kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на родительском лектории четвероклассников на тему "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении раскрывается значимость духовно-нравственного развития младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском лектории четвероклассников на тему "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"»

7


МБОУ Михневская НОШ











Духовно – нравственное

развитие и воспитание

младших школьников



Выступление на родительском

лектории 4-ых классов

Лаврухиной Л.В.











2016 год

«Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности

в лучших идеалах общественной жизни,

в идеалах истины, добра и красоты»

В. М. Бехтерев



(Владимир Михайлович Бехтерев – знаменитый и выдающийся русский ученый – академик, врач, невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог. Изучение им морфологии мозга принесло

существенный вклад в науку.)



Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиций и ценностей.

И стоит ли удивляться, что в наши дни, как показывают многочисленные социологические исследования, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. Поэтому возникает необходимость в приобщении младших школьников к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.


Слайд 2


«Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а развал цивилизации». Эти слова И.А.Ильина (русского философа) напоминают нам о том, что гордостью нашего народа всегда были его духовность и нравственность. Сегодня страну всё больше охватывает духовный кризис, люди становятся нетерпимее друг к другу, жестокосерднее. Старец Паисий Святогорец говорил: «…культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо окультурить ещё и душу». В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобретает особую значимость.

Слайд 3


Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.


Слайд 4


В своём сегодняшнем выступлении хочу вначале обратиться к понятию «воспитание». Что понимается под воспитанием? Само по себе это понятие очень объёмно и может быть предметом отдельного исследования, поэтому я ограничусь только самыми общими характеристиками.

До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом «питание». В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».



Наиболее обобщенная классификация включает в себя духовное, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Кроме того, современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач следующие виды воспитания школьников: экономическое, экологическое и правовое.



Слайд 5



Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно она даёт ребёнку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе сказывается на протяжении всей его жизни.

Школа не может заменить семью, особенно мать. Следовательно, необходима постоянная забота о правильной организации всестороннего воспитания в семье, добиваться достижения единства педагогических воздействий школы и семьи.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».









Слайд 6





Достижению этой цели призван содействовать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Ещё А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра».

Данный курс появился в учебном плане образовательных организаций в 4 классе не случайно. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной: меняется отношение ребёнка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей. Но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.





Слайд 7



Курс ОРКСЭ предполагает две линии развития личности:

  • объяснить главные понятия: «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «справедливость», «милосердие»;

  • учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки.









В нашей школе ведётся модуль «Основы православной культуры». Содержание этого модуля обладает значительным воспитательным потенциалом. Воспитывающая задача данного предмета – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, то есть познакомить ребёнка с тем, что у него есть внутренний мир – мир его души; научить реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает человеку совесть.

Ещё одна информационная задача предмета – дать базовые представления о православной культуре.

Православная Церковь вообще и Русская Православная Церковь в частности на протяжении всей своей истории явили миру образцы высочайшей святости в лице своих лучших представителей. Жизнь таких угодников Божьих как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский и многих других подвижников, безусловно, может служить примером истинной и глубокой духовности и нравственности.



Кроме духовно-нравственного потенциала курс «Основы Православной культуры» затрагивает и другие виды воспитания, например – умственное, трудовое, эстетическое.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований воспитанника. Его главная задача – вооружить школьников знаниями. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, развиты умственные силы, способности, дарования, познавательные интересы, возможности личности.



Слайд 8



Курс «Основы Православной культуры» располагает для этого богатейшим фактическим материалом - Православная Церковь предлагает хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире, и кроме вопросов, связанных с церковной историей, агиографией (агиография – богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости), Священной историей Ветхого и Нового заветов она затрагивает и «вечные» мировоззренческие вопросы.

Хотя выражение «Кто не работает, тот да не ест» у старшего поколения устойчиво ассоциируется с публицистикой первых лет советской власти, но столь популярная формула атеистических лет взята из Библии: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Трудовое воспитание - очень важный, веками проверенный принцип воспитания всесторонне гармонично развитой личности. В процессе трудового воспитания труд выступает как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретения опыта трудовой деятельности в различных сферах, в том числе и духовной. Вся святоотеческая литература пропитана мыслью о необходимости трудиться над созиданием своего собственного духовного мира, своей души. Православное вероучение утверждает, что труд может быть не только физический или умственный, но и духовный. Понимание этого может существенно обогатить внутренний мир детей.



Слайд 9



Основы Православной культуры предоставляют и богатейший материал для эстетического воспитания. Это и церковная архитектура, церковные песнопения, красота и поэтика церковнославянского языка, Православная икона и многое другое. Имеет этот курс потенциал и для патриотического, физического, экономического и даже экологического воспитания. Так для Православия характерно отношение к телу человека, как к храму для души; к окружающему миру, как к творению Божьему; к материальным благам, как к средству обеспечения возможностей для духовной, душевной и телесной жизнедеятельности.

На уроках основ православной культуры мы учимся сопоставлять трудолюбие и лень, щедрость и жадность, опрятность и неряшливость, ответственность и халатность, милосердие и жестокость, кротость и раздражительность. Однако, хочу отметить, что материал учебника (А.В.Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры») сложен для учащихся, многие слова требуют разъяснения, в учебнике много религиозной информации. Чтобы соотнести её с жизнью учащихся, приходится искать примеры из жизни и литературы.

И здесь на выручку приходят произведения из учебника «Литературное чтение», многие из которых дают возможность оценить поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Так уже на первом уроке при изучении темы «Россия – наша Родина» используются следующие тексты из учебника «Литературное чтение»:









Слайд 10



«Россия всегда была сильным государством. А знаете почему? Потому что все народы, которые живут в нашей стране, дружат и уважают культуру и обычаи друг друга…»

(учебник авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого)





Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая… (Н.Языков)

(учебник автора В.А.Лазаревой)





В названных учебниках много исторического материала, который воспитывает у младших школьников чувство гордости за свою Родину.

Стихотворения В.Лунина «Никого не обижай», «Зяблик» С.Михалкова, рассказ Н.Сладкова «Без слов» используются при изучении темы модуля «Отношение христианина к природе». Данные произведения помогают формировать чувство хозяина своей страны, единения с природой. Четвероклассники учатся по-хозяйски относиться не только к своему личному, но и ко всему, что нас окружает. А сказки учат школьников разбираться в хорошем и плохом, анализировать разные жизненные ситуации. Сказка «Пых» учит бороться со страхом; не забудут дети и урок сказки «Идэ»: «Зачем ты меня одного оставила, бабушка?» А бабушка ему отвечает: «Не сердись, Идэ. Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!» В учебнике по литературному чтению представлены сказки разных народов, в которых отражаются их традиции и обычаи. Читая их, учащиеся осознают себя частью могучего многонационального российского общества.



Слайд 11



Знакомство с морально-этическими нормами – цель разделов учебников литературного чтения «Жизнь дана на добрые дела», «Жить по совести, любя друг друга». Доброжелательность, терпение, уважение, сострадание, забота о ближних, верность слову, честность, вежливость, отзывчивость – качества, которые формирует в четвероклассниках чтение художественных произведений. Вместе с героем рассказа М.Зощенко «Не надо врать» обучающиеся переживают историю раскрытия обмана, вместе с ним мучаются угрызением совести, вместе с ним дают себе слово всегда говорить правду. Прочитав рассказ Л.Каминского «Сочинение», ученики осуждают Лену за её лень, неуважительное отношение к маме, обман учителя. Они дают советы девочке, как ей исправиться, прогнозируют, как бы они поступили на её месте. А разве могут оставить равнодушными слова матери Котьки (рассказ Н.Носова «Огурцы»): «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем сын – вор». Трогают учащихся и слова М.Зощенко (рассказ «Через тридцать лет»): «…надо любить и жалеть людей. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят неприятные сюрпризы, - у тех бывает мрачно на душе. Такие люди чахнут, сохнут и хворают нервной экземой. Память у них ослабевает и ум затемняется. И они умирают раньше времени. А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем».

Особенно актуальны материалы учебника «Литературное чтение» при изучении темы «Заповеди». Учащиеся вспоминают, что читали об этом в учебной книге, книгах для внеклассного чтения. Обобщив прочитанное, мы составляем целую копилку литературных произведений к религиозным заповедям.

Весомую помощь в оценке жизненных ситуаций и поступков героев литературных произведений могут оказывать притчи – небольшие назидательные рассказы в иносказательной форме. На первый взгляд они кажутся простыми, но несут в себе настоящую мудрость. Короткие притчи можно позаимствовать у российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Е.Г.Санина). Его притчи могут состоять из одного предложения, по которому можно выстроить целый проблемный диалог. Тематика притч разнообразна: о любви и дружбе, о семье и счастье, о вере и неверии, о жизни и мудрости, о гордости и смирении. Фрагменты фильмов и мультфильмов православной тематики вызывают познавательный интерес у четвероклассников.



Слайд 12



Необходимым условием формирования нравственной сферы учащихся становится организация их совместной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков. В процессе общения младшие школьники получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Здесь немаловажную роль играет проектная деятельность. Четвероклассники в рамках курса ОРКСЭ работают над проектами «Наш храм», «Десять заповедей», «Моё крещение», «Что я знаю про Рождество», «Светлая Пасха».

Из всего вышесказанного очевидно, что потенциал духовного и нравственного воспитания школьников на уроках основ православной культуры очень высокий. Учебный курс «Основы Православной культуры» обладает огромным воспитательным потенциалом не только в духовной и нравственной сфере, но и, что очень важно, для умственного, патриотического, эстетического, этического, экологического, культурного и трудового воспитания.

Опыт работы по модулю «Основы православной культуры» показывает, что введение такого предмета является эффективной формой приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре своей семьи, русского народа и его традициям.

Семья - естественная среда обитания ребёнка. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Мы думаем наши дети – это наша старость.   Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы и это наша вина перед другими людьми.

Слайд 13


В современном обществе, все большее значение для многих из нас приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. Часто дети предоставлены себе, а точнее различным гаджетам. Да и взрослые чаще не общаются друг с другом, а все больше чатаются, смсятся. Книги, театр, классическая музыка занимают очень мало времени в нашей жизни. В погоне за удовольствиями жизни падает общий культурный уровень общества.

Наши дети должны знать свою историю. Важно донести до наших детей, что наша страна – самая мощная и самая мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. На наш взгляд, любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам.

Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности школьника состоит в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения к действию и нравственный выбор.


Слайд 14


Успешность зависит от грамотности родителей и педагогов в данном вопросе, от применяемых методов, от эмоционального отклика детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лаврухина Любовь Владимировна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства