kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Выпиливание лобзиком" план - конспект занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпиливание лобзиком развивает точность, аккуратность в работе, трудолюбие,усидчивость. Прививает навыки владения инструментами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Выпиливание лобзиком" план - конспект занятия.»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»














План – конспект занятия

«Выпиливание лобзиком»










Выполнила: п.д.о -

Царева В.А.






г. Каменск-Шахтинский

Введение

Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь.

Изготовление различных изделий из древесины требует определенных знаний о дереве, о свойствах, качестве, применении и обработке.

Задача педагогов состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания сделать самую простую вещь, непросто.

Деревообработка развивает у ребят чувство пропорции, размера, поиск красивой формы, выбор породы древесины, приемов отделки, вырабатывается эстетический вкус. Дети овладевают навыками столярного дела и художественной отделки дерева. На занятиях учащиеся овладевают навыками прикладного творчества. Ребята прикасаются к истокам народных ремесел и изготавливают предметы бытовой утвари: рамки для фото, разделочные доски, подставки, шкатулки, полочки, игрушки и др.

Это исключительно творческие занятия способные пробуждать и развивать детскую фантазию. Занимаясь этим, ребята развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.























План - конспект занятия

Тема: «Выпиливание лобзиком»

Возраст: 3-4 класс

Время: 90 минут

Тип занятия: комбинированный

Цели и задачи урока:

- Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком, со способами наладки и регулировки лобзика.

- Научить выпиливать лобзиком и осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.

- Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.

- Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.

Методическое оснащение занятия:

Материально - техническая база:

кабинет «НСМ», компьютер, верстак;

инструменты, приспособления: выпиловочные столики, лобзики, копировальная бумага, карандаш, наждачная бумага;

материалы: бумага, фанера, лак.

Дидактическое обеспечение:

книги, альбомы по выпиливанию;

презентация «Выпиливание лобзиком»;

технологические карты, схемы, чертежи изделий;

образцы готовых изделий.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация материалов, работа с мультимедийными средствами, практическая работа.



План занятия

- организационный момент 2 минуты;

- сообщение целей и задач урока учащимся 2 минуты;

- повторение пройденного материала 10 минут;

- сообщение нового материала при просмотре презентации 10 мин;

- вводный инструктаж по ТБ и определение задания 6 мин;

- самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 50 мин;

- подведение итогов, заключительный инструктаж 10 мин.


Ход занятия:

Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одну тему по художественной обработке древесины и повторим устройство инструмента для выпиливания – лобзика (акцент внимания на тему урока и новые слова), рассмотрим приемы работы и установки пилки, а также продолжим выполнение нашей творческой работы – рамочки для фотографии с элементами выжигания. (На столе образцы готовых изделий.)

Прежде чем приступим к рассмотрению нового материала, давайте вспомним тему прошлого занятия:



- Назовите прибор для выжигания?

- Перечислите составные части выжигателя. (Перо, корпус, ручка, регулятор нагрева пера, электрический шнур)

- Как работают пером? (по аналогии с карандашом пером рисуют, но без нажима. Если требуется провести тонкую линию, перо ведут быстро, еле касаясь древесины, а толстую яркую линию получают при медленной работе. Работать можно линией, штрихом, точкой.)

- Назовите длительность работы электровыжигателем? (10 минут и перерыв на остывание ручки)

- Назовите порядок подготовки поверхности для выжигания. (выбор узора или картинки для выжигания, подготовка поверхности: шлифование наждачной бумагой, перевод шаблона или рисунка на основу от руки или с помощью копировальной бумаги).

- Назовите правила безопасной работы прибором. (включать прибор в сеть только с разрешения учителя, работать исправным инструментом, при работе проветривать помещение, не наклоняться близко к месту выжигания, не оставлять прибор включенным в сеть, оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.)



Изложение нового материала – презентация «Выпиливание лобзиком» (демонстрация материала с рассказом и пояснениями.)

Художественное выпиливание из дерева — один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт.

Художественные узоры в предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиленных лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли одно целое с содержанием.

Вначале следует выполнять предметы по рисункам, которые предлагаются специальными альбомами для выпиливания, в дальнейшем вы сможете проявлять самостоятельную изобретательность в составлении рисунка и изготовлении нужных для вас вещей. Выпилить можно самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, абажуры, вазочки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.

Сколько интересных изделий можно выполнить в технике выпиливания (заключительный кадр из презентации). В нашем кабинете есть образцы изделий, журналы и книги по этому виду творчества, где есть немало интересных и полезных для дома вещей.





Т еперь приступим к рассмотрению инструмента, с помощью которого мы выпиливаем внешний и внутренний контуры рамки и подставки под нее.

