ВАС,
МЫ ПОМНИМ ВАШИ
ИМЕНА




Мемориальный комплекс «Водоканала» на Шпалерной улице

Бронированная будка, используемая для укрытия сотрудников от артобстрелов и бомбежек.

Часы на здании 4-го машинного отделения, которые остановились от попадания осколка во время бомбежки Ленинграда
















































2.4. Классные часы, посвященные истории зоопарка блокадного и современного


1. Классный час «Ленинград в годы блокады». В ходе подготовки в внеклассному мероприятию. Ученики 6 «А» класса разделились на группы «артистов», «историков» и «кулинаров». Во вступительном слове учителя прозвучал очерк «Блокада СЕРДЦА» Марии Шершневой. Затем группа историков рассказала о боях на подступах к городу и начале блокады. Далее звучали стихи Александра Решетова, Ольги Берггольц, Эдуарда Осадова, перемежаемые историческими справками о жизни в блокадном Ленинграде, о боях за город, о борьбе за жизнь, за право на жизнь. В заключение группа кулинаров представила праздничную пищу для новогоднего стола 1942 г – ячневая каша на воде, кусочек хлеба, леденец.



2. Классный час «Жизнь Ленинградского зоосада в блокадные дни». Внеклассное мероприятие было подготовлено объединённой группой, состоящей из учащихся 2 и 6 классов. Ребята ознакомили одноклассников с историей Ленинградского зоосада, рассказали о трудностях жизни блокадного зоопарка, о подвиге работников зоопарка, спасавших своих питомцев порою ценой собственной жизни.



3. Классный час «Роль животных в жизни человека». Учащиеся 2 класса подготовили и провели эмоционально насыщенный классный час о роли животных в жизни человека. Они рассказали о подвиге подопытных животных, о подвигах животных во время войны, о незаметном подвиге служения и преданности человеку в мирное время.

























2.5. Заключение

В результате проведенной поисково-исследовательской работы учащимися 2 «А» и 6 «А» классов был собран необходимый материал и создан продукт проектной деятельности в форме видеофильма, в котором отражены основные сведения и этапы работы группы.

Проведенные классные часы о Ленинградском зоопарке позволили значительно расширить кругозор школьников, заинтересовать их не только исторической стороной материала, но и самой формой работы – поисково-исследовательской.

Работа в данном направлении способствовала активному сотрудничеству с шестиклассников с второклассниками, наполняя содержательным смыслом шефскую работу, проводимую в нашем лицее.

Работа над проектом позволила сформировать первоначальные навыки поисково-исследовательской работы, умение выполнять поручения, способствовала развитию творческого подхода к выполнению заданий.

Кроме того, дети в классе стали более дружными, ответственными, получили навыки бесконфликтного общения.

Завершающим этапом проектной деятельности явилась презентация проекта на классном часе.

Реализация проекта позволила достичь следующих целей:

- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию

- обогащение содержания гражданско-патриотического и нравственного воспитания;

- привитие интереса к историческому и героическому прошлому родного города;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- формирование гордости за сопричастность к деяниям героического поколения;

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.

Поставленные цели и задачи достигнуты.


































2.6. Список литературы.





1. Иванов, Юрий Николаевич. Долгие дни блокады / Ю.Н. Иванов. Кров / И.М. Червакова. Опекун / В.Н. Хайрюзов / Юрий Николаевич Иванов . – Москва : Художественная литература, 1989 . – 495 с. – (Роман-газета для юношества ; Ч. 3-4) 


2. http://www.hellopiter.ru/Zoo_in_petersburg.html


3. https://ru.wikipedia.org/wiki/


4. http://spbzoo.ru/o_nas/istoriya-zooparka/


5. http://spbzoo.ru/































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Животные во время Блокады Ленинграда. На примере зоопарка и не только..."

Автор: Лебедева Вера Ивановна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства