Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся"
Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся"
О психолого-педагогическом сопровождении обучающихся как неотъемлемом элементе системы образования, так необходимом для решения задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся"»
5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Психологическое изучение детской одаренности долгое время в нашей стране находилось в относительном застое. Считалось, что не нужно выделять особых детей. В понятиях "задатки", "способность", "одаренность" усматривалось нечто идеалистическое, вредное. В условиях массового образования была ориентация на среднего ученика.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей — разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми.
Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Кроме того, ею выделены три главных вида одаренности:
академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
легкость обучения и усвоения учебного материала;
длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.
Работа педагогов и психологов с одаренными детьми осложняется многими факторами. Согласно данным разных исследований в этой области, отмечаются следующие основные недостатки в педагогической деятельности:
учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.
Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:
эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;
школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную «группу риска» и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях.
Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.
В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые в большей степени способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию, чем существующая в современной общеобразовательной школе система организации школьной жизни.
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение учащихся» - это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника
Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения.
4. Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
5. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка требует организации работы с педагогами, психологами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления деятельности психологической службы:
Психопрофилактическая работа;
Психологическое просвещение;
Психодиагностическая работа;
Коррекционно-развивающая работа;
Психологическое консультирование.
Моделируя деятельность педагогического сопровождения, можно выделить следующие принципы.
- Принцип субъектности учащегося: педагогическая поддержка учащегося должна строиться на основе собственной активности школьника. Классификацию учебных затруднений школьника необходимо осуществлять не на основе диагностики внешних признаков, а в результате понимания внутреннего состояния самого учащегося как субъекта своего развития.
- Принцип уникальности ребенка: отказ от интерпретаций понятия «социальная норма» как характеристики цели в системе педагогического сопровождения; видение цели педагогического сопровождения как помощи ребенку в предвосхищении желаемых собственных состояний и переживаний в будущем и выборе адекватных способов достижения этих состояний. Акценты должны быть расставлены не на том, что является общим, объединяет ребенка со сверстниками, а на тех качествах, которые отличают его от других, представляют его индивидуальность. В идеале воспитательный процесс должен представлять собой совокупность уникальных событий, закономерности и связи которых проявляются не в объективной плоскости научных понятий, а в пространстве субъективных переживаний ребенка.
- Принцип ценностных отношений: использование методов и приемов, активизирующих субъективные смыслы, интенции и ценности развивающегося ребенка на основе рефлексивного отношения к учебной деятельности. Основным компонентом деятельности учащегося, сопровождающим все другие виды учебной работы, должны стать рефлексия, интроспекция, самоуправление. Существенность и значимость тех или иных проявлений определяется не степенью соответствия объективированным стандартам, а соотнесением с субъективными переживаниями, с системой ценностей.
- Принцип целостности: основу педагогического подхода должны составлять не анализ отдельных качеств и уровня их развития, а описание и понимание ребенка как целостного субъекта самоактуализации.
- Принцип доверия, открытости и глубинного общения: ключевым компонентом педагогической деятельности должно быть глубинное, понимающее общение (В.Н. Мясищев, Е.Л. Федотова), основанное на открытости и доверии в системе «педагог - учащийся».
Реализация технологии педагогического сопровождения предъявляет повышенные требования к личностно-профессиональному уровню подготовки педагога.
В соответствии с гуманистической, личностно-ориентированной методологической основой исследования, с учетом глубинного, экзистенциального характера деятельности педагога в контексте сопровождения требования к его компетентности также формулируются с позиций гуманистической концепции.
Проблемы, связанные с личностно-профессиональным становлением педагога, достаточно исследованы в отечественной педагогике (И.А. Алтухова, Ю.В. Аннушкин, Н.В. Гаркуша, А.С. Косогова, А.В. Павличенко, Н.А. Переломова, О.Л. Подлиняев). Как было показано в этих исследованиях, личность самого педагога в контексте гуманистического педагогического взаимодействия является одним из основных условий успешного личностного роста воспитанника. Педагог сопровождения должен, прежде всего, актуализировать собственный личностно-профессиональный рост.
В исследованиях Н.А. Переломовой были выделены критерии «оценки актуализированности факторов, стимулирующих личностно-профессиональный рост педагога». Эти критерии использовались нами в процессе разработки системы требований к педагогу сопровождения.
Критерии классифицировались по трем базовым группам:
- критерии готовности к деятельности педагога сопровождения (уровень знаний, умений, навыков);
- критерии личностных и профессиональных значимых качеств (уровень личностный);
- критерии личностно-профессионального роста (уровень динамики личности).
К первой группе критериев относится: гуманистическая направленность мировоззрения педагога, что проявляется в особенностях «Я-концепции» и преобладании альтруистической и гуманистической центраций педагога; профессиональные знания в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии.
Вторая группа критериев включала: готовность к сотрудничеству и сотворчеству; толерантность педагога; эмпатия.
Последняя, третья, группа критериев была представлена следующими позициями: рефлексия; восприимчивость к инновациям; креативность.
В процессе организации педагогического сопровождения развития личности учащегося, таким образом, необходим отбор педагогов и дополнительная подготовка в соответствии с перечисленными критериями.
Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности». Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения одаренных детей.
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже выступает как неотъемлемый элемент системы образования, так необходимый для решения задач обучения, воспитания и развития нового поколения.