Занимательность, наглядность и практичность как средства формирования познавательных интересов младших школьников при изучении геометрического материала.
Занимательность, наглядность и практичность как средства формирования познавательных интересов младших школьников при изучении геометрического материала.
Ведущей целью обучения является усвоение учащимися навыков творческой деятельности, так как она является основой овладения новыми знаниями, иначе говоря, основой процесса познания. Общеизвестно, что познание – это не только запоминание и эрудиция, это активная мыслительная деятельность школьников, умение анализировать, сравнивать обобщать, умение видеть проблемы и искать средства для их решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательность, наглядность и практичность как средства формирования познавательных интересов младших школьников при изучении геометрического материала.»
Тема: Занимательность, наглядность и практичность как средства формирования познавательных интересов младших школьников при изучении геометрического материала.
Ведущей целью обучения является усвоение учащимися навыков творческой деятельности, так как она является основой овладения новыми знаниями, иначе говоря, основой процесса познания. Общеизвестно, что познание – это не только запоминание и эрудиция, это активная мыслительная деятельность школьников, умение анализировать, сравнивать обобщать, умение видеть проблемы и искать средства для их решения.
Думающего школьника отличает активное отношение к учебе, а не пассивное ожидание готового ответа. Формирование основ творческой деятельности учащихся происходит, в первую очередь, на уроках. При обычном построении урока инициатива, как правило, исходит от учителя, а ученики остается принимать предлагаемый им материал. Такое построение учебного процесса, особенно на начальной стадии обучения математике, не приветствуется педагогическим сообществом, так как при такой форме обучения трудно пробудить и развить интерес младших школьников к обучению, тем более, к математике. «Интерес – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности».
Интерес является одним из средств мотивации любой деятельности. Он не возникает тому, что не вызывает у школьника любопытства, а любопытство обуславливается разными формами занимательности, используемой при изучении материала. Педагоги и психологи, касаясь занимательности процесса обучения, боятся легковесности этого процесса и потому часто критикуют использование приемов занимательности или говорят об ограничении их применения. Так, например, В.Г.Ананьев считает, что «занимательность не производит существенного сдвига в умственной деятельности». Данное высказывание В.Г. Ананьева, адресованное средней школе , может вызвать возражение учителей, если его приложить к начальной школе. Ведь ученики младших классов это дети 6-9 лет, которые основное свое время проводят в играх и развлечениях. Поэтому основной учебный материал необходимо преподносить учащимся в занимательной форме. Этой точки зрения придерживаются такие педагоги как М.А. Данилов и Б.П. Есипов, они считают, что занимательность является побудителем школьника к учению и является важным средством активизации учебной деятельности.
Геометрический материал в современной начальной школе преследует в основном практические цели, сопровождая курс арифметики. И соответственно, от уровня освоенности этого материала зависит качество освоения всего курса арифметики. Поэтому занимательность, наглядность и практичность должны выступать как основные средства формирования элементов геометрии в начальной школе.
Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Формирование отвлеченного мышления у школьников с первых шагов требует предварительного пополнения, и умелое применение наглядности побуждает детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету, является важнейшим условием успеха. Известно, что геометрический материала усваивается лучше, если он предоставлен в наглядной форме. Наглядная демонстрация развивает у учащихся наблюдательность, которая обеспечивает переход от «вещей» к фигуре (к ее образу), и, наоборот – от образа фигуры к реальной вещи. Такое наглядное противопоставление может быть использовано не только на уроках математики, но и на уроках труда и рисования.
В программе по математике начальных классов геометрический материал представлен мелкими крупицами как незначительное вкрапление в арифметику и не представляет целостного, обоснованного курса. Таким образом, сейчас в начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии, а соответствующего его обобщения не происходит. Более того, в курсе математики начальной школы в основном рассматривают плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок-дошкольник имеет большой опыт общения с параллелепипедом. Кубом, шаром, пирамидой(кубики, конструктор, мяч и т д.), а в этом отношении геометрическая пропедевтика в современной школе проигрывает той, которая была в школе прошлого.
При изучении геометрического материала учителю следует помнить, что учащиеся лучше запоминают и воспринимают те знания, которые они выявили экспериментальным путем, т.е. здесь учитель может применять метод сложения бумаги для того, чтобы из одной фигуры учащиеся могли, получит другую. Например: из прямоугольного листа бумаги методом сложения можно получить два одинаковых квадрата. Из этого примера видно, что экспериментальным путем учащиеся могут усваивать не только свойства фигур, но и терминологию, навыки демонстрации.
При изучении какой – либо фигуры не следует сразу же сообщать о ее свойствах. Учащиеся должны самостоятельно «открыть» эти свойства методам наблюдения и эксперимента. Самостоятельное выявление определенных свойств вызывает у учащихся наибольший интерес к дальнейшему изучению и «открытию» свойств фигур. При самостоятельном анализе фигур у учащихся начальных классов развивается логическое мышление, а при сравнении фигур, изготовленных самими учениками, с окружающими их фигурами у учащихся развивается пространственное мышление. Развитие логического мышления и пространственного мышления является основной задачей наглядного материала, используемого в начальном курсе математики при изучении геометрического материала.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что наглядный материал способствует математическому и логическому развитию младших школьников и вызывает у них наибольший интерес к изучаемому материалу.