"Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса"
"Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса"
Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса" »
Разработала и провела педагогический совет заместитель директора по УВР Наталья Алексеевна Сергеева
Педагогический совет "Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса"
Возможные темы для выступлений:
1. Школьный урок и здоровье учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе” (Суркова Е.В, Зиновьева Н.Э) 2. “Формирование культуры здоровья ученика на уроках и во внеурочное время” (Чернова Т.Э., Волкова Т.В.) 3. “Здоровье учителя, как один из факторов успешности на уроках” (медсестра) 4. “Социально-психологическое здоровье ученика (Скрипкина Т.И.)
I. Предварительная подготовка педагогического совета.
Направленность педагогического совета:
Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и сохранением и укреплением здоровья участников образовательного процесса.
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
Задачи педагогического совета:
Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.
Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
Ожидаемый результат.
Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета.
Эпиграф к педагогическому совету
“Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач”
Н.К. Смирнов
III. Ход заседания педагогического совета
1. Краткое сообщение заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе по теме педсовета:
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, 35% хронически больны. Лишь 10-15% детей приходят в школу с диагнозом “здоров”.
Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеют повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.
В школе необходимо разработать программу “Здоровье”.
Основные направления (как вариант)
Соблюдение норм и требований СанПина;
Состояние физической активности школьников в период пребывания в школе;
Валеологическая направленность урока (карта наблюдения на уроке)
Психологический климат в школе;
Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья;
Результаты диспансеризации;
Питание учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов развития.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Думаю, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а люди (даже самые близкие) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми и связаны с обучением и воспитанием.
Психологи выявили ряд симптомов, которые могут указывать на “профессиональное выгорание”:
1. Усталость;
2. Утомление;
3. Истощение;
4. Бессонница;
5. Пищевые нарушения.
Три основных фактора выгорания:
Организационные – отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах, многочасовая работа, низкий социальный статус профессии;
Ролевые – конфликт ролей (“или семья, или работа”), ролевая неопределённость;
Личностные – мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстрее), перфекционизм (“синдром отличника”).
Выделяют 5 основных этапов профессионального выгорания:
Этап 1. Предупреждающая стадия.
Один из наиболее важных “пусковых механизмов” выгорания – сужение жизненного пространства личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность. Излишний “рабочий энтузиазм” становится особенно разрушительным, если не вознаграждается материально или хотя бы морально.
Итак, предупреждающую стадию можно охарактеризовать как чрезмерную вовлечённость специалиста в профессиональную деятельность. Он жаждет успеха и признания, изо всех сил старается “быть лучшим”, что требует чрезвычайно больших энергетических затрат.
Возникает эмоциональное истощение (чувство усталости, бессонница, невнимательность). Очень важно заметить эти “первые звоночки” и воспринять их как своеобразный сигнал “SOS”, как предупреждение о том, что с нами происходит нечто неладное.
Этап 2. Первая стадия выгорания.
Если специалист не обращает внимания и продолжает “увеличивать обороты”, он плавно вступает в первую стадию выгорания.
Прежде всего, исчезает радость от работы, все эмоции “притупляются”, проявляется некоторая отстранённость в отношениях с людьми, всё чаще возникает смутное раздражение: “Ну, не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!”
По отношению к сотрудникам – приписывание вины за собственные неудачи другим людям; проявление негуманного отношения к людям, с которыми работаешь, ученикам, подчинённым.
По отношению к профессиональной деятельности – нежелание идти на работу; стремление искусственно продлить перерывы в работе (опоздание, уход с работы раньше времени).
Этап 3. Вторая стадия выгорания.
Её основная примета – отчуждение от людей. Всё чаще возникает раздражение, а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям: и к тем, с кем приходится работать, и к тем, с кем человек общается вне работы. На этой стадии руководители попросту “срываются”, “спускают собак” на подчинённых, а учителя на учеников. Более “дипломатичные” педагоги и психологи изо всех сил стараются “держать себя в руках”.
На второй стадии основными становятся следующие эмоциональные реакции: депрессия и агрессия.
Этап 4. Третья стадия выгорания (“Истощение”).
Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все уровне личности: безразличие, депрессия, обида на весь мир, головные боли, апатия, сонливость или бессонница, повышенное давление, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, отвращение к пище или, наоборот, постоянно что-то жуют, как бы стремясь “успокоить” себя и заполнить пустоту внутри.
Этап 5. Завершающая стадия (“Разочарование и отчаяние”).
Её особенность – ощущение пустоты, беспомощности и бессмыслия не только работы, но и жизни. Человек становится опасно равнодушным ко всем и всему, даже к собственной жизни. По привычке он ещё пытается сохранить внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и какое-то странное окаменение тела. Безразлично всё: другие люди, любимая раньше работа и он сам.
Для тех, кто находится на этом этапе, есть только два выхода: первый – расставание с работой, второй – непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.
Требуется настоящее мужество, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.
Что нужно делать и чего не нужно делать при выгорании:
Не скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждать, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
Не избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
Не стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
Не позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому “Я сам!” останавливать вас, когда другие представляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
Не ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
ПОМОГИ СЕБЕ САМ: осваиваем приёмы саморегуляции и самоподдержки.
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо перейти от “борьбы с выгоранием” к заботе о себе. Помните стандартную фразу, которую произносит в начале полёта, демонстрируя “спасательное оборудование” стюардесса? “Если вы путешествуете с ребёнком, сначала подышите через кислородную маску сами, а потом приложите её к лицу ребёнка”. В педагогической профессии – так же: только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам. Согласитесь: “сгореть на работе” - это не очень профессионально.
Познакомимся со способами саморегуляции, которые можно использовать как “скорую помощь” в напряженных ситуациях и, прежде всего при опасности внезапных вспышек раздражения, которые травматичны не только для учеников, но и для учителя. После них приходит расплата — жгучее чувство стыда за “потерю лица”. По мнению американского психотерапевта Элайн Джил, стыд — одно из наиболее “ядовитых” чувств, разрушающее сами основы личности. Впрочем, в русском языке существует устойчивое словосочетание “провалиться от стыда”, — оно о том же самом.
Саморегуляции — это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
К эффектам саморегуляции относятся:
Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряжённости);
Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
Эффект активизации (повышение психофизиологической активности).
Условно все способы саморегуляции можно разделить на две группы: естественные и искусственные (специально созданные человеком психотехники).
Естественные способы саморегуляции знакомы каждому: они настолько привычны и органичны для человека, что “включаются” помимо его сознания и воли, “сами собой” (не случайно их называют бессознательными). Наверняка, каждый из вас интуитивно использует множество таких естественных способов саморазрядки и саморегуляции (вы “отсыпаетесь” в выходные дни, потягиваетесь, разминая мышцы после сидячей работы, пьёте чай, общаетесь с природой и животными, пользуетесь массажем, предпринимаете групповые походы в сауну, танцуете, слушаете музыку). Однако некоторые из естественных способов “разгрузки” можно осознать и с пользой применить в рабочих ситуациях.
Задумайтесь и вы, какими естественными способами снятия напряжения, разрядки или, наоборот, повышения тонуса пользуетесь в обыденной жизни. Возможно, их можно осознать, а затем сознательно использовать для управления своими психическими состояниями на работе.
Среди них могут оказаться смех, улыбка и юмор; воспоминания о тех или иных эмоциональных состояниях; всевозможные движения типа потягивания, глубокого расслабления мышц, изменение ритма шагов или попросту глубокого вдоха; умение в напряжённой ситуации на минуту перевести взгляд с собеседника на пейзаж за окном, цветок, картину, фотографию; реальное или воображаемое “купание” в солнечных лучах; чтение любимых стихов; умение просто так похвалить собеседника или сделать комплимент и т.д.
4. Формулировка проекта решение педагогического совета.
Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
Разработать и включить в учебный план на 2014–2015 учебный год занятия (внеурочные), направленные на формирование культуры здоровья.