«здоровьесбережение младших школьников в контексте современных требований»
«здоровьесбережение младших школьников в контексте современных требований»
Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами искали и ищем ответы на занятиях внеурочной деятельности, изучая курс «Лаборатория юных здоровячков».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««здоровьесбережение младших школьников в контексте современных требований»»
Управление образования администрации
муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Яблочное
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
Стрельцова Юлия Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ с. Яблочное
с.Яблочное
2016г.
Содержание
Введение
3-4
Глава I. Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровье
сбережения
5-6
Глава II. Формирование здорового образа жизни младших школьников посредством изучения курса «Лаборатория юных здоровячков»
7-19
2.1. Программа «Первые шаги к здоровью»
7-10
2.2. Программа «Школа правильного питания»
11-13
2.3. Программа «Сохраню свое здоровье»
14-16
2.4. Программа ««Всё о конфликтах и стрессах»
17-19
Глава III. Совершенствование оздоровительной работы с младшими школьниками
20-25
3.1.Развите двигательной активности младших школьников
20-22
3.2.Формирование здорового образа жизни в семье
23-24
3.3. Психическое здоровье детей
25
Заключение
26-27
Литература
28
Введение
«Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее».
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведев
Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране - сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, сохранения и укрепления здоровья детей с самого раннего возраста в связи с тем, что в настоящее время мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением их здоровья. В масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы направленные на повышение духовности и укрепление здоровья граждан, в том числе учащейся молодежи: Законы Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Национальная доктрина образования России, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др.
На сегодняшний день тема сохранения здоровья приобретает всё большую популярность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века. В рамках реализации данного аспекта возникает необходимость в организации образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить системную работу по сохранению здоровья учащихся.
Одной из важнейших задач Общеобразовательного учреждения является научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным и обуславливает выбор темы.
Из всего вышесказанного вытекает цель и задачи.
Цель: пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
3
Задачи:
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения младших школьников.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
Формирование у младших школьников умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Создание правильных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Реализация в условиях Общеобразовательного учреждения программы курса «Лаборатория юных здоровячков».
4
Глава I. Здоровье, здоровый образ жизни - основные понятия здоровьесбережения
Прежде всего, уточним, что входит в само понятие «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье – это отсутствие болезни. Педагоги предпочитают придерживаться определения, приведенного в Уставе ВОЗ, которое является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал. Руководствуясь определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект, рассматривается «здоровый образ жизни» как целостная система, включающая формы и способы жизнедеятельности, поведения человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, способствуют сохранению и укреплению его здоровья для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
1) отсутствие вредных привычек;
2) высокая культура общения и поведения;
3) рациональное питание;
4) соблюдение режима труда и отдыха;
5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом; 6) санитарно – гигиеническая культура.
Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.
Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни».
Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Основными задачами здоровьесбережения являются:
1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;
2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды;
3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;
4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся в практике общеобразовательной школы.
5
В последнее время особое внимание уделяется работе по укреплению здоровья обучающихся в общеобразовательных школах. Формы и методы сохранения и укрепления здоровья учащихся, используемые педагогами, позволили вычленить основные направления в практике общеобразовательных школ.
Первое направление – концептуальное обеспечение здоровьесбережения. В общеобразовательных школах разрабатываются различные концепции здоровье сберегающего обучения и воспитания. Суть концепции состоит в том, что без особых экономических затрат можно наполнить здоровьесбережением учебно – воспитательное пространство, осуществлять оздоровление детей посредством педагогических средств и методов работы. Основным направлением разработанной концепции являются различные виды деятельности, которые обладают психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом (музыка, танцы, аэробика и др.)
Второе направление в практике школ – программное обеспечение здоровьесбережения учащихся. Реализуются программы по здоровьесбережению обучаемых, основная цель которых – обучение здоровью как учащихся, так и учителей.
Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ, связано с мониторинговыми исследованиями здоровьесберегающего обучения и воспитания. Мониторинг включает проведение скрининг – диагностики, углубленной диагностики, отслеживания динамики результатов. В этом случае активно привлекаются работники медицинских служб образовательных учреждений, медицинских учреждений.
6
Глава II. Формирование здорового образа жизни младших школьников
посредством изучения курса «Лаборатория юных здоровячков»
2.1. Программа «Первые шаги к здоровью»
Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами искали и ищем ответы, изучая курс ««Лаборатория юных здоровячков».
Главная цель курса - формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает занятия курса «Лаборатория юных здоровячков», а также внеклассную работу.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях - один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Курс включает в себя следующие программы:
1 класс- Программа «Первые шаги к здоровью»
2 класс- Программа «Школа правильного питания»
3 класс- Программа «Сохраню свое здоровье»
4 класс- Программа «Всё о конфликтах и стрессах»
Основной целью программы «Первые шаги к здоровью» (первый год обучения) — формирование элементарных представлений о сущности экологических проблем; воспитание навыков и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.
Недостаточно просто дать знания, например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
В первом классе я изучила литературу по данному разделу, составила картотеку, оформила уголок «Будь здоров!».
7
Какие формы работы я использовала?
1) Сезонные экскурсии. Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами, правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.
В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание —прикоснуться к дереву, к листьям.
Вместе с детьми вели наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Учились слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц).
2) Целевые прогулки: «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Уроки здоровья: «Неболей-ка», «В гостях у доктора Пилюлькина» и т.д.
4) Занятия-путешествия: «Путешествие на планету Здоровья».
5) Праздники здоровья: «День рождения Витаминки».
6) Занятия в форме интервью: «Азбука питания».
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы:
наблюдение
практическая деятельность
парная и групповая работа
сюжетно-ролевые и дидактические игры
дискуссии
решение ситуационных задач
Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?
1.Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).
2.Работа с природным материалом.
3.Практическое занятие по переходу улиц и дорог.
4.Дегустация по теме «Фруктовая копилка здоровья».
При организации работы в группах, в парах полюбились детям «рассуждаловки», «объяснялки», «обсуждалки».
Для работ в парах использовала такие задания:
- расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Природы;
8
- придумай загадку о цветке, ягоде и т.д.;
- игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.
Очень заинтересовали меня и ребят такие методики как «Обучение сверстников», «Мозаика», «Обучение практикой действия».
Суть методики «Обучение сверстников» заключается в том, что класс делится на группы. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос, после десятиминутной подготовки группы отчитываются перед классом. Используются серии рисунков, практические действия.
Когда темы несложные и ребята могут получить знания самостоятельно, с минимальной помощью учителя, целесообразно использовать методику «Мозаика».
Так на занятии по теме «Домашний доктор на окошке» класс делится на 4 группы.
1 группа готовит рассказы о растениях по карточкам и иллюстрациям;
2 группа отвечает на вопросы о пользе комнатных растений;
3 группа выполняет практические действия (вытереть пыль, полить конкретное
растение);
4 группа заучивает советы Доктора Природы.
Затем формируются «мозаичные» группы. В них входят по одному представителю от каждой группы (1,2,3,4). Затем группы из одинаковых номеров.
Методику «Обучение практикой действия» применяю при изучении темы «Ну, простуда, берегись!»
Разыгрывалась ситуация, используемая для обучения. Два мальчика Костя Хлюпик и Эдик Ангинкин с градусником под мышкой, слишком тепло одетые, закутанные, заходят в класс.
Дети анализируют: «Почему мальчики часто болеют?»
Такие ситуации, игры с юмором увлекают ребят, заставляют думать, смеяться, реагировать.
Полюбили мои ученики коллективные игры «Да-нет», «Можно-нельзя». Увлёк ребят урок-суд по теме «Ядовитые растения». Одна группа — адвокаты – защищала растения, вторая — объясняла, третья — судьи – выносила приговор.
Завершал изучение темы конкурс или выставка рисунков.
Изучая программу «Первые шаги к здоровью» ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
- предупреждать простудные заболевания,
- правильно вести себя в природе,
9
- знать лекарственные и ядовитые растения,
- организовывать свой распорядок дня,
- одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
10
2.2. Программа «Школа правильного питания»
Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания.
Основной целью программы «Школа правильного питания» (второй год обучения), уточнение и расширение знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях в первом классе; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, предусмотренные программой; формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб - всему голова».
При изучении таких тем, как «Тайны нашего вкуса», «Где скрываются жиры?», «Чипсы — польза или вред?» проводились исследования.
Очень нравилось детям бывать на экскурсии в хлебопекарне. Здесь они имели возможность наблюдать не только за процессом изготовления продукции, но и за трудом людей данной профессии.
Занятия по темам «Незнакомая еда со всего света», «Удивительное и невероятное о питании животных» проходили в форме устного журнала.
В конце изучения раздела проводила занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-тестирования.
Для того, чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.
11
В своей работе я наибольшее предпочтение отдавала активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группам по методикам «Обучение сверстников», «Мозаика». Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?». Оживить работу в группах помогали игры методики «Ледокол» («Глаз» , «10 секунд», «Повтори-ка»).
На практических занятиях ученики обучаются правилам этикета, простейшим приёмам приготовления пищи, украшения блюд, учатся сервировать стол, оказывать первую помощь при отравлениях, болях в животе.
При организации занятий планировалась работа так, чтобы деятельность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления (сравнение, исследование, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответ на вопрос, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.
При проведении многих занятий приходилось обращаться за помощью к родителям. Именно родители помогают провести занятия по кулинарии (снабжают необходимыми продуктами), организовать экскурсию.
В процессе изучения программы «Школа здорового питания» ученики получили знания:
- о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;
- о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;
- о том, что пища должна быть разнообразной;
- о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;
- о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;
- о последствиях приема загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;
- о правильном распределении рациона между приёмами пищи;
- о вреде переедания и недоедания;
- некоторые исторические сведения о питании в древние времена, происхождении отдельных видов пищи;
- о традициях русской кухни и особенностях других национальных кухонь;
- некоторые сведения о питании животных.
Ребята научились:
- различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;
- ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;
12
- разнообразить свой рацион;
- предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;
- проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний, оказывать первую помощь при расстройствах желудка, при болях в животе;
- выполнять гигиенические правила приёма пищи;
- поддерживать режим питания;
- выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;
- безопасно обращаться со столовыми приборами при приготовлении пищи.
Раскрывая тему этикета, я ввожу ребят в сложнейший мир многообразных человеческих отношений, во внутренний мир самого ребенка, обогащаю их социально-нравственный опыт, готовлю к жизни в обществе. Стараюсь без прямолинейной назидательности, деликатно пробудить нравственные чувства моих учеников, духовность, гуманизм.
13
2.3. Программа «Сохраню свое здоровье»
Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Именно поэтому программа «Сохраню свое здоровье» включает необходимые сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии человека, этике и даже истории. Данная программа уточняет, расширяет, выводит на новый уровень осознания представления детей об основах здорового образа жизни, полученные как на уроках, так и на занятиях по выбору за первые два года обучения в школе.
Цель программы — сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
Программа «Сохраню свое здоровье» состоит из трех разделов: «Мой организм», ««Полезные и вредные привычки»,«Моя безопасность».
Эффективность процесса обучения во многом зависит от использования методов, развивающих познавательную активность. Дети активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Важными методами, активизирующий практическую и познавательную деятельность являются опыт и эксперимент.
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Так, на занятии по теме «Здоровые зубы — здоровью любы», проводя опыт с куриным яйцом, ребята сами становились исследователями, они вовлекались в поиск ответов на вопрос: « Что произойдет с куриным яйцом, помещенным в сосуд с «Кока-колой»?» Выводом, которого стало отрицательное влияние «Кока-колы» на зубы.
Такая работа увлекает ребят. Некоторые опыты ребята проводили самостоятельно. Так, по теме «Секреты хорошего зрения» ребята, работая в парах, определяли наименьшее расстояние зрения.
По теме «Тайны здоровья ног» - проверяли каждый у себя есть ли плоскостопие.
14
Неоднократно, в течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
При изучении раздела «Полезные и вредные привычки» дети расширяют знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека. Наиболее результативными были такие активные методы обучения, как работа в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий т.д.
Организация практической работы предполагает активное формирование навыков безопасного поведения. Так, например, при проведении занятия «Не шути с огнём» дети сначала обучались оказанию первой помощи при нетяжелых ожогах, а затем закрепляли навык в игровой ситуации.
Работая в группах, учащиеся готовили сообщения, плакаты, вопросы, ситуации для обсуждения, игры. Особенно полюбились детям игры из серии «Ледокол». Так, на занятии «Твой дом и безопасность в быту» проводилась игра «Предметы». Из лежащих на столе предметов (стиральный порошок, мыло, шампунь, средства для чистки посуды и т.д.) ребята выбирали один и рассказывали классу, для чего предмет нужен, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где его нужно хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей.
Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогало анкетирование и тестирование, которое проводилось среди учащихся и родителей.
Более прочному формированию как общественных умений и навыков, так и навыков здорового образа жизни и других умений, предусмотренных курсом, способствует ведение портфолио «Здоровье».
Содержание каждой темы предполагало выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.
При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 23 ученика 3-го класса.
Все ученики отметили вред курения для здоровья, 91,3% - вред алкоголя, 87% - необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 61% -- важность правильного питания, 26% -- соблюдение режима дня, 13%--вред наркотиков.
Данные показатели указывают на то, что ученики в 3 классе в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
15
Основными компонентами здорового образа жизни ученики в этом возрасте выбирают отказ от курения, алкоголя, необходимость занятий спортом, правильную организацию питания.
При анализе итогового тестирования по теме «Сохраню свое здоровье» были получены следующие результаты (участвовало 24 ученика):
на вопрос Кто должен заботиться о твоём здоровье? ребята ответили так:
58,3% - сам
41,7% - родители
Где вы учитесь быть здоровыми?
60,7%– в школе
29,3% -дома
10% - у друзей, знакомых, из книг
Умеешь ли ты заботиться о своём здоровье?
75% - да
25% - частично
Выполняешь ли ты режим дня?
45,8%- да
50% - не всегда
4% (1 ученик) не выполняю
Курить — здоровью вредить
75% не надо начинать курить
25% курение особенно вредно для детей
Организация учебного труда
54% читают и пишут при хорошем освещении
13% делают перерыв через час
16,6% дают отдых глазам
8,3% читают и пишут без перерыва
Такое тестирование мне помогло определить, в каком направлении продолжить свою работу и на что обратить особое внимание.
16
2.4. Программа ««Всё о конфликтах и стрессах»
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач предусмотрена программа четвертого года обучения «Всё о конфликтах и стрессах». Главная цель программы: расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.
Программа состоит из двух разделов: «Экология души», «Здоровое сердце».
При изучении раздела «Экология души», ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
На занятиях ребята постоянно включались в процесс общения по поводу создаваемых ситуаций, соотносили действия и поступки анализируемых героев и свои собственные, что способствовало развитию мышления, наблюдательности и других сторон и качеств учащихся.
В процессе реализации раздела «Здоровое сердце» предполагается формирование у младших школьников умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).
Основным средством обучения младших школьников в ранней профилактике сердечно-сосудистых заболеваний было пособие для учащихся «Здоровое сердце», которое состоит из восьми разделов. В структуру занятий входили обязательный и дополнительный материалы, «Правила на всю жизнь», разнообразные вопросы, задания для проведения парной и групповой работы, опытов, а также для работы с родителями, занятия, задания, тесты.
Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т.д.
Для самостоятельного чтения на уроках или дома использовался материал из рубрики «Интересно знать».
17
Своеобразным результатом подведения итогов занятия были игровые задания «Круг», «Инопланетяне», «Впечатления», «Комплименты», «Рассказ по цепочке». В конце занятия дети делились своими впечатлениями о прочитанном (игра «Впечатления»), рассказывали, друг другу о том, что нового и интересного они узнали на занятии (игра «Круг») и т.д.
Достаточно много было заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.
Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Для более эффективного формирования навыков как здорового образа жизни в целом, так и ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предназначен портфолио «Здоровье». Ребята работали с контурными рисунками («Органы кровообращения», «Сердце», «Кровь» и др.), записывали свои показания пульса при различных обстоятельствах, показания частоты дыхания, заполняли различные таблицы об организации своего питания, рисовали рисунки, плакаты, записывали свой режим дня и т.д.
Проведение тестов «Как это делаю я», «Достаточно ли ты двигаешься?», «Здоровое питание», «Алкоголь — зло», «Как я забочусь о своих лёгких и сердце», «Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце» и других помогало ребятам проверить себя, своих товарищей, а мне проконтролировать формирование определенных навыков.
Наиболее результативными формами и методами при изучении раздела «Здоровое сердце» были работа в группах, парах, наблюдения, опыты, сюжетно-ролевые игры.
Так, при изучении темы «Пульс» дети учились определять пульс, а также его изменение после приседаний, после подвижных игр, на перемене, во время тихого отдыха. Интересными для учеников были исследования о взаимосвязи дыхательных движений и частоты пульса.
На практических занятиях мы с ребятами разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.
Фельдшер школы помогала организовать занятия по оказанию первой помощи при кровотечениях, порезах, ранениях, при обмороке.
Метод демонстрации применяли при измерении кровеносного давления, при выслушивании сердца с помощью фонедоскопа.
18
В результате изучения курса «Здоровое сердце» у учащихся
- расширялись и углублялись представления о деятельности сердечно-сосудистой системы;
- формировались представления о здоровом образе жизни как доступном средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
- формировались навыки оказания первой помощи.
19
Глава III. Совершенствование оздоровительной работы
с младшими школьниками
3.1.Развитие двигательной активности младших школьников
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура - просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Поэтому, главное, что я старалась привить детям - потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
- Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Уроки физкультуры
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Физкульт—УРА! — школа здоровья. Нет, как известно, ничего дороже здоровья! Именно поэтому передо мной встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»
Первое, что я дала детям, - это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения. С этой целью были проведены занятия на тему «Движение—это жизнь», «Двигайся больше - проживёшь дольше», «Силачи».
20
Следующий шаг - создание на каждом уроке эмоционально-насыщенной атмосферы и применение нетрадиционных способов подачи программного материала.
Стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить.
Полюбились моим ученикам игровые и сюжетные уроки физкультуры «Бравые солдаты», «Цирк», уроки-импровизации, внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью. В целях профилактики задержки роста и развития, ухудшения состояния здоровья школьников, обращаю внимание на содержание и организацию уроков физкультуры, нацеленных не на сдачу нормативов, а на формирование культуры физического здоровья, привития интереса к занятиям физкультурой, создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, организацию занятий с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе.
Физкультпаузы
Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. Кроме того, в написании буквенных и цифровых знаков, рисовании задействована несовершенная мелкая мускулатура рук. Кратковременное эффективное переключение детей на другой вид деятельности, когда напряженная спина и ладошки должны расслабится, повышает работоспособность при выполнении основного задания.
На уроках чтения, математики возможностей для произвольных действий немного, поэтому подбираю физкультминутки, требующие более энергичных движений.
Иногда на уроках использую физкультминутки, связанные с материалом урока. Например, после прочтения рассказа Б. Бианки «Хвосты» предлагалось детям проиллюстрировать движения разных зверей.
Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру каждый на своём «музыкальном инструменте».
Перед проведением физкультурной паузы стараюсь проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз. Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).
Материал для физкультминуток постоянно пополняю, обновляю, варьирую и по содержанию, и по способу подачи.
21
Динамическая перемена
Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно! Мячи, скакалки, резиночки, мелки — всё идет в ход.
Но кого-то тянет в уголок тихих игр. Там шашки, кроссворды, крестики-нолики, книжки-картинки, мозаика.
Цель и смысл динамической перемены — создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы.
Если же инициатива исходит от меня, то стараюсь предложить детям такие задания, от которых отказаться просто невозможно. Например, зимой:
След в след: по отпечаткам шагов на свежем снегу (цепочкой, змейкой, в шахматном порядке)
шагать, прыгать двумя ногами, с ноги на ногу.
Найди по следу: у кого интереснее след (отпечаток рисунка на подошве).
По «следам» к секрету: петляющие следы от капель подкрашенной воды ведут в конец площадки, где спрятана карточка с рисунком - загадкой, т.е. ответ на вопрос, в какую игру будем играть.
Сбей снежок.
Если сменить снежок на мяч, надувной шарик, прибавить неисчислимое количество упражнений со скакалками, то динамическая перемена будет отвечать своему назначению в любое время года.
.
22
3.2.Формирование здорового образа жизни в семье
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социального педагога):
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание детей в семье.
Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
6.Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
7.Профилактика вредных привычек.
8.Формирование у детей навыков личной гигиены.
9. Лето - «кузница здоровья».
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей - врачей, психологов, спортсменов и т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр.
24
3.3. Психическое здоровье детей
Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи имеют ряд проблем в обучении и социализации.
С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.
Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводит диагностику. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.
Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?
чрезмерная загруженность родителей;
неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
дисгармония семейных отношений;
особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.
Когда ребёнок идёт в школу, добавляются следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:
само поступление в школу;
требования учебного процесса;
смена коллектива;
оценивание учителем.
Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, требовать, прощать.
Любить безусловно, то есть независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства.
Поддерживать — значит верить в ребенка.
Важно правильно формулировать требование к ребёнку.
Прощать — значит выражать своё осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.
25
Заключение
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
образ жизни – 50%
окружающая среда- 20%
наследственность- 20%
развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, работая по курсу «Лаборатория юных здоровячков», мои ученики осознали следующие задачи:
необходимость быть здоровым;
здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.
Снизился уровень утомляемости. По итогам комплексной оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования детей с привлечением врачей узких специальностей отмечается улучшение состояния здоровья детей, так как увеличилось количество детей с I группой здоровья (на 2 человека), не отмечается в классе нарушения осанки.
Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма среди учащихся класса, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.
Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.
26
У группы детей, занимавшихся с психологом, наметилось улучшение в установлении межличностных отношений со сверстниками и учителями.
Исследования, проведенные в классе по проблеме оздоровления, показали, что у 20% детей изменилось отношение к школе, к одноклассникам. Около 90% отметили комфортную обстановку на занятиях и уроках.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Информация врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья, индивидуальные и групповые консультации «Здоровье», совместные спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — здоровая семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» — все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.
Латохина Л. Творим здоровье души и тела. - Санкт-Петербург: изд-во Пионер, 2000.
Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
11. Нигматуллина М.Г. Педагогический совет «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников» // Практика административной работы в школе, 2009. - №1. С. 59-61.
12.Рапопорт И.К. «Значение здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в школе» // Справочник образовательного учреждения, 2009. - № 7. С.7-9.
13.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.