Тема занятия: «Край родной, навек любимый»
Цель занятия: ознакомление детей с фрагментами биографии А. П. Гайдара.
Задачи занятия:
Образовательная: способствовать составлению представления о писателе-воине, журналисте, друге детей;
Развивающая: развитие кругозора детей, умение осмысливать, делать выводы;
Воспитывающая: воспитание на примерах героев книг писателя доброты, мужества, патриотизма.
Формы воспитания: индивидуальная работа с книгами А.П.Гайдара, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, разгадывание кроссворда в парах, групповая работа с информацией – представлением писателя.
Методы воспитания: работа с информацией в презентации и рабочей тетради: изучение, анализ, выводы, обобщение, работа с выставкой книг.
Средства диагностики: разгадывание кроссворда «Книги Гайдара»
Оборудование: портрет писателя А.П. Гайдара, выставка книг А.П. Гайдара, презентация, тетрадь на печатной основе.
Ход занятия:
I. Орг. момент (слайд1)
II. Актуализация знаний
-Как можно сказать по-другому? Заполните схему (слайд2)
Край родной |
(Курский край, курская земля, соловьиный край, малая родина)
-Что для вас малая родина?
(родной дом, улицы города, семья, реки, леса и т.д.)
-А люди, живущие в нашем городе?
-Как назвать одним словом всех людей, проживающих в курском крае?
(куряне)
-Знаете ли вы имена курян, прославивших курский край?(слайд3)
(Евгений Иванович Носов, Надежда Васильевна Плевицкая, Константин Дмитриевич Воробьёв, Аркадий Петрович Гайдар, Георгий Васильевич Свиридов и др.)
III. Погружение обучающихся в тему внеурочного занятия
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Точнее сформулировать тему нашего занятия вам поможет задание в тетради.
1.Работа в тетради на печатной основе,с.31
-В этом слове исчезли гласные, «отремонтируй» слово и ты узнаешь фамилию и имя известного писателя, нашего земляка.
2. Формулирование обучающимися темы внеурочного занятия
- О ком мы будем говорить? (слайд 4)
(О курском писателе А.П.Гайдаре)
-Предположите на какие вопросы вы сможете ответить в конце занятия.
VI. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия
Рассказ учителя (с использованием презентации)
22 января – необычный день. В этот день зимним морозным утром родилсяАркадий Петрович Гайдар, любимый писатель не одного поколения детей и подростков.
Во многих городах нашей страны: в детских организациях, библиотеках, школах ежегодно отмечается эта дата.
И сегодня я предлагаю вам прикоснуться к наследию этого человека. Каким же был Аркадий Петрович?
Аркадий Петрович Голиков, будущий писатель Гайдар - родился 22 января 1904 года, в семье простого школьного учителя.(слайд 5) Местом его рождения стал небольшой городок Льгов, расположенный во Льговском районе Курской области. (слайды 6-7)
Детство писателя прошло в городе Арзамасе. Его отец, учитель Петр Исидорович Голиков, — крестьянского происхождения. А вот мать, Наталья Аркадьевна, — из дворянского рода Сальковых. Хоть и захудалый был род, зато Наталья доводилась правнучатой племянницей поэту Лермонтову.
(слайд 8)
В семье Голиковых было очень много книг. Аркадий был начитанным, романтически настроенным мальчиком из средней русской интеллигентной семьи. Он считался «девчоночьим покровителем», потому что заботился о своих младших сёстрах Наталье, Ольге, Кате, и никому не давал их в обиду.
Ответственность за другого стала чертой его характера. Учился Аркадий в реальном училище и участвовал в школьных сценических выступлениях, в выпуске классного литературного журнала. Но самым ярким его увлечением в ученические годы было сочинение стихов. Тетради со стихами он носил в ранце и иногда читал их на переменах своим товарищам.
Однако, окончить училище Аркадию не пришлось. Началась первая мировая война. Отца сразу забрали в солдаты. Мирной жизни пришел конец. Мать Гайдара, Наталья Александровна, осталась с четырьмя детьми. Она поступила работать фельдшером в госпиталь, а Аркадию нужно было присматривать за младшими сестрами.
С самого детства он мечтал о справедливом обществе и рвался на фронт. Когда началась революция, Аркадий Голиков хотел уехать с отрядом Красной Армии на фронт. Его не взяли. «Подрасти, - посоветовал ему командир. И потом ты ничего не умеешь». Аркадий стал учиться стрелять, метать гранату. И добился своего. В августе 1919 года курсантскую роту, в которой служил Аркадий Голиков, бросили под Киевом на прорыв против атамана Петлюры. В решающую минуту боя тяжело ранило командира. Дело оборачивалось катастрофой. Первым это понял Голиков.
- Слушай мою команду! Вперёд…- крикнул он.
Этот бой был выигран. Вечером товарищи избрали его своим командиром. А он был самым молодым среди них -15 лет. Путь юного командира не был лёгким. В 17 лет Голикову неожиданно доверили полк – почти 5 тысяч бойцов
Аркадий Голиков любил Красную Армию и мечтал всю жизнь остаться в её рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было всего 20 лет, когда его уволили из рядов Красной Армии в запас. (слайд 9)
Аркадий Петрович впоследствии писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно всё начиналось да продолжалось». Так вошёл Гайдар в литературу.
Гайдар – литературное имя (псевдоним) Аркадия Петровича Голикова.
Что же псевдоним «гайдар» обозначает, до сих пор нет единого мнения.
Однажды он был в ХАКАСИИ. Там плохо говорили по-русски.
Иногда, когда забудут фамилию, смеялись и говорили: «Архашка, хайдар? (куда ты?)» А он в ответ откликался как на фамилию, даже нравилось ему больше, просил его называть так.(слайд10)
Наиболее традиционная изверсий: «гайдар» — это «всадник, скачущий впереди». Так якобы в старину монголы называли того, кто ехал верхом в разведывательном дозоре перед отрядом.
В 1920 году Аркадий женился на 17-летней комсомолке
из Перми Лие Лазаревне Соломянской.
В 1926 году у них родился сын Тимур.(слайд11)
С 1922 года А. Гайдар написал немало рассказов и повестей.
2.Заранеенее подготовленные ученики читают стихи
Ты повесть школьную открой-
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин – Гайдар.
2.Работа с выставкой книг А.П.Гайдара
(На столах у детей лежат книги А.П.Гайдара. Дети индивидуально рассматривают книги.)
-Поставьте книги на книжную полку по заголовкам.
«Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове»
«Дальние страны»
«Военная тайна»
«Судьба барабанщика»
«Дым в лесу»
«Тимур и его команда»
«Горячий камень»
«Четвёртый блиндаж»
«Чук и гек»
«На графских развалинах»
«Голубая чашка»
«Лесные братья»
( слайды 12-18)
-Что общее у всех книг? (автор)
-Почему книги с одинаковыми заголовками оформлены по-разному?
(разные художники-оформители)
3.Сообщение учителя о книге « Тимур и его команда»
Перед самой войной в 1940 году появилась книга – «Тимур и его команда».
Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружил тайной заботой тех, кого вынуждены были оставить отцы и братья, ушедшие в армию. Детский писатель Гайдар указал ребятам простой добрый путь, как стать нужным людям и помочь им. И не случайно люди запоминают не дурной пример Мишки Квакина, а добрые дела Тимура. Дети хотят быть похожим на Тимура. По всей стране начинается тимуровское движение.(слайд 19)
Гайдар показал, что добрые и полезные дела герои его повести совершают увлеченно и с удовольствием, а главное – сами, совершенно самостоятельно.
О тимуровцах сложили стихи.
4.Заранеенее подготовленные ученики читают стихи
Мы, тимуровцы, внуки Гайдара,
Это значит - всегда мы в пути.
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз: «Людям радость нести».
4. Гайдар – верный друг ребят
Гайдар много времени проводил с детьми. И ребята доверчиво тянулись к нему, как будто Аркадий Петрович владел какой-то тайной, которая привлекала к нему детей и во дворе, и в школе, и на улице.
- Как вы думаете, за что дети любили Гайдара? (он относился к ним, как к взрослым)
Заранеенее подготовленные ученики читают стихи
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был бессменным их вожатым,
И каждая его строка
Осталась, как завет ребятам
Писателя-большевика.(слайд 20)
За свою жизнь Аркадий Гайдар написал немного произведений, но каждое из них принесло ему славу и известность.
Книги писателя – это его жизнь. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте. Аркадий Петрович учит вас, ребята, беречь наш светлый дом, Родину, наши сады, цветы, города, наших людей, потому что сам любил их, и берёг, и защищал всеми силами души.(слайд 21)
Грамзапись обращения А. Гайдара к детям. Осень 1941 года.
5. Гайдар – солдат
Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда». Аркадий Петрович попал в партизанский отряд. В отряде был пулемётчиком.(слайд 22)
В одну из вылазок группа партизан неожиданно наткнулась на фашистов. Гайдар первым заметил врага и бросился с криком: «Ребята, немцы!» Треснула одиноко очередь. Гайдар упал. Пуля угодила прямо в сердце. Остальные товарищи, благодаря ему, спаслись. Это было 26 октября 1941 года под Леплявой близ Канева. Погибая, Гайдар спас товарищей. (слайд 23)
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат. (слайд 24)
6. Память о Гайдаре
Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл.
-Почему во дворе нашей школы установлен бюст А.П.Гайдару?
(предположения детей)
-Когда в нашей стране были пионеры, а тимуровцы были пионерами, пионерской дружине нашей школы №43 было присвоено имя А.П.Гайдара за
ту заботу и помощь, которую оказывали пионеры нашей школы старикам, ветеранам Великой Отечественной войны.(слайд 25)
-По произведаниям Гайдара созданы художественные фильмы.
Экранизации произведений А.П.Гайдара
1937 — Дума про казака Голоту
1940 — Тимур и его команда
1942 — Клятва Тимура
1953 — Чук и Гек
1954 — Школа мужества
1955 — Судьба барабанщика
1955 — Дым в лесу
1957 — На графских развалинах
1959 — Военная тайна
1960 — Пусть светит
1964 — Голубая чашка
1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише
1964 — Дальние страны
1965 — Горячий камень
1971 — Бумбараш
1976 — Тимур и его команда
1976 — Судьба барабанщика
1977 — Р. В. С.
1981 — Школа
1987 — Лето на память
(слайд 26)
7. Награды Гайдара (слайд 27)
V.Закрепление основного содержания внеурочного занятия
1.Работа в тетради на печатной основе,с.31-32
Чтение текста,с.31
2.Работа в группах
- Соотнесите фотографии с текстом.
- Попробуйте ответить на те вопросы, котовые вы поставили вначале занятия:
3.Работа в парах
- Попробуйте разгадать кроссворд, дополняя словечко, чтобы получилось название произведения,с.32.
VI.Итоги внеурочного занятия, рефлексия
- Вспомните, о чем мы говорили на занятии, и продолжите предложения:
Я знаю, что…
Я понял(а), что..
Мне понравилось…
Было трудно…