Просмотр содержимого документа
«Задания для закрепления и обощения знаний по теме "Падежи. Падежные окончания" 4 класс»
Упражнение 1.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Из птиц очень хорошо умеют кусать попугаи. Своим кривым клювом – кусачками они могут разгрызать крепкие орехи и плоды. Даже маленький волнистый попугайчик ловко раскусывает семечки. Из наших птиц очень интересный клюв у клеста. Верхняя и нижняя половины клюва скрещены. Таким клювом клесты шелушат шишки, достают семечки ели и сосны, которые едят.
(Михаил Молюков)
Упражнение 2.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Ядовитые змеи кусают, когда нападают на добычу – мышей, лягушек – когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе через эти зубы змея впрыскивает в ранку жертвы яд. Это зубы - шприцы. Может пострадать от гадюк и неосторожный человек. Если встретили змею в лесу, не трогайте её и обойдите стороной. Ядовитые змеи –очень полезные животные. Не обижайте их, и вас не укусят.
(Михаил Молюков)
Упражнение 3.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Хорошо в лесу - птицы, ягоды, вот только комары такие кусачие! Во-первых, комары не кусают, а прокалывают. Во-вторых, не комары, а комарихи. "Кусаются" только комарихи. Есть у них на голове специальный хоботок такой, которым можно сверлить, или скорее - бурить кожу человека, зверей, птиц. Получается тонкая дырочка - скважина, через которую комариха выпьет капельку крови. .
(Михаил Молюков)
Упражнение 4.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Жук-олень живет в лиственных лесах, дубравах, в лесостепи на Украине, в Крыму, в Молдавии. На голове у самцов растут большие ветвистые "рога", чуть-чуть похожие на оленьи. На самом деле это верхние челюсти. Сам жук-олень может быть размером со спичечный коробок, а челюсти-"рога" занимают половину длины тела. И если поймать такого рогача, он сразу цапнет за палец, а у птички может и ножку сломать. Кусается! (Михаил Молюков)
Упражнение 5.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Теперь давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака - это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней и нижней челюстях, все направлены назад - ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти, того и гляди – вырвется!
(Михаил Молюков)
Упражнение 6.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
В реке Амазонке в Южной Америке живут рыбки-пираньи. Эти кусают пострашнее щуки. Сама рыбка небольшая, красноватая, иногда в крапинку. Нижняя челюсть выдается вперед, как у бульдога. И сверху и снизу торчат треугольные зубы с острыми, как бритва, краями. Когда пасть закрывается, то верхние зубы попадают точно в промежутки нижних. Плавают пираньи стаями.
(Михаил Молюков)
Упражнение 7.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Акулы живут в морях и океанах. Размером до семи метров. Зубы у акул растут в несколько рядов. Если зубик или два вдруг сломаются, она не плачет и не идет к зубному врачу. Скоро на этом месте вырастает новый зуб, который выдвигается из заднего, запасного ряда. Самые крупные акулы - гигантская и китовая, кусаются не очень сильно. Они вообще предпочитают мелкую добычу.
(Михаил Молюков)
Упражнение 8.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
На берегу лежит крокодил. Пасть у него здоровая и очень зубастая. А глотка неширокая, поэтому крупную добычу проглотить целиком он не может. Есть такие крокодилы, которые кроме рыбы ничего не едят, например, индийский крокодил-гавиал. Челюсти у него узкие, с острыми зубами, как пинцет. Это скорее "хватательный" инструмент, чем "кусательный".
(Михаил Молюков)
Упражнение 9.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Многие млекопитающие кусают очень похоже на нас с вами. То есть передними зубами - они называются "резцы", откусывают, а другими - коренными зубами - пережевывают, перетирают пищу. Есть еще и клыки, которыми звери убивают добычу. У человека клыки стали короткими тупыми, почти не отличить от резцов.
(Михаил Молюков)
Упражнение 10.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
У моржей клыки бывают длиной около полуметра. Морж пользуется этими клыками, когда достает корм на дне морском, или когда вылезает на льдину - цепляется за край, или когда ссорится с другими моржами. Но тоже, как и слон, и нарвал, никогда не кусает бивнями. Если на одинокого моржа или на мать с моржонком нападает белый медведь, тогда клыки пойдут в дело – берегись, косолапый!
(Михаил Молюков)
Упражнение 11.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
А вот у коров, оленей, антилоп совсем нет клыков. Нет даже верхних резцов. Они прижимают корм - ветки, траву - к жесткой верхней челюсти и срезают его, двигая вбок нижними резцами. У лошадей, зебр, ослов клыков обычно тоже нет, но верхние резцы есть. (Михаил Молюков)
Упражнение 12.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
Очень много зубов у дельфинов, касаток и кашалотов. А зубы кашалота бывают длиною с бутылку из-под лимонада. Есть такой морской зверь нарвал, или единорог, у которого самый длинный зуб среди млекопитающих. Длина этого зуба-бивня, неправильно называемого рогом, достигает трех метров! Вот только укусить таким зубом никого нельзя, неудобно. Это - украшение. (Михаил Молюков)
Упражнение 13.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто как кусает.
У хищников же - тигров, барсов, волков, диких котов и хорьков - резцы маленькие, а клыки здоровые, как кинжалы. Коренные зубы тоже крупные и острые, чтобы легче откусывать куски мяса. Самые сильные челюсти (по отношению к размеру зверя) у пятнистой гиены. Она может разгрызать самые старые, самые крепкие кости.
(Михаил Молюков)
Упражнение 14.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Этажи леса.
У птиц и у зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу. Разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды — еще повыше, на кустарниках. Дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше. На разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
(Михаил Пришвин)
Упражнение 15.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Этажи леса.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
(Михаил Пришвин)
Упражнение 16.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Этажи леса.
Так пришли мы к полянке с трухлявыми берёзками и обрушили одну высокую берёзу. Падая, в воздухе, она разломилась на несколько кусков. В одном из них было гнездо гаечки. Маленькие птенчики при падении деревьев не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла.
Мы раскопали землю, нашли червяков и дали им перекусить.
Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. (Виталий Бианки)
Упражнение 18.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
Лягушки на озере начали еще с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. "Ква-а-а-а-а!.."-одним духом пошел из них воздух. Услыхал их Аист из деревни, обрадовался! И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. "Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую". (Виталий Бианки)
Упражнение 19.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
Поднял аист длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл. А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: "Безголосая я цапля! Да ведь и Аист - не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает".
(Виталий Бианки)
Упражнение 20.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
. "Вот так песня! - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?" Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой - как задолбит носом по стволу! Точь-в-точь - барабанная дробь. (Виталий Бианки)
Упражнение 21.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
Вылез из-под коры Жук с длинными-предлинными усами. Закрутил головой, заскрипела его жесткая шея - тоненький-тоненький писк послышался. Пищит усач, а все напрасно; никто его писка не слышит. Шею натрудил - зато сам своею песнею доволен.
(Виталий Бианки)
Упражнение 22.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях у них - зазубринки, а на ножках - зацепочки. Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет.
(Виталий Бианки)
Упражнение 23.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт.
А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жесткими крылышками, словно струна гудит. Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве. (Виталий Бианки)
Упражнение 24.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Кто чем поёт
Решил Бекас спеть. Только вот чем? Эх! Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это Бекас. Отгадай, чем он поет? Хвостом!
(Виталий Бианки)
Упражнение 25.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Лесные домишки.
В роще берёзы одна другой красивее. Искала ласточка иволгин дом и увидела: висит на берёзовой ветке крошечный лёгкий домик. Такой уютный домик, и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.
Только она хотела постучаться, — вдруг из серого домика вылетели осы. Испугалась ласточка и скорей улетела прочь. (Виталий Бианки)
Упражнение 26.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и решил отдохнуть. У муравьев строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускалось.
(Виталий Бианки)
Упражнение 27.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Муравей сидит на листке. А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, муравьишка себе ноги отшиб. (Виталий Бианки)
Упражнение 28.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Глянул муравьишка вниз, а под самой березой его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья. Вдруг видит: рядом на листке гусеница сидит, шелковую нитку из себя тянет, и на сучок мотает. - Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать. (Виталий Бианки)
Упражнение 29.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Не удержался муравьишка, кинулся на гусеницу, да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз. А муравьишка на ней висит. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка на сучок была намотана. (Виталий Бианки)
Упражнение 30.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Качается муравьишка на гусенице, как на качелях. А ниточка все длинней делается: выматывается у гусеницы из брюшка. Муравьишка с гусеницей все ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк - и домой. Тут и солнышко зашло.
(Виталий Бианки)
Упражнение 29.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Не удержался муравьишка, кинулся на гусеницу, да как куснет! С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз. А муравьишка на ней висит. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг! И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка на сучок была намотана. (Виталий Бианки)
Упражнение 30.
Спиши текст. Определи падеж и склонение имён существительных.
Как муравьишка домой спешил.
Качается муравьишка на гусенице, как на качелях. А ниточка все длинней делается: выматывается у гусеницы из брюшка. Муравьишка с гусеницей все ниже опускаются. А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают, последний вход остался. Муравьишка с гусеницы кувырк - и домой. Тут и солнышко зашло.
(Виталий Бианки)
Лисица – хищный зверь. Летом подстерегает птиц на земле и в низких гнёздах. Осенью охотится на молодых птиц. Зимой кормится мышами и кротами, ловит зайцев. Лиса охотно уплетает рыбу, хотя сама не умеет ловить, а отбивает рыбу у чаек. Рыжая хищница забирается в курятники, на птичьи дворы и тогда пирует.
Лиса роет себе глубокую просторную нору с несколькими выходами. Их она искусно скрывает под корнями деревьев, под камнем, под кустом. В случае опасности она осторожно уходит, пробирается самым дальним и скрытным ходом.