kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир очень динамичен,  это и заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни, ориентирует на переоценку роли исследовательских и проектных методов обучения в практике образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»»









Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»

































Исследовать – значит видеть то, что видели все,

и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент – Дьердьи



Введение

Современный мир очень динамичен, это и заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни, ориентирует на переоценку роли исследовательских и проектных методов обучения в практике образования. Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования. Следовательно, в изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности. А такой подход в обучении невозможен без использования интерактивных технологий.

Основной их целью является выявление способностей и склонностей обучающихся, развитие их познавательных интересов и индивидуальности. Поэтому в своей работе попытаюсь проанализировать инновационные технологии, которые наиболее эффективны в процессе учебного исследования.

Задачей начального общего образования является выявление и развитие учебно-познавательной мотивации, создание условий для включения обучающихся в разнообразные виды деятельности, а это возможно только при переходе к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного уровня и познавательного развития обучающихся. Инновационные технологии в обучении помогают осуществить системно-деятельностный подход, который лежит в основе Государственного образовательного стандарта общего начального образования.

Современная система образования находится в состоянии перемен. И мне кажется, что это состояние станет постоянным. Образование тоже будет учиться. Учиться у мира новым открытиям и достижениям, учиться учить новому и принимать, и творить новое. Инновационные технология очень гармонично сочетаются с новыми стандартами и помогают педагогам школы формировать у обучающихся компетентности в соответствии с современными требованиями Государственного образовательного стандарта общего начального образования.

Была поставлена очень интересная, непростая задача, определенная новыми стандартами – научить ученика учиться, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Поиск решения данной проблемы и обусловил мой выбор темы методической разработки

«Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности».

Исходя из вышеизложенного, можно сформировать следующие цели и задачи.

Цель:

- организовать образовательную учебно-исследовательскую деятельность учащихся, управлять её развитием;

- выявить способности и склонности обучающихся, развивать их познавательные интересы;

- формировать информационную компетентность всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

- изучить теоретические основы инновационных образовательных технологий в обучении;

- раскрыть приёмы и методы учебно-исследовательской деятельности, изучить и внедрить в практику накопленные мною практические разработки (проекты исследования, памятки для обучающихся и их родителей);

- применять инновационные технологии в процессе обучения, вырабатывать у обучающихся навыки исследования;

- организовать эффективный поиск необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств;

- учить школьников  работать в малых группах, коллективно готовить проекты по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.























Педагогические условия внедрения инновационных технологий

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании


В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования, сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений. Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С. Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом. Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева, Н.И. Лапина, В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс, Ю.Посталюк и др.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [1]. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

И до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных точек зрения – в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг). Чем вызваны инновационные процессы в образовании? Почему они носят массовый характер и представляют одну из его ведущих стратегий. Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. С чем связано освоение инновационных процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений.

Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Изучением инновационных процессов занимается педагогическая инноватика.

Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновация – это нововведение, изменение [2]. Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторство и традиции – две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных – новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.

Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная. И хотя трактовка содержания этих терминов в разных работах имеет существенные отличия, они уже используются весьма широко.

Современное понятие «образование» связывается с толкованием терминов «воспитание», «обучение», «образование», «развитие». Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация [3].

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования – это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкуренто­способности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.

Инновационные процессы в образовании необходимо рассматри­вать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества.

Термины “инновации в образовании“ и “инновационные образовательные технологии“, употребляются как синонимы, были научно обоснованы и введены в педагогику.

Что же такое «инновационная образовательная технология»?































Понятие «инновационные образовательные технологии»


Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта.

Это понятие включает в себя:

1. Современное содержание образования, учебные материалы, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую составляющие.

В современной педагогике масса образовательных технологий. Остановлюсь на некоторых из них, которые были освещены в вебинаре 22.02.2017 года от ЦРТ «Мега – Талант» «Современные образовательные технологии» («Школа талантливого учителя»):

1) Технология обучения в сотрудничестве;

2) Перевёрнутый класс;

3) МООС (массовые открытые онлайн-курсы);

4) Мобильное обучение;

5) Сase study;

6) Информационно-коммуникативные технологии;

7) Здоровьесберегающие технологии;

8) Технология проектного обучения;

9) Технология использования в обучении игровых методов;

10) Технология проблемного обучения;

11) Разноуровневое обучение;

12) Исследовательский метод обучения;

13) Система инновационной оценки «портфолио».


Объединяет их одно общее – изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, поддерживает высокую учебную мотивацию, создаёт эмоционально-комфортную образовательную среду, расширяет возможности обучения и самообучения, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Многие из перечисленных технологий использую в своей педагогической деятельности. Это технология обучения в сотрудничестве – одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы, личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы.

Много лет работаю по программе превентивного обучения «Полезные привычки», используя здоровьесберегающие технологии, целью которых является обеспечить обучающимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В своей работе применяю разноуровневое обучение – организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала (А – воспроизведение и описание, В – уровень, С – творческий уровень).

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

- мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

- рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений).

Но более подробно хочу остановиться на исследовательском методе обучения, в котором процесс обучения построен наподобие процесса научного исследования, осуществляются основные этапы исследовательского процесса, в упрощённой, доступной учащимся форме.

Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, к саморазвитию встает задача формирования у детей навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности.









Специфика исследовательской деятельности в начальной школе

«Исследование создает новое знание» (Нил Армстронг).


Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских и проектных методов обучения в практике массового образования. Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования.

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» – посредством преподавания, и «учение активное» – посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточенные споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. Новейшие разработки по этому вопросу раскрыты в трудах А.И.Савенкова «Методика исследования обучения младших школьников» (2015 год), А.В.Леонтович «Исследовательская деятельность учащихся» (2014 год).

Дома и в школе дети получают знания об окружающем мире, но знания так и остаются знаниями, дети упорно не желают верить на слово. Они все проверяют сами – удивляются, радуются, получая собственный жизненный опыт. Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте дети еще не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру. Практика показывает, что в школе желание открывать истину самому очень быстро угасает. Но вот в чем парадокс: идя из школы, ребенок по дороге домой засыпает родителей вопросами, которые он не задавал на уроке, но которые очень взволновали его. На вопрос родителей, почему не задавал их на уроке, дети отвечают: что вы, на уроке надо запоминать объяснение учителя! Значит, мотивация к исследованию, недоверие к готовым знаниям в детях сохраняется, но уходит вглубь. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

  1. Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

  2. Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

  3. Не сдерживать инициативу детей.

  4. Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они мо гут научиться делать самостоятельно.

  5. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

  6. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

  7. Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

  8. Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

  9. Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

  10. Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  1. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

2) ЭМПИРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты, и сами люди.

3) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста [9].

Как работать над проектом

1) Обосновать выбор темы:

- я увидел мне стало интересно...

- рассказали и мне стало интересно...

- мне захотелось узнать подробнее...

2) Цель твоего проекта:

- узнать...

- исследовать...

- рассказать другим...

          3) Выдвижение гипотезы:

Если ты решил посвятить свою работу исследованию, то у тебя обязательно возникнут гипотезы.

ГИПОТЕЗА – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.

Запиши гипотезу к своей работе. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее. Гипотезы могут появляться и в процессе работы над темой. Их тоже следует записать. Помни, что гипотезы могут быть только при выполнении исследовательской работы, при работе над проектом их нет и не может быть.

4) План работы:

  Для этого постарайся ответить на вопрос: как можно узнать что-то новое по твоей теме? Для этого надо определить, какими методами ты можешь пользоваться, а затем определи их порядок. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. 

МЕТОДЫ работы:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги по теме;

- спросить у других людей, что им известно по твоей теме;

- познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;

- если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;

- составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;

- выполнить модели.

Конечно, невозможно при выполнении исследовательской работы или проекта воспользоваться всеми перечисленными методами. Выбери те из них, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы) и расчёты.

Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую работу. Задай себе вопросы:

-  Что я об этом знаю?

-  Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

-  Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моей работы?

Запиши свои ответы по теме своей работы

Просмотреть книги по теме работы

Если то, что ты изучаешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и описано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, чётко, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Название книги обязательно запиши в «Список литературы» по образцу:

Фамилия автора, инициалы (имя, отчество). Название книги. – Место издания (город): издательство, год издания. – Страницы, на которых имеется информация.

Каждую книгу записывай с новой строки. Найденную в книгах информацию следует копировать или переписывать на отдельный лист. Это поможет потом правильно составить текст работы. Собранные материалы по теме складывай в отдельную папку. 

Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать об изучаемом предмете, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты изучаешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди. Но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты хочешь узнать.

Записывая полученную при опросе информацию, обязательно укажи фамилию, имя и отчество человека, сообщившего интересующие тебя данные, род его деятельности.

Запиши информацию, полученную от других людей.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.

Формирование учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская деятельность.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы.

  1. Постановка цели и задач.

  2. Гипотеза исследования.

  3. Организация исследования.

  4. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

  1. Подумать самостоятельно.

  2. Что я об этом знаю?

  3. Какие мысли я могу высказать про это?

  4. Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  5. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

  6. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

  7. Спросить у других людей.

  8. Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

  9. Просмотреть телематериалы.

  10. Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

  11. Использовать Интернет.

  12. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

  13. Понаблюдать.

  14. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

  15. Провести эксперимент.

  16. Запиши план и результаты эксперимента.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании. Ученик выступает в учебном исследовании как субъект, т.е. как активно, осознанно, избирательно, ответственно, самостоятельно действующий. Структуру исследовательской деятельности и принципы её организации можно представить в виде таблицы:


Исследовательская деятельность в учебном процессе

Структурные элементы

Принципы исследовательского обучения

Субъект

Ученик в роли исследователя

Принцип субъектности

Предпосылка

Познавательная потребность

Принцип проблемности исследовательского обучения

Источник

Проблемная ситуация

Цель

Получение нового знания, необходимого для решения проблемы

Объект

Факт, процесс, явление, событие реальной действительности

Принцип личностной значимости проблемы исследования

Предмет

Неизвестное в объекте = проблема = вопрос

Процесс

Преобразование вопроса в ответ, незнания в знание

Принцип нелинейности процесса исследования

Способ

Применение исследовательских методов познания

Принцип поиска

Результат

Решение проблемы

Принцип рефлексивности

Продукт

Новое знание об объекте познания


Источником исследовательской деятельности, механизмом её запуска является проблемная ситуация и содержащееся в ней противоречие, на разрешение которого и направлены усилия исследователя.

Самостоятельный поиск и построение новых знаний невозможны при отсутствии у ученика потребности в них. В рамках урока-исследования такая потребность актуализируется в специально созданной учителем проблемной ситуации. Однако не всякие способы создания проблемной ситуации оказываются достаточно эффективными. Если учитель сам формулирует проблему, мы имеем дело с навязыванием ученикам проблемы, которая может оказаться для них «чужой» и потому – неинтересной. Часто в работе учитель применяет способ «приглашения к решению проблемы». Но методический ход «Раз мы этого не знаем – так давайте изучать!» также может не обеспечить желаемой эффективности: «Ну и что с того, что не знаем! А зачем нам это знать? Всё знать всё равно невозможно!».

От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности». Проблемная ситуация должна быть организована таким способом, при котором она не оставит детей равнодушными. Именно такой способ реализуется в технологии урока-исследования. Первый, мотивационный этап урока-исследования называется «Встреча с проблемой». Цель его – создать условия, чтобы у детей возник мотив. На первом этапе урока-исследования учитель организует встречу с проблемой путём создания контекстной задачи. Контекстная задача призвана преодолеть академическую абстрагированность, оторванность школьной премудрости от реалий жизни, помочь ученику найти своё собственное решение «задачи на смысл», осознать необходимость изучения родного языка и оценить его как непреходящую для себя ценность. Контекстная задача – один из способов пробуждения у школьников познавательного «аппетита». Контекстная задача – это задача мотивационного характера. Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока – её основное назначение. На уроке создаётся реальная или воображаемая жизненная ситуация, в которой «оказываются» ученики как её непосредственные участники. Необходимость действовать в ней требует от школьников применения соответствующих данной ситуации знаний и опыта. Однако в ходе деятельности ими обнаруживается недостаточность имеющихся знаний или их неадекватность. Наступает осознание проблемности сложившейся ситуации, что, в свою очередь, порождает вопросы. Это собственные вопросы ученика, на которые ему необходимо найти ответы, потому что без этого из проблемной ситуации просто не выбраться. Таким образом, с помощью контекстной задачи учитель организует «встречу» учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная.

Если проблемная ситуация эффективна, у ученика-исследователя рождаются собственные вопросы об объекте познания. Есть интерес, возникли собственные вопросы – есть необходимость решать проблему.

Исходя из небольшого пока опыта применения описанной технологии, могу утверждать: если контекстная задача «срабатывает», замотивированными на уроке оказываются даже самые слабые учащиеся, у которых на обычном уроке познавательный «аппетит» не просыпался никогда.

Второй этап урока-исследования – этап построения нового знания. Ученик в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных ему методов собирает факты, которые помогают ему построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).

Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине. Материал для наблюдений учащимся предоставляет учитель, а вывод дети делают сами. Далее собственные выводы учащиеся сопоставляют с культурным аналогом (с выводами учебника). Обращение к опыту учёных в такой ситуации повышает ценность знаний в глазах ребёнка. Следующий этап урока – применение полученных знаний для решения конкретных задач. И последний этап урока – рефлексия. Ребёнок понимает, что сделанное им открытие действительно его вооружает новым способом решения проблем. Благодаря тому, что проблему ученик решал самостоятельно, он чувствует себя свободным. Дети получают удовольствие от того, что сами получили знание.

Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать;

- умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.













































Заключение

«Время есть величайший из новаторов» – говорил английский философ Френсис Бэкон. Тем самым желая подчеркнуть, что время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя их обновления.

Актуальные исследования учёных свидетельствуют о том, что существующая система образования не удовлетворяет современным требованиям, слабо ориентирована на будущее. Следовательно, не может выполнить основной социальный заказ – воспитать самостоятельную, активную, ответственную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Исследователи определили общие принципы построения содержания образования – перейти к новому идеалу – «максимальному развитию способностей (компетенций) человека, формированию навыков саморегуляции и самообразовательной деятельности» [2], умению работать с информацией, решать практические, социальные и личностно – значимые проблемы: проводить наблюдения, выдвигать на их основе гипотезы и проверять их, делать выводы и заключения.

Предполагается, что обновление образования позволит решить ряд задач:

- предметы, введённые в базисный план должны быть востребованы в социальной деятельности;

- повысить роль самостоятельной, самообразовательной, творческой деятельности обучающихся;

- приобщать обучающихся к научным способам познания, самостоятельным исследованиям;

- применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа, синтеза, сравнения, самообучения;

- обеспечить связь теории с практикой;

- обеспечить непрерывность образования;

- развивать социальную и коммуникативную компетентности;

- сформировать личностные, метапредметные и предметные компетентности;

- обеспечить личностно-значимые знания;

- опережающий характер обучения;

- воспитательная функция обучения;

- реализовать принципы индивидуализации и гуманистической направленности [2].

Внедрение Государственного образовательного стандарта начального общего образования – необходимый процесс, обусловленный требованиями времени и социума.



Государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на:

- обеспечение и реализацию субъективной позиции учителя и обучающегося;

- самостоятельность в образовательном процессе;

- переход к развитию творческих способностей обучающихся;

- обеспечение подготовки к жизни на основе системно-деятельного подхода;

- формирование предметных, личностных и метапредметных результатов обучающихся;

- обязательное обучение школьников проектной и исследовательской деятельности;

- усиление роли гражданско-патриотического воспитания [3].

Ключевым общеобязательным требованием Государственного образовательного стандарта начального общего образования является обеспечение субъективной позиции педагога.

Во-первых, выпускнику школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.

Во-вторых, это обусловлено ведущими подходами к обучению, определёнными в стандартах: личностно-ориентированным и системно-деятельным. Деятельностный подход предполагает организацию самостоятельной активной деятельности обучающегося, включая личный мотив, самостоятельную постановку целей, выбор содержания, способов выполнения и рефлексии.

Такой способ организации обучения и воспитания предполагает, что учитель из транслятора знаний превращается во вдохновителя – мотиватора и помощника обучающихся, что будет стимулировать их заинтересованность, личный рост, познавательную активность и самостоятельность.

Я считаю, что данная методическая разработка поможет педагогу организовать исследовательскую деятельность в учебном процессе. Учителям хочу пожелать не бояться экспериментировать, применять инновационные методы, способы и приёмы обучения.

Очень велико значение исследовательских методов обучения, которые:

- формируют черты творческой деятельности;

- организовывают творческое усвоение знаний, учат применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые в результате такого решения;

- обеспечивают овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов;

- являются условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.

Основная идея исследования состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими своё собственное открытие. Изменяется и задача учителя при введении нового материала не наглядно всё доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

- вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. 

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Свою работу хочется закончить словами И.Г. Песталоцци:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ирина Григорьевна Ермакова

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства