kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на родительском собрании "Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Ценностная категория «СЕМЬЯ»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для классного руководителя при подготовке к родительскому собранию 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Ценностная категория «СЕМЬЯ»"»





ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ




Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников.

Ценностная категория «СЕМЬЯ»













Сидорова Оксана Борисовна,

классный руководитель 1 класса

МБОУ «Гимназия №2»



















г.о. Зарайск 2022



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

  1. Понятие семьи и семейных ценностей 3

  2. О семейных ценностях 4

Заключение 7

Литература 8

Приложение:

    • цитаты о семье, родителях и детях, 9

    • анкета для учащихся 11









































Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой встает задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных работах Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Актуальность выбора темы основывается на воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста, ценностной категории СЕМЬЯ.
















  1. Понятие семьи и семейных ценностей.


Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». На мой взгляд, если каждому из нас покопаться в глубинах своей души и вспомнить свои детские впечатления, то окажется, что практически всегда особенно важным для нас было ощущение собственной ценности в глазах дорогих нам людей. «Как же хорошо, что ты у меня есть!» - не правда ли, даже хмурый день становится ярче после этих простых слов, сказанных теми, кого любишь?

«С добрым утром, мое солнышко!» - ласковые мамины руки тянуться к тебе рано утром, поднимая тебя в школу, когда еще так хочется спать. Но ее лучистая любовь и нежная улыбка дарят тебе счастье, и сладкая нега разливается по телу. Ты нужен! Тебя любят! Ты – радость! Тебе хочется вернуть это сторицей. И начинается круговорот счастья в семье.

Важно даже не то, что ты нужен каким-то особенно хорошим, примерным учеником или талантливым музыкантом, важно, что тебе позволяют быть самим собой, ты ценен сам по себе, таким, каков ты есть. Все твои неудачи и промахи, глупые ошибки и срывы не повод перестать любить тебя. Ты ведь знаешь, что тебя поймут, не осудят, поддержат и придадут уверенности в будущих успехах. Какую бы дорогу ты не выбрал - это твой путь, это твой выбор. И семейные ценности без свободы выбора превратятся в формальность.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.














  1. О семейных ценностях.


Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятие «счастье» с выработкой у ребенка общественного долга. Ведь только поняв, в чем истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

«Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез, или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным!

И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.

Воспитывать любовь и уважение к семье надо не только внутри самой семьи, но и вне семьи.

Совместная работа школы и семьи способствует воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, повышает уважение к семье.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у младших школьников нравственных ценностей.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной работы классного руководителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания. Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть успешной, если классным руководителем правильно выбраны педагогические приемы взаимодействия, если существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник», включающий классного руководителя, родителей и младшего школьника.

Примером такой работы могут служить круглые столы, родительские лектории по темам: «Семья и духовное развитие младших школьников», «Родители - советчики, родители - мои друзья», «Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей», «Роль семьи в формировании положительной «Я» концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья».

Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме творческого отчета по итогам учебного года. Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, младших школьников и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла, формирование уважения и любви к семье.

Формы проведения творческого отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, кафе.

Повышает интерес к семье, ее истории, предкам проведение исследовательских работ генеалогической направленности. В нашей семье сведения о предках собирали все члены семьи: просматривались фотографии, разбирались семейные архивы, записывались воспоминания старших членов семьи. Результатом этой кропотливой, нужной и интересной работы стало оформление генеалогического древа нашей семьи и исследовательские наработки. Моя дочь (ученица 2 класса) защищала свою работу «Моя семья» на районном конкурсе проектных, творческих и исследовательских работ учащихся и заняла 2 место. С какой гордостью она рассказывала о своих предках, показывала ребятам фотографии, медали, похоронку, зачитывала семейные истории!

Приведу несколько строк из работы моей дочери: «В ходе проделанной работы я узнала много новых слов: генеалогия, геральдика, родословная, шорник. Раньше я своих прабабушек и прадедушек знала в основном по фотографиям. После семейных рассказов они стали для меня, как живые. На пожелтевшие фотографии я смотрю уже по-другому. Я горжусь ими, так как они добросовестно трудились. В годы Великой отечественной войны они сражались на фронте и ковали победу в тылу.

Интересно было узнать о детстве и увлечениях моих родителей, бабушек и дедушек; узнать как они жили раньше. Мне очень нравятся вечера воспоминаний о нашей семье. Я с нетерпением их жду.

Раньше я не задумывалась, как появились и что означают имена и фамилии в нашей семье. Узнав историю происхождения своей фамилии, интересно предполагать, как образовались другие фамилии.

Мне нравятся и дороги традиции нашей семьи. Когда я вырасту, то обязательно их сохраню, а может быть, в моей семье появятся и новые»


















Заключение


Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно­стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен­ный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не дефор­мировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение обще­ства неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.

Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп на­селения и даже полноценным потребителем.





















Литература

  1. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650

  2. Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи// Педагогика № 3 2008 г. стр.48 - 59.

  3. Исследовательская работа «Моя семья»

  4. Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания»// Классный руководитель № 8, 2007, стр. 103 – 111. 

  5. Семейный совет «Под счастливой крышей»// Воспитание школьников № 3, 2008 г., стр.74 - 79.

  6. Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/

  7. Школа и семья: от диалога к партнерству// Классный руководитель № 8, 2007, стр. 82 – 102








































ПРИЛОЖЕНИЕ

Цитаты о семье, родителях и детях
  • Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга». (Чернышевский Н. Г.)


  • Лучшая школа дисциплины есть семья. (Смайлс С.)


  • Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни. (Х. Цзычен)


  • В семейной жизни главное — терпение. (Чернышевский Н. Г.)


  • Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. (Гете И.)


  • От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи)


  • Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)


  • Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа... Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите? (Руссо Ж.)


  • Когда родители умны и добродетельно скромны, то благонравны и сыны.(Брант С.)


  • Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. (Екатерина Великая)


  • К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ)


  • Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому. (Руссо Ж.)

  • Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей. (Демокрит)


  • Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца. (Грибоедов А. С.)


  • Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. (Екатерина Великая)












































Анкета для учащихся

Ребята! Нам очень бы хотелось узнать ваше мнение по поводу ценностных ориентаций семьи, которые вы считаете наиболее важными . Предложенные в этой анкете ценности проранжируйте от самой значимой , на ваш взгляд, до менее значимой .

Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 9 и т.д. , самую менее значимую для вас - цифрой 1.

Ценностная ориентация в семье

 

1. Уважение и принятие старших членов семьи

 

2. Воспитание патриотизма

 

3. Бескорыстная любовь членов семьи друг к другу

 

4. Беззаботное времяпровождение

 

5. Частое общение с людьми, "умеющими жить"

 

6. Уход от реальности

 

7. Демократичность в семье ( доверие ребенку, поощрение его инициативы и самостоятельности, общение "на равных")

 

8. Стремление к добрым делам, бескорыстие

 

9. Оптимистическое отношение к жизненным неурядицам

 

Обработка результатов За самую значимую ценностную ориентацию в семье дается 9 баллов, за менее значимую - на балл ниже и т.д. За самую незначимую ценностную ориентацию дается 1 балл. Подсчитывается количество баллов. Далее графическим способом (построением диаграмм) определяются главные семейные ценности, набравшие наибольшее количество баллов, а также выстраивается приоритет ценностных ориентаций учащихся.

Эта анкета предлагается обучающимся с 3 по 11 класс. Обработанные данные являются основой для проведения общешкольного родительского собрания «Семья и ее ценности».










14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Оксана Борисовна

Дата: 16.08.2022

Номер свидетельства: 611774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства