kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе в рамках ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе в рамках ФГОС НОО»

«Здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе

в рамках ФГОС НОО»

« Здоровье - не всё,

но всё без здоровья ничто»

Сократ



Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов.

 Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

1) сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

2) сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

3)  научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

4) сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

5) сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

6)  обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

7) сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

8) научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

9) сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Как же связаны между собой понятия «здоровье» и «образование»? Можно ли себе представить образование ребенка как процесс, отстраненный от телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Очевидно, нет. Образование - процесс гармоничный. Здоровье, в широком смысле этого слова, выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и, к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья, в проектном контексте, проверяя им все стороны жизни ребенка.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему свою задачу я вижу в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни, так как учёными давно доказано, что состояние здоровья на 50 % зависит от образа жизни, лишь на 7 % от здравоохранения, на 20 % от наследственности, на 20 % от экологии.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе, включая элементы личностно-ориентированного обучения:

-Вхождение в рабочий день.

С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

-Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

-Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Для снятия утомляемости стараюсь на уроках менять виды деятельности учащихся, поэтому провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в рифмованной форме.

Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.

Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз.

На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, упражнения для развития речевого аппарата, оздоровительную гимнастику, которые различаются по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения, что позволяет детям передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и приносить своему организму пользу.

Физкультурная минутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки подразделяются на: традиционные, оздоровительные (гимнастика для глаз, самомассаж), расслабляющие (релаксация), развлекательные. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.

«Маятник»

Покачивание головой вперед – назад.

«Китайский болванчик»

Покачивание головой вправо – влево.

«Оглянись»

Повороты туловищем вправо – влево.

Ведущей деятельностью малышей, наряду с учебной большую часть занимает игровая деятельность. Учитывая это, применяю следующие игровые задания:

«Сделай фигуру». Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются, каждый принимает какую-либо позу – животного, птицы, спортсмена и т. д. После паузы игровое задание повторяется.

«Деревья и пенёчки». Дети идут по кругу. На слово педагога «Деревья!» - ходьба на носках, прямые руки подняты вверх. На слово «Пенёчки!» надо присесть, руки положить на колени. Задания проводятся в чередовании.

«Зайчата и медвежата». Ходьба в колонне по одному, по кругу. На слово педагога «Медвежата!» - ходьба «вперевалочку» (на внешней стороне стопы), руки за голову или на поясе. На слово «Зайчата!» - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Ходьба с выполнением игровых заданий чередуется с обычной ходьбой.

С помощью родителей первоклассников в классных комнатах создаются зоны отдыха, где ребята проводят перемены, играют, выполняют упражнения для развития мышц нижних конечностей, голени, стоп. Под ноги помещается  массажный коврик. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулируются активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения - перекатывания с пяточки на носочек. Немаловажное значение для координации зрения и ориентирования в пространстве имеет значение расположения парт в классных комнатах. Учитывая это, в классе, в течение четверти несколько раз происходит смена посадочного места, а так же меняется угол расположения парт в занимаемом пространстве.

Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания.Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Культуре правильного питания много уроков отведено по тематике предметов . А в тематическое планирование уроков окружающего мира, начиная с 1 класса специально введен Модуль питания, где ребята знакомятся с культурой поведения за столом, учатся выбирать полезные продукты, проводят мини - исследования по предлагаемой тематике курса. Как следствие, большинство учащихся класса посещают школьную столовую, где имеют возможность получать полноценное витаминизированное питание в течение дня.

По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и в 3- 4 классах ребята сами включаются в работу по оздоровлению. Это и проведение музыкальных физпауз, дежурство, уборка классной комнаты, проветривание, работа в малых группах по самоуправлению. Санитары следят за чистотой рук, наличием носового платка, цветоводы своевременно убирают пыль с растений, журналисты готовят сведения о вредных и полезных привычках. В классе оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового образа жизни. Ребята с удовольствием посещают уроки физической культуры, спортивные кружки во время внеучебной деятельности. Команды занимают призовые места в школьных спортивных соревнованиях.

Еженедельно, подводя итоги недели по учебной и воспитательной направлениям, проводятся классные часы, где поднимаются вопросы, посвящённые тематике детского травматизма, поведения в школе на переменах. Дети работают с памятками, разбирают различные ситуации, учатся оценивать собственное поведение и своих ровесников.

Работа по здоровьесбережению в процессе обучения ведётся не только с детьми, но и с родителями. Только совместно можно достичь желаемых результатов, поэтому на родительских собраниях проводятся беседы, которые касаются сохранения и укрепления здоровья детей. Ежегодно в школе проводятся Дни Здоровья, подводятся итоги по физической подготовке участников, намечаются новые задачи на будущее. Подводя итог выше сказанному очевидно:

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. Так, работая в системе, школа и семья может совместными усилиями помочь подрастающему поколению сохранить и преумножить своё здоровье.

В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, постараемся сохранить и преумножить его здоровье».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе в рамках ФГОС НОО

Автор: Гладкова Лидия Алексеевна

Дата: 27.06.2017

Номер свидетельства: 423278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства