kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и должен служить личностно-ориентированный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"»

Выступление в рамках педагогической сессии

Тема: «Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока»

Учитель начальных классов: Данилова Т. М.

Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и должен служить личностно-ориентированный урок.

Критерии успешности личностно ориентированного урока:

1. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

2. Позиция учащегося: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

3. Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

4. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

5. Учебное действие – действие по созданию образа.

6. Образ – слово, рисунок, схема, план.

7. Оценочное действие – я умею! У меня получится!

8. Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю … (формирование мировоззрения).

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности, создание условий для проявления познавательной активности учеников.

При личностно – ориентированном обучении образование становится активным, обладающим большим потенциалом возможностей. Учитель при этом выполняет роль наставника, помощника, советчика, организатора. Зная своих учеников и владея учебным материалом, он получает возможность выстраивать индивидуальные учебные траектории, позволяющие достичь каждому учащемуся наилучшего для него результата.

Организация личностно-ориентированного урока

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его со знанием и тем самым добиться усвоения материала.

Учитель на уроке помогает обучающемуся преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания. Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию обучающегося по содержанию изучаемой темы. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций (правильно-неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый обучающийся может высказать своё мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те, которые более адекватны научному содержанию, соответствуют уроку в целом.

Личностно-ориентированный урок изменяет

1. Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству).

2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороне учения.

3. Позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлектирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий.

4. Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников

Личностно – ориентированный урок можно представить в виде схемы:

1.Актуализация жизненного опыты.

2.Мотивация и целеполагание.

3.Изучение нового материала.

4.Отработка умений и навыков .

5.Подведение итого в урока.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:

Актуализация жизненного опыта.

Учитель создает проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний,

Мотивация и целеполагание.

Создание атмосферы заинтересованности. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Изучение нового материала.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

Отработка умений и навыков.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации, организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности, учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Подведение итого в урока.

Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. Учитель оценивает при опросе на уроке не только правильность ответа ученика, но и анализирует, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения к теме урока по математике «Периметр» во 2 классе.

Постановка темы и целей урока:

Учитель. Сегодня мы займемся проектированием детской площадки. Какие постройки вы хотите на ней увидеть?

Ученики. Горку, качели, турник, песочницу, скамейки!

Учитель. Чтобы обустроить детскую площадку, нужно применить знания. Но прежде, чем начнем проектирование, нужно определить тему урока и поставить цели. Что мы должны достигнуть, спроектировав детскую площадку? Люди, каких профессий будут привлечены к этой работе?

Ученики. Строители, архитекторы, плотники, маляры, мастера.

Учитель. Для строительства требуется не один человек, а бригады специалистов. В каждой бригаде есть мастер и его помощники. Вы уже разделились на бригады. Выберите бригадира, который будет отвечать за работу в бригаде и будет оценивать её. (Выбрали. Бригадир поднимает руку.) В состав бригады должны войти: проектировщик, столяр, маляр, плотник. Если можно, я буду мастером строительной площадки.

Учитель. Вспомним правила дружной работы. А теперь за дело! С чего начнем обустройство детской площадки? Проектировщик составляет чертеж своего сооружения и рассчитывает необходимые материалы.

Ученики. Начинаем строить площадку.

Учитель. Для этого мы должны узнать тему урока и поставить цель. Чтобы тему урока узнать, надо вычислить и ее расшифровать.

Учитель. У вас листочки с примерами, а ключ к шифру на доске. Если ваша бригада решит верно, то мы узнаем тему. Решает каждый по «цепочке». Бригадир проверяет и отчитывается. И мы проверяем.


П 10+25=35 Р 78- 6=72

Р 77-5=72 Е 44+6=50

Е 54-4=50 Т 20+64=84

М 90-2=88 И 32+7=39

35 50 72 39 88 50 84 72

П Е Р И М Е Т Р


Отчёт бригад о строительстве детской площадки. По одной букве каждая бригада. Озвучивают тему и ставят цели.

Учитель. Посовещайтесь и оцените свою работу. ( Показывают флажки).

Работа над темой урока.

Учитель. Я уверена, что ваши знания помогли построить надежную, привлекательную площадку для детей. Дети будут на ней играть и радоваться.

Задание. Вычислить периметр разных геометрических фигур с объяснением.

Учитель. Объявляется конкурс на лучшее название нашей детской площадки.


Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках мы применяем задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.

Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:

Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя.

Задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.

В каждом классе все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса.

Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».

1

Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.

2

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.

3

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4 см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.

4

Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?


Руководствуясь мнением М. Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"

Автор: Татьяна Мавлитовна Данилова

Дата: 18.11.2024

Номер свидетельства: 659733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства