Людмила Григорьевна Маховицкая,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г.К.Жукова, Отличник народного просвещения
Диагностика сформированности метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников
( Слайд 2) Крылатые слова К.Д. Ушинского:
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики
в учебно – воспитательном процессе.
В современных условиях реформирования системы школьного образования перед учителем стоит задача перехода на личностно-ориентированное взаимодействие с учениками. Одним из путей внутреннего преобразования учебно-воспитательного процесса многие учёные называют внедрение в деятельность учителя педагогической диагностики.
(Слайд 3) Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Следовательно, актуальной становится разработка новых форм и методов текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения и овладения универсальными учебными действиями как основой умения учиться.
В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой формы контроля предлагается регулярно проводимая мною педагогическая диагностика.
(Слайд 4) Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
(Слайд 5) Диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям .
(Слайд 6) Педагогическая диагностика позволяет мне:
выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
выявить способы работы, которыми овладели ученики;
пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
(Слайд 7,8) Например, в задании по русскому языку предлагается определить:
1. (2класс,Iполугодие) Как в искусственном языке Крокс обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков и записать несколько слов по правилам крокского языка:
м*ач*-мяч м^ал*ч*ик^ - мальчик
вата - чижи - тётя - осень –
2.(2класс,Iполугодие) Найти родственные слова в смешном предложении, выделить корень:
Чатая люма вует вамюшку, вамю, вамела и вамёнка.
3.(4 класс, Iполугодие) В каких словах искуственного языка Крокс нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после шипящего:
колная нукож, куравый мякриш, укуркая мякащ, авуарая жукоч, крэпиатый фуч.
Ученик оказывается перед проблемой: ему надо найти способ решения незнакомой для него задачи, понять суть задания, самостоятельно найти новый способ действия, отобрать имеющиеся у него знания и применить их в нестандартной ситуации. Эти задания обеспечат формирование такого метапредметного результата как – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
(Слайд 9) Например, в задании по математике учащиеся должны найти несколько способов решения задачи.
1. На трёх этажах дома проживают 70 человек. На первом и на втором этажах 46 человек, на втором и третьем 50 человек. Сколько человек проживают в этом доме на каждом этаже?
Запиши условие этой задачи так, чтобы тебе было удобно её решить.
Продолжи решение Запиши другое решение этой задачи.
а) 1) 70 – 46 = 24______________ б) 1)______________________
__________________________ _______________________
2)_________________________ 2) ______________________
__________________________ ______________________
3)_________________________ 3) ______________________
__________________________ 4) ______________________
(Слайд 10) Это задание обеспечит формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
(Слайд 11) 2. В одну школу привезли 5 коробок с альбомами, а в другую 8 таких же коробок. Известно, что во вторую школу привезли на 120 альбомов больше, чем в первую. Сколько альбомов привезли в каждую школу?
Проверь решение этой задачи.
1) 8 - 5 = 3
2) 120 : 3 = 40
3) 40 • 5 =200
4) 40 • 8 = 320
Какие действия дают ответы на следующие вопросы:
Сколько альбомов привезли во вторую школу? ____
Сколько альбомов в каждой коробке? ____
На сколько больше коробок привезли во вторую школу? ____
Запиши рядом с вопросом номер действия.
(Слайд 12) Это задание помогает определить, как в процессе обучения формируется универсальное учебное действие: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
(Слайд 13) Диагностические работы дают возможность определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (планирующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль).
(Слайд 14) Например, в диагностической работе по русскому языку есть следующее задание.
Зелень, смешить, тоска, зелёный,смех, тосковать, позеленел, смешной, тоскливый.
Выполняя это задание, ученик должен провести достаточно объёмный самоконтроль (определить, по какому существенному признаку он может произвести классификацию: 1) выделение однокоренных слов; 2) выделение частей речи.
(Слайд 15) Например, в диагностической работе по математике в 4 классе есть задание.
Начертили три отрезка один под другим так, что верхний отрезок короче, чем 1 дм, он длиннее среднего на 4 см и короче нижнего на 2 см.
Выбери и отметь верные варианты выполнения задания.
Какой бы из способов решения ученик не выбрал ему необходимы высокий уровень умения работать с информацией и постоянное выполнение контрольно-оценочных действий.
(Слайд 16) В стандарте заявлен следующий стандарт обучения: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В диагностической работе по русскому языку есть такое задание.
Найди и подчеркни в каждой группе «лишнее» слово с точки зрения грамматических признаков имени существительного. Объясни свой выбор.
а)дверца, стакан, медведь, дерево_________________________________
б)сирень, ночь, конь, дверь______________________________________
в)брюки, хлопоты, дверцы, ножницы______________________________
Бланк с выполненными заданиями позволяет многое узнать о сформированности познавательных УУД у каждого ученика и об уровне развития самоконтроля. У одних детей на бланке нет никаких дополнительных записей, подчёркнуты лишь правильные ответы. Это очень высокий уровень сформированности, и опережающего, и текущего самоконтроля. Другие дети верно выполнили все задания, но весь ход своих рассуждений записали. Это тоже очень высокий уровень. На третьих бланках многочисленные исправления. Эти ученики владеют лишь итоговым самоконтролем. Отсюда вытекает очередная задача учителя для этой группы учеников – овладение опережающим и текущим самоконтролем .
(Слайд 17) Результаты педагогической диагностики заносятся в таблицу и представлены в баллах (от 0 до 3 баллов)
№ п/п | Ф.И. ученика | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | № 10 | № 11 | № 12 | Все го |
1. | Иванов М. | 3б. | 2б. | 3б. | 3б. | 2б. | 1б. | 3б. | 0б. | 3б. | 3б. | 2б. | 2б. | 27б. |
(Слайд 18) Использование данных таблицы позволяет проследить за уровнем успешности выполнения тех или иных заданий каждым учеником.
(Слайд 19) Результаты диагностики дают возможность:
выявить уровень развития психических процессов (памяти, мышления, воображения, связной речи);
создать пары для работы на уроке (сильный+слабый);
сформировать группы для групповой работы на уроке;
подбирать задания для контрольных работ по уровню развития:
I уровень-низкий (отметка за работу «3»,II уровень-средний (отметка за работу «4»,III уровень-высокий (отметка за работу «5»;
сравнивать уровень развития по полугодиям, годам, намечать зону ближайшего развития;
осуществлять принцип дифференциации на уроке;
выявить пробелы в знаниях и организовать коррекционную работу на уроке на занятиях по внеурочной деятельности со слабыми учащимися;
выявить причины незнания для индивидуальной работы с учащимися на уроке;
выявить детей для участия в олимпиадах;
даёт возможность для индивидуальной беседы с родителями для ответа на вопрос «На что надо обратить внимание»;
корректировать работу учителя, добиваться максимальных результатов.
Литература
1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова Педагогическая диагностика // Москва, издательский центр «Вентана-Граф»,2014.
2. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочуроваий Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников // Начальное образование. 2010. № 1.
3. Е.В. Иващенко, Т.М. Стручаева Подготовка учителя к проведению педагогической диагностики // журнал «Начальная школа». 2015. №5.
4. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под.ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2002.
5. Беседы с учителем. Методика обучения:Второй класс четырёхлетней начальной школы / Под.ред. Л.Е. Журовой. –– М.: Вентана-Граф, 2003.
6. Беседы с учителем. Методика обучения:Второй класс четырёхлетней начальной школы / Под.ред. Л.Е. Журовой. –– М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Беседы с учителем. Методика обучения:Второй класс четырёхлетней начальной школы / Под.ред. Л.Е. Журовой. –– М.: Вентана-Граф, 2005.