Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"
Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"
Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и должен служить личностно-ориентированный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока"»
Выступление в рамках педагогической сессии
Тема: «Личностно-ориентированный урок. Технология проведения урока»
Учитель начальных классов: Данилова Т. М.
Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и должен служить личностно-ориентированный урок.
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности, создание условий для проявления познавательной активности учеников.
При личностно – ориентированном обучении образование становится активным, обладающим большим потенциалом возможностей. Учитель при этом выполняет роль наставника, помощника, советчика, организатора. Зная своих учеников и владея учебным материалом, он получает возможность выстраивать индивидуальные учебные траектории, позволяющие достичь каждому учащемуся наилучшего для него результата.
Организация личностно-ориентированного урока
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его со знанием и тем самым добиться усвоения материала.
Учитель на уроке помогает обучающемуся преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания. Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию обучающегося по содержанию изучаемой темы. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций (правильно-неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый обучающийся может высказать своё мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те, которые более адекватны научному содержанию, соответствуют уроку в целом.
Личностно-ориентированный урок изменяет
1. Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству).
2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороне учения.
3. Позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлектирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий.
4. Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников
Личностно – ориентированный урок можно представить в виде схемы:
1.Актуализация жизненного опыты.
2.Мотивация и целеполагание.
3.Изучение нового материала.
4.Отработка умений и навыков .
5.Подведение итого в урока.
Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:
Актуализация жизненного опыта.
Учитель создает проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний,
Мотивация и целеполагание.
Создание атмосферы заинтересованности. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Изучение нового материала.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
Отработка умений и навыков.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации, организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности, учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Подведение итого в урока.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. Учитель оценивает при опросе на уроке не только правильность ответа ученика, но и анализирует, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения к теме урока по математике «Периметр» во 2 классе.
Постановка темы и целей урока:
Учитель. Сегодня мы займемся проектированием детской площадки. Какие постройки вы хотите на ней увидеть?
Учитель. Чтобы обустроить детскую площадку, нужно применить знания. Но прежде, чем начнем проектирование, нужно определить тему урока и поставить цели. Что мы должны достигнуть, спроектировав детскую площадку? Люди, каких профессий будут привлечены к этой работе?
Учитель. Для строительства требуется не один человек, а бригады специалистов. В каждой бригаде есть мастер и его помощники. Вы уже разделились на бригады. Выберите бригадира, который будет отвечать за работу в бригаде и будет оценивать её. (Выбрали. Бригадир поднимает руку.) В состав бригады должны войти: проектировщик, столяр, маляр, плотник. Если можно, я буду мастером строительной площадки.
Учитель. Вспомним правила дружной работы. А теперь за дело! С чего начнем обустройство детской площадки? Проектировщик составляет чертеж своего сооружения и рассчитывает необходимые материалы.
Ученики. Начинаем строить площадку.
Учитель. Для этого мы должны узнать тему урока и поставить цель. Чтобы тему урока узнать, надо вычислить и ее расшифровать.
Учитель. У вас листочки с примерами, а ключ к шифру на доске. Если ваша бригада решит верно, то мы узнаем тему. Решает каждый по «цепочке». Бригадир проверяет и отчитывается. И мы проверяем.
П 10+25=35 Р 78- 6=72
Р 77-5=72 Е 44+6=50
Е 54-4=50 Т 20+64=84
М 90-2=88 И 32+7=39
35 50 72 39 88 50 84 72
П Е Р И М Е Т Р
Отчёт бригад о строительстве детской площадки. По одной букве каждая бригада. Озвучивают тему и ставят цели.
Учитель. Посовещайтесь и оцените свою работу. ( Показывают флажки).
Работа над темой урока.
Учитель. Я уверена, что ваши знания помогли построить надежную, привлекательную площадку для детей. Дети будут на ней играть и радоваться.
Задание. Вычислить периметр разных геометрических фигур с объяснением.
Учитель. Объявляется конкурс на лучшее название нашей детской площадки.
Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках мы применяем задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.
Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:
• Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя.
• Задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.
В каждом классе все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса.
Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».
№1
Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.
№2
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4 см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
№4
Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?
Руководствуясь мнением М. Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.