Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Преемственность между дошкольными учреждениями и начальной школой"»
Преемственность между дошкольным учреждением и школой
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Переходный период считается наиболее сложным и уязвимым. Для того чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственноститрактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность детского сада и школыпредусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
В нашу структуру «детский сад – школа» входят детский сад «Антошка» и детский сад «Родничок».
Цель работы:реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.
Задачи: - согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;
- выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;
- совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
В нашем комплексе установлены тесные контакты между дошкольными учреждениями и школой. Мы работаем по трём направлениям обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Методическая работа. Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Данные формы работы позволяют решать вопросы, которые возникают в процессе работы, выявить недостатки, которые мешают осуществлению преемственности, определить способы усовершенствования учебной работы. Благодаря таким мероприятиям, воспитатели и учителя обогащаются знаниями в нормативно – правовых вопросах, использовании интерактивных форм и методов работы с детьми в детском саду и школе. У нас организовано посещение открытых занятий в подготовительных группах и уроков в первых классах школы. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. В этом году на базе детского сада № 386 «Антошка» было проведено бинарное интегрированное занятие для детей старшей группы, которое совместно подготовили и провели воспитатель – методист Андреева Е. А., и учитель начальных классов, набирающая на следующий учебный год детей. Также воспитатели детских садов в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами, посещая открытые уроки. Также в рамках данной работы состоялись: показ новогоднего спектакля для воспитанников ДОУ «В гостях у сказки», совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», единый День здоровья. Каждое такое совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Работа с детьми. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность. 2. Беседы о школе. 3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. 4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. 5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. 6. Ознакомление с пословицами и поговорками. 7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. 9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Наша работа ведётся не только в учебном году, но и в летний период. На базе школы был организован лагерь для будущих первоклассников «Дружба». В нем для детей были организованы занятия по развитию внимания, памяти, мышления, речи, а также интерактивные, развивающие игры, отдых детей. Все данные формы и многие другие вызывают интерес у детей пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах. По определению известного педагога «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством».
Работа с родителями. Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. Специально для родителей была оформлена папка "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию. В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам:
«Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
Нами составлены памятки для родителей: «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе. Были проведены два родительских собрания. В школе №114 прошло общее родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перемены», на котором родителей будущих первоклассников познакомили с работой школы. А в феврале 2016 года в детском саду «Родничок» прошло общее родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», на котором рассматривались вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.
Таким образом, реализация принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой в процессе обучения, построение обучения на основе единых методических принципов и с учётом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень готовности при поступлении ребёнка в школу.