Выступление на тему"Формирование и развитие навыков речевой деятельности УУД учащихся в начальных классах
Выступление на тему"Формирование и развитие навыков речевой деятельности УУД учащихся в начальных классах
Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и грамотно писать необходимо каждому. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, эти задачи решаются не полностью. Поэтому, одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся, я считаю развитие речи.
Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности.
Что нужно делать, чтобы создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?
Выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.
Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому, в начале урока я использую дыхательную гимнастику. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:
-прочитай их беззвучно, шепотом, тихо, громко;
-прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, с интонацией вопроса;
-проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки);
-найди повторяющиеся звуки:
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
2. Лексический уровень (словарная работа).Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. На всех занятиях веду работу над уточнением словаря. Учащиеся часто не понимают лексическое значение самых простых слов. Поэтому, стараюсь сделать процесс запоминания словарных слов интересным и неповторимым. Активизирую работу учащихся, предлагая им следующие этапы работы:
а) предъявление слова Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки,кроссворда,картинки.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Известная персона.
Кто это? (ворона)
б)лексическое значение слова Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих вопросов.
Корова – это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
в)орфография Буква в слове - это символ, который ничего для детей не значит, поэтому и никак не запоминается. Но с процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения. Поэтому в работе над словарными словами часто использую стихи, например: Петуха назвали " Петя " –
веду работу любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед.
Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие
6) «Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (доктор … ( лечит); повар - …)
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому наша задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
Грамматический уровень На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему"Формирование и развитие навыков речевой деятельности УУД учащихся в начальных классах»
Выступление на тему:
«Формирование и развитие навыков речевой деятельности УУД учащихся в начальных классах"
Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и грамотно писать необходимо каждому. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, эти задачи решаются не полностью. Поэтому, одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся, я считаю развитие речи.
Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности.
Что нужно делать, чтобы создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?
Выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.
Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому, в начале урока я использую дыхательную гимнастику. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:
-прочитай их беззвучно, шепотом, тихо, громко;
-прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, с интонацией вопроса;
-проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки);
-найди повторяющиеся звуки:
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
2. Лексический уровень (словарная работа).Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. На всех занятиях веду работу над уточнением словаря. Учащиеся часто не понимают лексическое значение самых простых слов. Поэтому, стараюсь сделать процесс запоминания словарных слов интересным и неповторимым. Активизирую работу учащихся, предлагая им следующие этапы работы:
а) предъявление слова Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки,кроссворда,картинки.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Известная персона.
Кто это? (ворона)
б)лексическое значение слова Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих вопросов.
Корова – это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
в)орфография Буква в слове - это символ, который ничего для детей не значит, поэтому и никак не запоминается. Но с процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения. Поэтому в работе над словарными словами часто использую стихи, например: Петуха назвали " Петя " – веду работу любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед.
Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие
6) «Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (доктор … ( лечит); повар - …)
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому наша задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
Грамматический уровень На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой.Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.
1) «Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер
2) Смоделируйте предложение по схеме:
* Что? что делает? в какие?во что?
(Воробьи собираются в крупные стайки)
3) Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
4) Распространение предложения. Игра «Снежный ком».
Медведь мечтает о малине.
Медведь мечтает о малине зимой.
Медведь мечтает о малине холодной зимой.
Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.
- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;
- строить логически обоснованное высказывание.
При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Жанры, в форму которых можно привлекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра, непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.
1) «Если бы…»
«Если бы я был волшебником…» ( Каким, зачем, что делал бы?)
«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)
2).«Ролевые диалоги»
- придумать разговор сказочных персонажей по телефону;
Формирование умений воспринимать высказывания
На всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.
Это необходимо для того, чтобы:
- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;
- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.
Этого мы добиваемся с помощью следующих несложных упражнений:
1. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:
1) повторение вопроса
2) хоровое повторение вывода
2. Для развития слуховой памяти..
1) Выделение голосом главного
2) Проговаривание хором
3) Построение ответа на основе слов вопроса
Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:
- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;
- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;
Основные методы и приемы работы.
Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел.
Следующий прием, который используют многие учителя - дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Игр со словами мы знаем великое множество:
1)"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...". Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»
Задание №2. "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". - Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.
- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
- Объясни значение, поменяв одну букву: «кочка – дочка».
- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Словесное рисование.Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого подбираем специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:
Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?
Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарный запас.
Заключение.
Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.