Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО.Самоанализ профессиональной деятельности»
Самоанализ профессиональной деятельности
Сулимовой Надежды Михайловны,
учителя начальных классов МКОУ СОШ № 9
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Новое время диктует новые жизненные приоритеты. Процессы, происходящие в обществе, требуют изменить подход к обучению и воспитанию современной молодежи.
Каждое образовательное учреждение стремится соответствовать времени и выбирает свой путь для достижения данных задач. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наше образовательное учреждение считает приоритетным направление «Освоение современных информационных технологий как условие профессионального роста учителя и развития творческого потенциала учащихся».
Таким образом, целью образовательного учреждения является - повышение профессионального роста учителя, направленного на развитие учащегося в современных условиях информатизации общества.
В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Учителем начальных классов работаю с 1970 года после окончания Миасского педагогического училища. В1975 поступила в Магнитогорский государственный институт,успешно закончив его в 1980 году. За годы работы учителем получила ряд грамот.Амыми значимыми из них считаю:
- Почетная Грамота Министерства народного образования РСФСР 1989г. Москва.
- Почетная Грамота Законодательного Собрания Челябинской области 2007г.
- Благодарственное письмо в связи с 50-летием школы от главы Ашинского района Чистякова В. В.
- Грамота за организацию конкурса Специалистов проекта «Эрудит-марафон учащихся» 2010-2011 учебного года.
С 1993 года работаю в МКОУ СОШ № 9. Последние годы работала по программе «Школа России». С сентября 2011 года начала работать по программе «Перспектива». (Сайт: «О себе»)
Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ, такой программой, на мой взгляд, является программа «Перспектива». Переход на новые образовательные стандарты подвёл меня к выбору УМК программы «Перспектива». По моему мнению, данный учебно-методический комплект – его содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель программы «Перспектива» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Хорошая методическая оснащенность дает мне возможность, использовать деятельностный метод обучения, достигать хороших результатов уже на первых этапах обучения. Ещё одним существенным моментом является то, что в основу учебников программа «Перспектива» заложен принцип «минимакса», который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, а также легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Только при опоре на этот принцип школа действительно станет «Школой для всех». Требования нового государственного стандарта начального общего образования.
Урок в Образовательной системе программы «Перспектива» предполагает использование определённых образовательных технологий, которые близки и понятны мне:
• Технология проблемно – диалогического обучения;
• Формирование типа правильной читательской деятельности;
• Проектная технология.
Меня привлекает в этой программе то, что обучение по всем предметам организуется в поисковом режиме, когда учитель, создавая на уроке проблемную ситуацию, приобщает учащихся к поиску правильного решения. Работая по новой технологии проведения уроков, именно этот этап вызвал наибольшее затруднение.
Внимательно изучив теорию и пообщавшись с коллегами, для себя определила следующую систему постановки учебной проблемы на уроке: 1.Создание проблемной ситуации.
2.Подводящий диалог.
3.Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
Первые результаты работы по данной системе показали, что именно на этапе «открытия» детьми новых знаний идёт развитие творческих способностей ребёнка. Дети сами делают первые шаги для того чтобы понять что нового их ждёт на уроке. Поэтому этот этап организую так чтобы помочь детям осознать способ действий, метод, который привёл их к этому открытию.
Очень помогают развитию творческих способностей детей задания подобранные в учебнике – придумывание детьми задач по данным выражениям, составление примеров того или иного типа и т.д. Здесь дети приобретают первичный собственный опыт, веру в то, что каждый из них может придумать сам что-то интересное.
Цель моей педагогической деятельности соответствует цели образовательного учреждения, и мной выделяются следующие направления:
- рациональное использование интеллектуального потенциала школьника;
- внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ);
- сохранение здоровья учащихся;
- нравственное воспитание;
- патриотическое воспитание;
- развитие системы работы со способными и талантливыми детьми;
Углубление роли семьи в школе.
В настоящее время проблемой проблем можно назвать чтение обучающимися художественных книг. Убеждена, что встреча ребёнка с книгой в раннем детстве, любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствует формированию характера человека, помогает в выборе жизненного идеала, уберегают от пустого времяпровождения. Эту проблему в своем классе я разрешила благодаря тесному сотрудничеству со школьной библиотекой. Были отобраны экземпляры классической детской литературы в количествах, нужных для целого класса. Данная литература применялась на уроках внеклассного чтения и для домашнего чтения. Это книги известных серий «Мои первые книжки», «Читаем сами», «Книга за книгой», «Школьная библиотека», «Книги нашего детства», «Волшебное слово» и других. Включение краеведческого материала способствовало воспитанию гордости за героические свершения земляков, формированию бережного отношения к памятникам духовной культуры, к природе родного края. Считаю, что уделяя большое внимание самому процессу чтения, его организации, делая этот процесс привлекательным для ребенка, смогла решить важнейшую задачу начальной школы: научить младшего школьника читать, выработать у него привычку к этому главному учебному действию, определяющему всю дальнейшую школьную жизнь. Мои ученики с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов и занимают призовые места.(Слайд: грамоты.)
- Чевардина Мария. Конкурс чтецов: «Во имя жизни на Земле». 2010 год.
- Шаймарданова Диана. Конкурс рисунков: «Мой любимый литературный герой.» Неделя детской книги. «2008 год.
- Шаймарданова Диана. 2 место в номинации «Поэзия»в заочном этапе (1-4 классы) районного детского литературного конкурса «Серебряное перышко» 2011 год.
- Шаймарданова Диана. 2 место в номинации «Поэзия»в очном этапе (1-4 классы) районного детского литературного конкурса «Серебряное перышко» 2011 год.
- Шаймарданова Диана 3 место в конкурсе чтецов, посвященный
120-летию со дня рождения С. М. Маршака 2010 год.
- Шаймарданов Диана (гр. «Гармония») за достигнутые успехи в развитии музыкальных и творческих способностей 2011 год.
Ученица 1 класса Пасаженникова Алена в декабре 2011 года получила грамоту.
Грамота за 1 место в конкурсе чтецов, посвященному творчеству Н. Некрасова.
Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Ценным является то, что учебники литературного чтения содержат интересные факты и дополнены тетрадями. Это даёт мне возможность формирования у учащихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты. Ряд произведений включен в законченных отрывках, что даёт возможность расширить круг изучаемых авторов. Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности. В книгах по литературному чтению много стихотворений, что позволило приобщить детей к поэзии и красоте русского языка.
Для оценивания уровня психологического состояния класса и выявления уровня учебной мотивации отдельно взятого ребёнка, мною совместно со школьным психологом Лутковой А.М. проводилось психолого-педагогическое диагностирование учащихся по методике Н. Н. Мельниковой, где было отмечено, что большинство учащихся класса (81%) имеют высокий уровень учебной мотивации. Учащиеся класса способны легко адаптироваться к новым требованиям и испытывают положительное отношение к обучению в школе. Перед началом учебного года Луткова А. М. диагностировала шестилеток, что значительно помогает мне в работе.Для изучения социализированности личности учащихся предыдущего класса класса была проведена диагностика по методике М.И. Рожкова «Социализированность личности», результаты которой позволяют определить психосоциальную зрелость четвероклассников, выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Работа с психологом ведётся на протяжении всего учебного года, Луткова А. М. - частый гость на родительских собраниях. (Слайд.)
Учитель должен сконцентрировать свои усилия на развитии в детях их способностей и талантов. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, а также на то, что предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников». Поэтому учебно-воспитательный процесс в классе строю таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал школьников, дать возможность им работать самостоятельно, расширять свой кругозор.
С этой целью изучены психофизиологические особенности учащихся класса, где мною осуществляется классное руководство. В этом мне помогает анкетирование, тестирование, как для учащихся, так и для их родителей, составление психологического портрета учащегося. Эта работа ведется совместно с психологом школы с первого класса, а с родителями – с первого родительского собрания.