Лобзик состоит из ручки, рамки, верхнего и нижнего зажимов пилки. Обратите внимание, что глубина рамки может быть различной, а это значит, что и глубина пропила рисунка на фанере тоже будет разной.

Наклон зубьев пилки должен быть в сторону ручки, так как при выпиливании лобзик держат вертикально, а значит, резание происходит при движении лобзика вниз. Посмотрите на рисунок и выберите правильный вариант ответа.

Теперь, пожалуй, самый сложный момент для вас: установка пилки. Ее можно натягивать вручную или с помощью эксцентрикового зажима. Мы будем устанавливать вручную. Для этого требуется ослабить зажим у ручки лобзика, вставить пилку с наклоном зубьев вниз и закрутить гайку зажима. После этого нужно вставить пилку в верхний зажим, но прежде чем затянуть его лобзик нужно сжать. Пилочка должна быть установлена с натяжением, иначе она не будет пилить по намеченной линии, а будет гнуться и сломается. Посмотрите, как натягивается пилка (показываю приемы натяжения пилки).

Давайте попробуем установить пилочку. (Практическая работа учащихся по установке пилки). Прохожу и контролирую правильность установки и натяжения пилки.

При выпиливании лобзиком используют специальное приспособление для опоры фанеры – выпиловочный столик.

Посмотрим, какая правильная поза должна быть при выпиливании. Сесть нужно так, чтобы правое плечо было напротив выпиловочного столика, а заготовка находилась на уровне груди



Рассмотрим приемы выпиливания:

  1. Приступают к выпиливанию с внутреннего контура, предварительно просверлив отверстие в фанере или проткнув его шилом.

  2. Выпиливание ведут без перекосов лобзика. Пилка работает вертикально по всей своей длине с легким нажимом на нее, чтобы не поломать. Правая рука с лобзиком работает как бы на одном месте, а левая рука, придерживая заготовку, подает ее на пилку.

  3. Для выполнения поворота рука с лобзиком совершает более частые и мелкие движения, а левая рука плавно поворачивает заготовку.

  4. При выпиливании острого угла поступают следующим образом: не доходя до угла совершают плавный поворот, затем отдельно с двух сторон выпиливают угол.

  1. Иногда при работе бывает заедание пилки в детали. В этом случае нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила. Зачастую такая пилка имеет на себе деформированный участок в виде выпуклости, которая мешает и затрудняет дальнейшее выпиливание. Для того чтобы выправить пилку, ее нужно положить на ровную металлическую поверхность и легким ударом молотка исправить.

  2. Перестановку пилок в лобзике нужно делать осторожно и аккуратно, так как в этих случаях они часто обламываются, особенно у нижнего зажимного винта.

  3. Зачистку выпиленных кромок производят с помощью шлифовальной бумаги и надфилей разного сечения.

После выпиливания и зачистки кромок производят подгонку шипов рамки в отверстия основания, а дальше приступают к заключительной отделке изделия, о которой мы поговорим на других занятиях.

Техника безопасности при выпиливании:

Очень важно в работе с любыми инструментами соблюдать технику безопасной работы:

- работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;

- надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;

- надежно закреплять пилку в рамке лобзика;

- не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой;

- не сдувать опилки.

Вводный инструктаж:

- приготовим рабочее место: с верстака уберем все лишнее.

- заготовка с нанесенным контуром рамки подготовлена у нас на предыдущих занятиях. Внутренний рисунок рамки мы выжгли. Сегодня мы начнем выпиливание рамки. Выпиливание начинается с внутреннего контура Отверстие под пилочку у нас приготовлено. Вначале вы ослабите верхний зажим лобзика и вставите пилочку в отверстие заготовки, затем сожмете лобзик и закрутите зажим, натягивая пилку.

Практическая работа:

Начинаем выпиливание. Подойдя вплотную к контуру, старайтесь пилить строго по линии, не удаляясь от нее.

Текущий инструктаж: Подсказываю и корректирую положение рук при работе, помогаю натянуть пилки в лобзике, контролирую ход практической работы.

Подведение итогов:

Характеристика успехов и ошибок в работе

Уборка рабочих мест.

Список литературы

1. Э.В. Рихвик. «Мастерим из древесины». Москва «Просвещение» 1989г.

2. Соколов В.Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987г.

3. С. Уолтерс «Искусство выжигания по дереву» Ростов на Дону Еникс 2006

4. Костин Л.А. «Выпиливание лобзиком» М. Издательство «Народное творчество» 2004г.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Выпиливание лобзиком" план - конспект занятия.

Автор: Царева Валентина Анатольевна

Дата: 18.09.2021

Номер свидетельства: 586926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства