Выступление «Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода на 12-летнее обучение»
Выступление «Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода на 12-летнее обучение»
Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянно изменяющегося мира.
Одной из ключевых задач реформирования системы образования Республики Казахстан в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» рассматривается переход на 12-летнее среднее образование. Переход на 12-летнее обучение позволит успешно решить стратегическую задачу реформы казахстанского образования, которая видится в развитии новой модели, направленной на формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающемся мире.
Важнейшей целью новой парадигмы образования является кардинальное изменение начальной ступени образования. Основная цель начальной школы в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок смог бы двигаться в направлении «открытия» самого себя, своей уникальности (непохожести), при этом, раскрывая уникальность другого, с которым тоже можно, интересно и важно строить совместную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление «Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода на 12-летнее обучение» »
КГУ «Суворовская средняя школа»
Подготовила Матяш С.А.
«Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода
на 12-летнее обучение»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить
собственные идеи».
И. Г. Песталоцци.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянно изменяющегося мира.
Одной из ключевых задач реформирования системы образования Республики Казахстан в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» рассматривается переход на 12-летнее среднее образование. Переход на 12-летнее обучение позволит успешно решить стратегическую задачу реформы казахстанского образования, которая видится в развитии новой модели, направленной на формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающемся мире.
Важнейшей целью новой парадигмы образования является кардинальное изменение начальной ступени образования. Основная цель начальной школы в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок смог бы двигаться в направлении «открытия» самого себя, своей уникальности (непохожести), при этом, раскрывая уникальность другого, с которым тоже можно, интересно и важно строить совместную деятельность.
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности, формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности.
Организация учебной деятельности на первой ступени, способствующей приобретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной гигиены и здоровьесбережения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении и начинать эту работу необходимо уже сейчас. Прошли те времена, когда учитель на уроке объяснял тему, а ученики внимательно слушая, старались запомнить и выучить, изложенный материал. Сейчас важно сформировать у детей умение самостоятельно и творчески мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Важным моментом на сегодняшний день является развитие учащихся, поэтому ведётся поиск новых методов работы, новых форм управления развитием учащихся начальной школы. Все это для того, чтобы организовать целенаправленную учебную деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
В основе создания условий для развития учащихся лежит развитие познавательных навыков, способность увидеть, сформулировать и решить проблему, развитие критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Управление развитием позволяет раскрыть потенциал тех детей, которые сами движимы неосознанным, но ярким стремлением выразить своё мироощущение и миропонимание.
Изменяется позиция учителя: он не учит, не наставляет, а направляет, корректирует; вовлекая в исследовательскую деятельность, создает условия для творческой реализации; поддерживая в различных начинаниях, мотивирует ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию.
В связи с вышесказанным появилась необходимость пересмотреть компоненты учебной деятельности, которые должны работать на ученика.
В этом помогли «курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан». Ученик ставится в положение исследователя, творца, способного: видеть проблему, ставить цель, выводить гипотезу, находить способ, применять способ при выполнении заданий данного типа.
Цель управления развитием: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта-личности.
Во-первых, в корне необходимо изменить позицию ученика и учителя.
Позиция учителя: « К классу не с ответом, а с вопросом, учитель поддерживает инициативу ребёнка, ведёт к цели». Например, на уроке русского языка детям было дано задание вставить пропущенные буквы в предложениях «Старый аксакал осторожно сл..зал с коня. Котёнок сл..зал вершок с молока.» Дети вспоминают правило, кто забыл; находят его в учебнике или обращаются за помощью к соседу по парте. Если ребёнок ответил не правильно, ни в коем случае нельзя говорить, что он не прав, а сказать ему, что он поспешил с ответом и предложить ещё раз посмотреть правило.
Позиция ученика: «Я это знаю, пойму, решу». Ученик ставится в положение исследователя-творца, ведь для того чтобы он мог овладеть способом, открыть его, надо провести исследование; правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. Иногда можно прибегнуть к помощи родителей, при изучении раздела: «Земля – космическое тело» дети получили задания собрать дополнительный материал о солнечной системе. На помощь пришли родители. Они помогли найти информацию в интернете, в энциклопедиях, в справочной литературе. Также родители могут быть активными участниками урока. Например, на урок « Казахстан в Великой Отечественной войне» были приглашены родители учащихся для того, чтобы они могли увидеть и попробовать на себе идею воплощения новых подходов в обучении. Дети и родители (работая в разных группах) получили каждый своё задание.
1- задание
Дети – (2 группы) составили кластер «Война» и «Победа»
Родители – составить круги Вена«Война» и «Победа»
2 - задание - составить синквейн
3 - задание - сочинить маленькое стихотворение, касающееся темы урока.
4 - задание – защита своего проекта.
При выполнении этих заданий очень ярко прослеживается соперничество детей и родителей. Ребятам хотелось показать, что они знают больше, умеют работать быстрее и слаженнее. Родители же могли оценить эффективность новых подходов в обучении. Увидели, как дети самостоятельно добывают знания.
Во-вторых, способствовать развитию творческих умений:
• Умение анализировать проблемные ситуации (разрешение противоречий).
• Умение ставить цель.
• Умение самостоятельно делать обобщающие выводы, выделить главное в прочитанном.
• Умение видеть и находить нестандартные способы решения; применять знания в новой ситуации.
• Умение быстро отыскивать нужную информацию.
• Умение осуществлять перспективное планирование.
• Умение контролировать выполнение задания; самоконтроль.
В творческом задании «Одеть батыра» (работа проводилась в группах). Дети получили плакаты с изображением батыра и задания:
- вооружите казахского воина;
- объясните, чем удобно такое оружие;
- нарисуйте его, как вы его себе представляете.
Выполняя это задание, дети обратились к учебнику, иллюстрациям, карточкам с описанием боя батыров. Наблюдая за ученицей с высокой мотивацией, я обратила внимание на то, что она проявила себя как активный участник учебного процесса. Она сразу влилась в работу и сконцентрировала своё внимание на задании. Взяла лидерство в свои руки, направила остальных ребят на последовательное, правильное, точное выполнения задания. Девочка в группе распределила обязанности для выполнению задания. При защите проекта она доказала, почему они именно это выбрали оружие. Также она указала, на то, что эти события происходили давно, тогда не существовало современного огнестрельного оружия. И именно таким оружием пользовались наши предки.
Ученик со средней мотивацией, при выборе оружия долго не мог выбрать нужное. Терялся, путался, не мог сразу сообразить найти правильное решение. Но после толчка лидера активизировался, начал предлагать современное оружие (автомат). Забыв о том, что действия происходили очень давно. Подумав и выбрав из текста себе оружие, предложил копьё, указывая на то, что батыры участвовали в сражениях верхом на лошадях. И им было удобно иметь такое оружие, как копьё. Так как оно было длинное и острое, здесь прослеживается критическое мышление ребёнка.
Ребёнку с низкой мотивацией в начале урока был пассивен. Ему было трудно в начале этапа этого задания, а именно при чтении, он долго осмысливал, отмалчивался, слушал товарищей, не принимал участие в обсуждении, даже отвлекался. Но при выборе оружия и рисовании его, был очень эмоционален, показал себя самым активным. Он сбивчиво доказывал, почему выбрал это оружие (не развита речь).
Одним из компонентов учебной деятельности является мотивация. Мотивация создаётся путём создания проблемной ситуации, выдвижения гипотез, через столкновения ребёнка с трудностью, проблемой, неизвестным. Каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Для педагогов главной задачей является формирование у детей устойчивого интереса к предмету и развитие у них логического мышления.
Как известно, мотивация ребенка развивается на протяжении всей жизни. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои познавательные и другие способности.
Важной особенностью в развитии мотивационной сферы младшего школьника является использование игровых форм подачи изучаемого материала. Например, на уроке математики, по теме: «Закрепление таблицы умножения и деления», проводилась игра «Помоги маленьким феям»,где злая фея спрятала таблицу умножения, а детям надо было помочь маленьким феям найти её. Дети выполняли задания с использованием таблицы умножения и деления. Можно использовать просмотр видеоролика, например, на уроке познания мира по теме: «Великая Отечественная война», перед просмотром я предложила учащимся обратить внимания на эмоции людей. После просмотра, приступили к синтезу информации, заполняли кластер, составили синквейн.
Целеполагание - второй компонент учебной деятельности - работает на ученика, на его развитие. На цель ученики выходят сами через задания, содержащие противоречия, соответствующие проблеме урока. Цель ставят ученики, самостоятельно определяют проблему, прогнозируют результат, выдвигая гипотезы, составляют план действий на уроке. Так, при изучении темы «Местоимение» в 4 классе дети записали на доску 6 вопросов, на которые захотели найти ответы. Нужно доверять детям в постановке целей и задач уроков. Это активизирует их, побуждая к бурным действиям. При традиционном обучении цель ставит учитель и записывает на доске и то не всегда.
Методы усвоения содержания учебного материала преобладают частично-поисковые, продуктивные исследовательские. Через проблемные задания дети выходят на проблему, предлагается решить её самостоятельно.
По теме «Мой народ», приготовили интересную, дополнительную информацию о национальностях детей, которые учатся в нашем классе, а также распределили всех жителей посёлка по национальному составу.
Дети добывали самостоятельно информацию, выделяли главное, самое интересное, при такой работе они учились:
- анализировать;
- перерабатывать материал;
- передавать своим одноклассникам полученный материал в виде электронной презентации.
На уроках преобладают групповая и парная формы организации учебно-воспитательного процесса. Основанием является утверждение, что общение и совместная деятельность со сверстниками -один из факторов развития учащихся.
Работая в группах, в парах, дети активнее ставят цель, выдвигают, намечают пути достижения цели и находят ответы на поставленные вопросы.
Важно правильно организовать контроль. Основной формой контроля является самоконтроль и рефлексия. На этапе рефлексии, перед детьми ставиться вопрос: « Как вы думаете, достигнуты ли цели урока или нет?» Ребята вспоминают, какие они ставили цели в начале урока, проследив все этапы урока, подводят итог и определяют, достигнута ли цель. Показывают своё отношение к уроку при помощи смайликов, цветовой карточки, интерактивной доски, «Дерева - дружбы» и т.д.
В управлении развитием важна самооценка, взаимооценка, сравнительный анализ. Ученик сам даёт оценку уровню усвоения изучаемой темы, сам определяет критерий оценки. На некоторых уроках я применяю листы самооценивания, где вместе с детьми обсуждаем критерии оценивания их работы на уроке. После чего ребята уже точно знают, за что и какую оценку они получат. Например, на уроке по познанию мира по теме «Народ Казахстана» проводился в форме урока исследования и презентации. Учащимися были предложены следующие критерии оценки:
соблюдение регламента (4-5 мин);
речь докладчика должна быть чёткой;
поведение докладчика.
Содержание среднего образования с 12 – летним сроком обучения ориентированно на овладении каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учётом особенностей личности.
- Компетентность разрешение проблем.
- Информационная компетентность.
-Коммуникативная компетентность.
Таким образом, современная 12 –летняя школа должна быть ориентирована на формирование у учащихся особого отношения к себе как субъекту знаний, практических умений и способностей.