Особое внимание в современной школе уделяется работе с одарёнными детьми. Этот вопрос нашёл отражение и в национальном проекте «Наша новая школа». Дополнительные занятия необходимы и детям с продвинутым уровнем. В моём выпускном классе была группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми я также использовала групповые и индивидуальные занятия, давала дополнительные задания повышенной трудности. На школьных предметных олимпиадах эти ребята показали хорошие результаты и заняли призовые места. (Слайд.)
Чевардина Мария заняла 3 место в олимпиаде по естествознанию
2011 год.
Чевардина Мария заняла 3место в олимпиаде по русскому языку 2011год.
Несколько учеников моего класса были вовлечены в исследовательскую деятельность. Умение увлечь детей, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. И не случайно темой моего самообразования в этом году решила взять «Развитие исследовательской деятельности учащихся».
Один из методов - метод проектов. В начальных классах использование этого метода наиболее целесообразно, на мой взгляд, в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся наиболее осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
В своей работе опираюсь на знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, а также на личный опыт. Особое место в моей работе занимают элементы развивающего обучения, организация самостоятельной работы на уроке, технология интеграции предметов в начальной школе. Это даёт возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний литературы, живописи, музыки, способствует формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать, повышает школьную мотивацию.
На своих уроках использую методы репродуктивного обучения (объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные). Лекции, беседы, рассказы, инструктирования, упражнения помогают обучающимся воспринимать, осмысливать, запоминать информацию и выполнять действия по образцу. Используя методы продуктивного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) развиваю инициативу, творческие способности, самостоятельность (ребята сами выдвигают гипотезы, анализируют проблемы и выясняют непонятные явления, решают нестандартные задачи, участвуют в творческих дискуссиях).
Современный урок ставит перед собой задачу по организации познавательной деятельности подрастающего поколения. Считаю, что эффективнее для этих целей использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ. Включаю в ход урока презентации, изготовленные мною и моими учащимися.
Систематически изучаю особенности учащихся и обеспечиваю индивидуальный подход: дифференцирую объем и сложность заданий, осуществляю регулярную помощь отстающим, систематически контролирую выполнение домашних заданий, умею держать одновременно в поле зрения «сильных», «средних», «слабых» по уровню знаний, умений и навыков.
Активно используются на уроках следующие технологии:
Элементы развивающего обучения творческого характера;
Технологию проблемного обучения;
Разноуровневые задания и игровые технологии;
Мини – проекты и поисково – исследовательская деятельность;
Технология интеграции;
Здоровьесберегающие технологии и др.
В результате применения различных методов и технологий обучения происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных навыков, навыков мыслительной деятельности, умений анализировать, обобщать, делать выводы. (Слайды уроков.)
С учащимися на уроке и внеклассных мероприятиях взаимодействуем на основе принципов педагогики сотрудничества. Такое сотрудничество достигается благодаря частому посещению выставок, кинотеатра, экскурсионных поездок, проведению классных утренников и праздников.
Современные родители стараются, как можно раньше определиться со школой и охотно встречаются с учителями на заседаниях родительского клуба в детском саду. С удовольствием приходят родители и на школьные конференции.
Первое родительское собрание привожу за несколько месяцев до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь в знакомстве с индивидуальными особенностями детей оказывает анкетирование родителей. Каждый родитель получает памятку. В индивидуальных беседах, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет. Особое внимание уделяю: семьям, где растет один ребенок; многодетным семьям; семьям, где один родитель или опекун, так как в этих семьях встречаются трудности в воспитании детей. Родители являются основными социальными заказчиками образовательного процесса. Поэтому образовательный процесс делаю открытым, приглашая не только на праздники, но и на уроки.
Каждым учеником моего класса ведётся «портфолио», которое является демонстрацией достижений учащегося. Это позволяет проследить индивидуальный рост учащегося, достигнутый им в процессе обучения. Одним из направлений развития общего образования в национальном проекте «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников.
С первых дней знакомства к здоровью детей отношусь очень серьёзно и веду эту работу в нескольких направлениях:
• Изучение и соблюдение санитарных норм;
• Беседа со школьным врачом и изучение листка здоровья учащихся моего класса;
• выполнение на уроках физминуток и зарядки для глаз.
• обеспечение учащихся сбалансированным горячим питанием на 100%; уроки Здоровья с привлечением специалистов (физкультурников, медиков и др.);
• проведение динамических пауз;
• участие в спортивных мероприятиях;
• посещение детьми спортивных секций.
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Изучая опыт учителей школы, города, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Каждым учеником моего класса ведётся «портфолио», которое является демонстрацией достижений учащегося. Это позволяет проследить индивидуальный рост учащегося, достигнутый им в процессе обучения. Одним из направлений развития общего образования в национальном проекте «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников. (Слайд.)
Грамота в первенстве школы по плаванию среди 3-4 классов.
2011 год. 2 место.
Диплом Абдрахмановой Риты за 3 место в школьном первенстве по акробатике среди 3-4 классов 2010 год.
Почетная грамота за 1 место в празднике «Золотая осень» 2009 год.
Грамота команды 1 класса в соревнованиях «Мой веселый звонкий мяч» в зачет школьной спартакиады, декабрь 2011год.
Это некоторые из грамот, полученные учащимися за 2008-2011 учебные годы.
Уровень познавательного интереса на своих уроках считаю высоким. На уроках стараюсь активно взаимодействовать с учащимися, опираясь на психологические особенности каждого ребёнка, поощряю самостоятельность, оригинальность, создаю «ситуации успеха», стимулирую через похвалу и беседы с родителями. В целях формирования развития познавательных, творческих способностей учащихся на уроках применяю видеоматериалы, слайды, фонограмму, аудиозаписи, делаю презентации.
Интерес к учебе повышает участие в конкурсах различного уровня.
Учащиеся предыдущего выпуска в 2008-2011 годах принимали участие в следующих конкурсах:
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру.»
Межрегиональная заочная школа развития (МЗШР) «Русский медвежонок.)
«Центр развития молодежи» в конкурсе Специалистов проекта ЭМУ.
Конкурс эрудитов проекта ЭМУ.
Как учитель, получила Грамоту за организацию конкурса Специалистов проекта «Эрудит-Марафон учащихся» 2010-2011 учебного года.(Слайд).
Принимали участие и в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Свидетельство Лауреата Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-Экспресс» (2009-2010 учебный год),Номинация «Тайны русского языка» для учащихся 3 классов получили:
Шаймарданова Диана 136 баллов.
Абдрахманова Маргарита 135 баллов.
Чевардина Мария 134 балла.
(Слайд)
Все больше убеждаюсь в том, что значительно позволяет повысить уровень познавательной активности - приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности, использование ИКТ.
В каждом классе учащиеся различаются своими способностями в изучении предмета, своими склонностями к тем или иным учебным дисциплинам. Моя задача - уделять внимание отстающим ученикам, для чего разрабатываю дифференцированные задания, организовываю дружескую помощь одноклассников. Но в помощи также нуждаются и сильные ученики, интерес которых не ограничивается рамками школьной программы. Направить, посоветовать, рекомендовать материал для углубленного изучения предмета – вот моменты, на которых заостряю внимание.
В последние годы все активнее входят в нашу жизнь информационно-компьютерные технологии. Моя задача не только не отставать от быстро меняющихся жизненных условий, но и научить детей использовать компьютер как помощника в овладении знаниями по предмету. Учащимся, которые проявляют повышенный интерес к изучению отдельных предметов, предлагаю приготовление домашнего задания сочетать с составлением презентаций. Своей задачей ставлю, когда мои первоклассники будут учиться в 3 — 4 классе, слышать ответы с мультимедийным сопровождением.
В таблице представлена динамика успеваемости учащихся по преподаваемым мной предметам:
Годы
Русский язык
Литературное чтение
Математика
обученность
качество
обучен-ность
качество
обучен-ность
качество
2008-2009
2 класс
100%
61%
100%
65%
100%
65%
2009-2010
3 класс
100%
63%
100%
68%
100%
65%
2010-2011
4 класс
100%
65%
100%
70%
100%
67%
Результаты итогового мониторинга 4 классов в 2010 - 2011 уч.г.: математика: качество обучения – 67%; обученность - 100%, русский язык:
качество обучения - 65%, обученность - 100%.
Анализ качества знаний и уровня обученности обучающихся по годам и результатам мониторинга показывают на стабильность в усвоении знаний.
Объективная оценка деятельности учащихся положительно влияет на формирование личности. Она укрепляет веру в себя у ребенка, вызывает только положительные эмоции. А бесконечные замечания учителя и упреки создают конфликтные ситуации.
Стараюсь, чтобы оценка повышала мотивацию школьника к обучению, формированию положительной Я-концепции личности. Это позволяет достичь взаимоуважения и доверия между учеником и учителем, а также способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке. В этом мне помогают такие методы, как поощрение, похвала, рецензирование творческих работ, взаимооценка и самооценка. Не только уроки, но и внеклассные занятия повышают интерес учащихся к учебе. (Слайды.)
Важно создать в коллективе атмосферу взаимоуважения и доверия, поэтому психологический микроклимат в классе оцениваю как оптимальный. Большую помощь в анкетировании и обработке информации оказывает школьный психолог, с которым сотрудничаю сама и привлекаю родителей. Анкетирование помогает многое узнать о ребенке, его отношении к одноклассникам, выявить круг общения, его рейтинг общения в классе, определить особенности темперамента и характера. Всю информацию о ребенке помещаю в сводную таблицу «Психолого-педагогические особенности учащихся». Эти данные помогают при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. (Слайд.)
Общение с родителями происходит в первом классе ежедневно, так как они провожают детей в школу и встречают из школы. Активно сотрудничаю с бабушками и дедушками, так как они часто являются первыми помощниками родителей в воспитании и образовании детей. Регулярно провожу родительские собрания, на которых стараюсь как можно глубже посвятить родителей в нашу классную жизнь, просветить их в вопросах воспитания детей. Родители не остаются безучастными, они высказывают свое мнение, участвуют во внеклассных мероприятиях, помогают в организации вечеров, поездок.
В Сети существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении дистанционных (заочных) курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений. За прошедший аттестационный период в октябре — декабре 2011 года мною были пройдены курсы в Интернет-Университете Информационных технологий.
Соответствие современным требованиям – основная задача учителя. Поэтому постоянно необходимо работать над повышением уровня своего профессионального мастерства, самосовершенствоваться.
За прошедший аттестационный период в октябре — декабре 2011 года мною были пройдены курсы в Интернет-Университете Информационных технологий.
-Курсы: Центр обучения учителей «нового поколения» при ЧГПУ по теме: «Опережающее обучение.»
Участие в педагогических советах в качестве выступающего , в работе методических объединений, чтение новинок педагогической литературы, посещение уроков коллег, мои открытые уроки и мероприятия также повышают профессиональный уровень.
В свете новых технологий с 1 класса вводится дополнительная внеклассная образовательная программа, которую администрация поручила разработать мне. (Слайды )
Многие годы являюсь председателем профсоюзного комитета школы.
В последние годы с введением в нашем регионе таких форм аттестации как мониторинг образовательных достижений учащихся в 4 классе предъявляются новые требования к изучению основных предметов. Наиболее полно отвечает всем этим требованиям учебно-методический комплект «Перспектива» и «Школа-2100», которые состоят из учебников, рабочих тетрадей по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Это одна из первых программ современной школы, в которой воплощены идеи модернизации российского образования, т.е. идеи новых образовательных стандартов. Считаю, что содержание комплекта, которое базируется на основных положениях Концепции непрерывного образования и современных педагогических технологиях поможет мне лучше подготовить обучающихся к следующему мониторингу образовательных достижений.