Аннотация.
Тема исследования: «Забытые игры моих родителей»
Актуальность исследования: Я считаю, необходимым проведение этого исследования, так как:
- Детям всегда интересны рассказы о детстве их родителей;
- Данное исследование смогло бы помочь привлечь окружающих к играм, в которые играли наши родители.
Проблема исследования: Нынешнее поколение- это поколение компьютероманов. Общение между людьми происходит чаще в виртуальном пространстве чем вживую. Свободное время дети, начиная с раннего возраста, с 6- 7 лет, предпочитают проводить у «компа», часами играя в различные игры в интернете, не всегда безобидные, а иногда даже очень опасные. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в мир геймеров. По моему мнению, эта проблема постепенно становится всё более актуальной для человеческого общества. В некоторых странах уже предпринимаются меры по решению данной проблемы: к примеру, в Норвегии в летнее время прекращается телевещание, блокируется связь Интернет. Это делается по приказу правительства, которое заинтересовано, чтобы люди как можно больше времени проводили на свежем воздухе, занимались активным отдыхом. И самым полезным видом такого отдыха, конечно же, являются игры- подвижные, коллективные, развивающие силу мышц и формирующие условия для полноценного развития детей. Но в какие же игры играть? Такой вопрос всё чаще и чаще звучит в ребячьих компаниях. И тогда на помощь пришла история- рассказы наших мам и пап о своём детстве, об играх и проказах. Мне стало интересно узнать всё из истории происхождения игры. Какие же игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей?
Цель исследования: полно и точно теоретически изучить и описать правила проведения дворовых игр родителей с целью их возрождения, как формы организации досуга наших сверстников.
Задачи исследования:
Изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;
Провести анкетирование родителей с целью классификации и выявления наиболее популярных игр их детства;
Дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими сверстников и определить актуальность в настоящее время.
Гипотеза исследования:
- Возможно, если мы теоретически изучим правила игр наших родителей, то будет ли нам интересно в них играть.
Объект исследования: процесс классификации дворовых игр второй половины двадцатого века.
Предмет исследования: правила проведения дворовых подвижный игр второй половины двадцатого века.
Методы исследования:
Знакомство со специальной литературой, информации в сети по данной теме;
Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);
Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут быть использованы для организации досуга современных детей
Введение
Папа и мама, когда видят, что я сижу у телевизора, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок не было, а по телевизору шел один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
По мнению большинства родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения для детей является игра. Сейчас дети, чаще всего, играют в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И мне стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра?
Перед тем, как начать исследование я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры. Учащимся было предложено три вопроса:
Какие «тихие» посиделочные игры ты знаешь?
В какие подвижные игры ты любишь играть?
С кем чаще всего ты играешь?
Анкетирование показало, что из 22 опрошенных 6 человек не знают вообще никаких «тихих» игр, а наиболее популярными являются лишь «Шашки» и «Глухой телефон». Подвижных игр дети тоже почти не знают. Двое просто любят бегать, 12 человек играть в «Догонялки», 5 в футбол и волейбол.
Ну, разве у современных родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! В детстве наших родителей не было гламурной Барби и радиоуправляемых вертолетов. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь играть?»
Я предположила, что если узнаю у своих родителей, в какие игры они играли в детстве, изучу правила этих игр, то смогу и сама играть в них с ровесниками во дворе, на перемене, на уроках физкультуры.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого я и начала. Я изучила необходимую информацию в книгах и сети интернет, проанкетировала пап и мам и вот, что узнала.
Исследовательская часть
История возникновения народных игр
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).
Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы разных стран, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.
Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
Сейчас же детей на улицах села мало. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.
Анкетирование родителей
Для того, чтобы узнать в какие игры играли наши родители, мною была разработана анкета для родителей. Туда были включены следующие вопросы:
В каких годах проходило Ваше детство?
В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).
С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?
В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?
Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?
Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)
В анкетировании приняли участие 14 родителей.
При заполнении анкеты, родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр.
3.3 Результаты анкетирования
Обработав полученные данные анкет, я получила такие результаты.
Детство наших родителей проходило в 70- 90 годы.
На вопрос о том, с кем играли, и сколько обычно человек играло с Вами, родители ответили так:
В основном играли от 3-х до 30 человек разных возрастов. Играли всей улицей, а то и с других концов села прибегали дети.
В какие игры Вы играли на улице и дома (перечислите по сезонам)?
сезон | Игры на улице | Игры дома |
зима | «Снежный бой» (снежки) Строили окопы и пещеры Катались на лыжах, санках, коньках. | «Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Русское лото Детское домино «Разрезные открытки» Тетрис Кубик-рубик Игровая приставка «Денди» |
весна | Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям. А когда грязь высыхала, то играли в «летние» игры на поляне. В конце мая собирались за огородами, чтобы ловить майских жуков. | «Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Детское домино Тетрис Кубик-рубик |
лето | «Прятки» «Жмурки» «12 палочек» «Красный-синий» (как вариант «Красный-белый» «Догонялки» или «Башики» «Штандер» «Глухой телефон» «Колечко-колечко» «Вы поедете на бал?» «Краски» «Лапта» «Кондалы-раскондалы» «В козла» Волейбол Пионербол Футбол «В картошку» «Резиночка» «Десятка» «Фанты» «Утки-охотники» Девочки прыгали на скакалке, играли в «Классики». Мальчики играли в «Войнушки», играли с самодельными машинками. | Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны. |
осень | В светлое время суток играли в те же игры, что и летом. | «Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Русское лото Детское домино «Разрезные открытки» Тетрис Кубик-рубик Игровая приставка «Денди» |
Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?
Все родители на этот вопрос ответили примерно одинаково. Подвижные игры по возрасту не различали, играли все, кто хотел. Дети более младшего возраста учились играть в процессе игры или наблюдая за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений. В игре «В школу» старший ребенок всегда был «учителем», а младшие – «учениками».
Какие качества характера развивали у Вас игры?
Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.
Заключение
В ходе исследования я познакомилась с историей возникновения игр, узнала, в какие игры играли наши родители. Было выявлено, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.
Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки» и другие. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила, потому что развивают сдержанность, терпение, умение общаться, сопереживать.
Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с учащимися начальных классов, а некоторые планируем изучить.
Обратимся опять к вопросу интересно ли детям сегодня играть в забытые игры пап и мам? Могу с уверенностью сказать «Да!». В ходе моего исследования почти 80 % детей начальных классов с удовольствием принимали участие в играх и активно вовлекали друг друга. Как и во времена наших родителей, нынешние дети учили друг друга.
13