Выступление на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как средство становления личности в сфере ФГОС"
Выступление на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как средство становления личности в сфере ФГОС"
В данной разработке представлена многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогического коллектива и семьи по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как средство становления личности в сфере ФГОС"»
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как средство становления личности в сфере ФГОС
Формирование патриотизма и ценностного отношения к своим корням является одним из условий дальнейшего развития и процветания современной России, фундаментом её общественного прогресса.
Актуальность данной проблемы отражена в современных документах, посвящённых проблемам образования. Это, прежде всего «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». В национальной доктрине образования (действует до 2025 года) определены стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, в том числе с преодолением социально-экономического и духовного кризиса, обеспечением высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 − 2020 годы», нацелена на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
В законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Идеи национальной доктрины были максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
Во-первых, во ФГОСах представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования (НОО, ООО, СОО). Качествами для выпускников начального общего образования (НОО) указаны следующие:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Во-вторых, во ФГОСах среди результатов освоения общей образовательной программы на первое место поставлены личностные результаты (направленность личности, её гражданская позиция), затем метапредметные, предметные.
В ФГОС отмечено, что для реализации указанных требований должна быть создана образовательная среда. Образовательная среда школьного учреждения по формированию гражданской позиции включает в себя следующие компоненты:
1. Культурно-воспитательную среду, воссоздающую ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества, символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие.
2. Создание среды (источника активности и проявления детской (молодежной) инициативы), в которой ребёнок мог бы самостоятельно, активно действовать, постепенно превращаясь из объекта педагогического воздействия в субъекта деятельности. Воспитание должно осуществляться через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе и быть направлено на формирование активной жизненной позиции.
3. Создание среды, определяющей взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса, семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.
Остановимся более подробно на особенностях образовательной среды учебного заведения.
Среда, воссоздающая ценности российской гражданской идентичности, российской государственности предполагает создание:
- материальной среды, воссоздающей символы российской государственности и символы территориально-регионального и местного сообщества;
- системы уроков (Литературное чтение. Русский язык. Окружающий мир. Музыка. Изобразительное искусство. Технология), направленных на воссоздание ценностей российской нации, народов РФ;
- системы воспитательных мероприятий, направленных на углубление знаний, полученных учащимися на уроках, и на формирование гражданского поведения.
Освоение предметного материала по гражданско-патриотическому направлению в урочной деятельности осуществляется на базовом и вариативном уровнях.
Базовые учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Расширение и углубление материала осуществляется на вариативном уровне, на таких учебных предметах, как технология, музыка, изобразительное искусство.
Более того, полученные на уроках знания по гражданско-патриотическому направлению, должны использоваться во внеклассных мероприятиях, организуя которые педагог выбирает наиболее эффективные формы и методы воздействия (направленные на когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы).
Так, например, в 1 классе на уроке «Окружающий мир» учащиеся изучают тему «Семья – первый коллектив. Родословная». На уроках изобразительного искусства обучающиеся рисуют свою семью и элементы генеалогического дерева, на уроках музыки разучивают песни о семье. Завершает изучение данной темы составление родословной своей семьи (самостоятельная исследовательская работа обучающихся и схематичное представление на плакате) и её защита на родительском собрании.
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) – очень ответственный периодшкольного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Поэтому в работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать методы формирования сознания личности (убеждения); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения; метод проектной деятельности); методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение); методы обучения (по источнику получения знаний); словесные, наглядные и практические методы.
Такие формы патриотического воспитания как, индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные актуальны при формировании личности ребёнка младшего школьного возраста.
Мероприятия, предусматривающие воплощение в жизнь гражданско-патриотического воспитания:
1. Проведение памятных дней:
День борьбы с терроризмом;
День воинской славы России;
День защитника Отечества.
2. Участие в акциях:
«Ленинград. Блокада. Подвиг»;
«200 минут чтения: Сталинграду посвящается»;
«Читаем детям о войне»;
«Бессмертный полк».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
«Весёлые старты»;
«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
проведение спортивных секций.
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
линейки, посвящённые памятным датам истории;
организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора.
6. Организация конкурсов:
конкурс чтецов;
конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
конкурс рисунков «Защитники Отечества».
7. Просмотр:
концертов;
спектаклей;
постановок.
8. Тематика классных часов:
«Русь, Россия, Родина моя» – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;
«Я – гражданин России» – цикл классных часов о выдающихся личностях города, страны;
«Наши права и обязанности» – цикл классных часов по правовой грамотности;
«Герои Советского Союза - наши земляки»;
«Символика Российской Федерации» – изучение символики и символов Российской Федерации.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Патриотическое воспитание младших школьников является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогического коллектива и семьи по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.