Занятие по внеурочной деятельности на тему : "Родословная кошек и собак"
Занятие по внеурочной деятельности на тему : "Родословная кошек и собак"
Тема занятия: «Родословная собак и кошек» Цель: познакомить обучающихся с предками кошек и собак, установить их связи с определенными семействами; узнать, как происходил процесс одомашнивания диких животных, воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным; развивать любознательность, внимание. Задачи: • образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми представителями семейства кошачьих и собачьих, их особенностями; • развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения; • воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности на тему : "Родословная кошек и собак"»
Внеурочное занятие по программе "Мы - твои друзья". На занятии обучающиеся узнают о предках собак и кошек
Тема занятия:«Родословная собак и кошек»
Цель: познакомить обучающихся с предками кошек и собак, установить их связи с определенными семействами; узнать, как происходил процесс одомашнивания диких животных, воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным; развивать любознательность, внимание.
Задачи:
образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми представителями семейства кошачьих и собачьих, их особенностями;
развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;
воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Предметные умения: Научатся приводить примеры представителей семейства кошачьих и собачьих; различать их. Обсудят роль кошек и собак в нашей жизни. Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.
УУД:
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, интерес к изучению темы, формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
Регулятивные УУД: организация рабочего места, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, применять знания, полученные на других предметах, корректировать работу по ходу её выполнения.
Познавательные УУД: пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации поиск и выделение необходимой информации, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Ход урока
Оргмомент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Проверка домашнего задания.
-Сегодня вы приготовили рисунки и рассказы о домашних животных, которые есть у вас дома. Послушаем рассказы и устроим выставку работ
Сообщение темы и целей
- Ребята, отгадайте слово по вертикали и узнаете, о чем пойдёт речь на уроке:
По горизонтали:
1)Полосатый хищник (тигр)
2) Домашнее животное, считавшееся в Древнем Египте священным животным
3) Барс, млекопитающее семейства кошачьих
4) В мультфильме - симпатичный "крошка", в жизни - ценный пушной зверь
5) Полярная лисица
6) Царь зверей
7) Лежа на сене, сама не ест и другим не дает
8) Лесной санитар
9) Хищник, питающийся падалью
10) Дикое животное семейства псовых
11) Хищник семейства кошачьих с яркой желтой шерстью и черными пятнами на ней
1.Т
И
Г
12.Р
2. К
О
Т
3.Л
Е
О
П
А
Р
Д
4.Е
Н
О
Т
5.П
Е
С
Е
Ц
6.Л
Е
В
7. С
О
Б
А
К
А
8.В
О
Л
К
9.Г
И
Е
Н
А
10.Ш
А
К
А
Л
11Я
Г
У
А
Р
Работа над темой занятия
-Много лет живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Сегодня мы поговорим о родословной тех, которые живут совсем рядом - в нашем доме. О родословной кошек и собак.
Рассмотрим понятие «родословная». Для этого обратимся к словарям. У вас на столах лежат словари. Давайте зачитаем определение.
Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Кошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами. Кошка живёт рядом с человеком более 4000 лет.
Доклад ученика.
Фараоны из Египта время от времени нападали на Нубию и в качестве добычи везли не только золото, слоновую кость и ценные породы дерева, но и кошек.
Если в Египте кошка появилась около 5 тыс. лет назад, то в Нубии значительно раньше, некоторые ученые считают, что в Нубии прирученные кошки появились 9 тыс. лет назад. Другие исследователи придерживаются мнения, что в Нубии этих кошек не одомашнивали, а просто ловили и держали на привязи, пока те не приручались, т.к. считается, что желтая кошка очень быстро привыкает к человеку. Итак, сначала Нубия (здесь была уже одомашненная или только прирученная кошка), потом Египет (здесь уже совершенно домашняя) Felis Libyca - древняя дикая нубийская кошка. Другие ее названия: североафриканская, желтая, буланая, степная, ливийская.
Древняя нубийская кошка была очень длиннонога, имела короткую шерсть и маленькую голову. Масть преимущественно бурая с темными поперечными полосами и пятнами, но встречались зонарно окрашенные особи без полос и пятен. Хвост тонкий, заостренный. По внешнему виду похожа на домашнюю кошку, но сильно исхудавшую. Легко приручается (даже взрослая). В диком состоянии эта кошка сохранилась до наших дней. Распространена по всей Африке и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. Обитает в пустынях с зарослями черного саксаула, в кустарниках возле водоемов, в предгорьях, в горах, иногда - вблизи населенных пунктов. Питается в основном мелкими грызунами и птицей. Именно нубийскую кошку многие ученые считают диким предком современной домашней кошки.
Впервые, очень точно описал кошку и дал ей название "нубийская" Эдуард Рюппель, немецкий естествоиспытатель из Франкфурта. В 1823 г. он отправился вверх по Нилу, собирая образцы растений и изучая животных, обитавших в Эфиопии. В 1830 г. он стал первым натуралистом, который пересёк эту страну. Он первым обнаружил североафриканскую дикую кошку на западном берегу Нила, в нубийской полупустыне, близ местечка Амбукола. Рюппель первым выдвинул гипотезу, о том, что нубийская кошка очень широко распространена в Африке и в тех областях, где живет, она распадается на подвиды, которые отличаются окрасом. В сухих полупустынных областях ее окрас, действительно, буланый, желтый, а в более влажных, у водоемов с кустарниками - окрас серо-песочный с поперечными полосами и пятнами. Среди подвидов он выделил и абиссинский подвид, населяющий высокогорные плато Эфиопии. Проследить судьбу кошек, которые могли бы быть предками абиссинки по окрасу, пыталась в начале 20 века специально снаряженная для этого в верховья Нила экспедиция, которая окончилась неудачей. Кошек с абиссинским окрасом на территории Эфиопии обнаружено не было.
ИЗ ИСТОРИИ
Давным – давно, 40 миллионов лет назад, появились предки этих животных – миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Волк. Дикая собака или шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки. В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. Потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак. Человек всегда старался вырастить собак, которые соответствовали его нуждам. Поэтому принято считать, что породы собак можно распределить на три группы.
- Собак можно разделить на группы по роду занятий. Если первая группа собак занята охотой, то как называется эта группа? (охотничьи)
Доклад ученика
Волки и собаки не предки и потомки друг друга, как считалось ранее, а, скорее, двоюродные братья, которые отошли от общего прародителя в промежутке от 11 до 34 тысяч лет тому назад. К такому выводу пришли Адам Фридман и его коллеги из Чикагского университета (США). Ученые проанализировали нескольких пород собак из регионов, где в наше время волки не обитают: басенджи, родиной которых считается центральная Африка, и австралийских динго. Также в исследование были включены немецкие боксеры. Волки были взяты из тех регионов, где, как полагали ранее, могло начаться одомашнивание собак — Хорватия, Израиль и Китай. В качестве «внешней группы», то есть вида, близкого к исследуемым, но заведомо выделяемого в отдельную группу, были использованы обыкновенные шакалы.
Сравнив все выбранные группы, авторы исследования построили схему родственных взаимоотношений собак и волков. Оказалось, что все изученные ими собаки генетически друг к другу ближе, чем волки, которые, в свою очередь, тоже образовали четко выраженный кластер. Ученые пришли к выводу, что в какой-то момент собаки и волки отделились от общего предка, однако сохранили возможность скрещивания друг с другом. Возможно, именно эти последующие скрещивания уже одомашненных собак и волков и завели в тупик генетиков, которые на основе ранних исследований сделали вывод, что наличие волчьих генов у современных собак – признак происхождения собаки от волка.
«Приручение собаки оказалось более сложным процессом, чем мы думали. В этой работе не нашли доказательство того, что собаки были приручены в разных регионах, также не нашли доказательств того, что собаки произошли от современного волка. Все это делает историю одомашнивания очень интригующей», – прокомментировал результаты исследования один из авторов работы Джон Новембер, доцент кафедры генетики Чикагского университета.
Собаки — наши самые преданные друзья в мире животных. Но мы все еще никак не можем выяснить, откуда же они взялись
Ученые отмечают, что после разделения собак и волков произошло сокращение численности животных, и все предки всех современных собак жили на какой-то ограниченной территории. На основании этого делается вывод, что одомашнивание собак возникло в каком-то одном месте, и затем этот опыт распространился на другие регионы. Ранее считалось, что собаки стали друзьями человека в разных местах путем приручения местных волков.
Несколько месяцев назад в журнале «Science» была опубликована статья, где исследователь Роберт Уэйн из университета Калифорнии в Лос-Анжелесе приводил доказательства того, что прародиной современных собак скорее всего была Европа и приручение собаки человеком произошло примерно 15-20 тысяч лет назад. Так же как и коллеги из Чикаго, калифорнийцы пришли к выводу, что волки и собаки не состоят в прямом родстве друг с другом.
Еще одна разделяющая собак и волков черта – количество вырабатываемого– фермента, который помогает переваривать крахмал. У собак, за редкими исключениями вроде сибирских хаски и динго, его больше, чем у волков. Это говорит о том, что, оказавшись рядом с человеком, собаки приспособились к тому, что в их рацион помимо мяса стали входить и продукты растительного происхождения.
Работа с тетрадью (стр. 15-17)
Сделаем вывод: собаки принадлежат к семейству собачьих, кошки – к семейству кошачьих.
Разделимся на две команды.
1 команда будет называть представителей семейства кошачьих, 2 команда будет называть представителей семейства собачьих. (Подсказкой может служить кроссворд, который разгадывали вначале урока). Побеждает та команда, которая назовет больше представителей.
Ребята, а знаете ли вы, как человек приручил кошку и собаку?
Ответить на этот вопрос поможет книга Редьярда Киплинга «Про кошку, которая гуляет сама по себе». (Просмотр фрагмента из мультфильма)
Ответим на вопросы:
Какой по счету была приручена собака? А кошка? Как это произошло?
Итог занятия.
Наше занятие закончилось. Но можно много еще говорить о родословной кошек и собак.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Рефлексия
- У вас на столе есть карточки с изображением кошки или собаки вот только у них нет рта. Давайте дорисуем его.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, помогали своим товарищам, многое узнали и запомнили про кошек и собак, то нарисуйте улыбку у вашего животного.
-Если вы считаете, что не так активно помогали классу в работе, узнали мало интересного, сделайте его мордочку грустной.
Рекомендации для занятий дома
Выполнить вместе со взрослыми задания № 1 в рабочей тетради на стр.16, №2 на стр. 18.