Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, и м.д. А также важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВПР – как показатель профессионализма педагога»
ВПР – как показатель профессионализма педагога.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, и м.д. А также важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую.
Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать, поддерживать и защищать их;
понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,
предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В понятии профессионализма отражается степень овладения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:
уровень общей культуры;
психолого-педагогическая компетентность;
владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
способности к целеполаганию и целеосуществлению;
способности к педагогической рефлексии;
способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
Есть мнение, что профессионализм учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Рассмотрим четыре вида профессиональной компетентности (А.К.Маркова):
1 специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2 социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества
3 личностная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества
4 индивидуальная характеризует владение приёмами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.
Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей.
Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Всероссийская проверочная работа учащихся 4 классов не является итоговой аттестацией, проводится на региональном уровне и является аналогом традиционных годовых контрольных работ для учащихся.
Цели и задачи ВПР
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников
Особенностью ВПР является :
- единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ и их оцениванию;
- использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны
Назначение ВПР
оценка уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
диагностика достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
результаты ВПР могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения,
результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания предметов в начальной школе,
результаты ВПР могут быть использованы муниципальными и региональными органами исполнительной власти для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития,
результаты Всероссийских проверочных работ вносятся в информационную систему, что позволит в перспективе отслеживать успехи учащихся с начальной школы и до её окончания
не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. Но, всё же, ВПР — не ЕГЭ. ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю, и будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.
Зачем нужны ВПР?
- Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.
- Результаты интересны педагогам. Они получат оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным.
- Директора школ смогут непредвзято оценить работу учителей начальных классов.
- Департаменты образования муниципального, регионального и федерального уровня также увидят «проблемные» школы. Для них будут разработаны методы поддержки. Учителя могут пройти внеплановые курсы повышения квалификации, для них могут пройти открытые уроки. В общем, приняты все меры для поддержки и приведения к общему знаменателю тех показателей, которые важны для начальной школы.
Критерии достижения цели ВПР - выполнение работы каждым учеником в полном объеме. А это значит, что каждый преподаватель обеспокоен тем, чтобы все его ученики успешно справились с выполнением всероссийской проверочной работы. Отсюда возникает вопрос:
Какой процент обучающихся, не справившихся с ВПР, считать приемлемым в НОО?
Каковы причины, которые не позволяют четвероклассникам продемонстрировать высокий уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС?
1 Основная часть детей не справились с ВПР;
2 Большая часть детей в классе справилась, но есть дети, которые не справились с ВПР;
3 Отличный результат написания ВПР всеми учениками
Причины неуспешного выполнения ВПР:
1 Интеллектуальные способности детей;
при приеме детей в школу учитель не увидел, что они нуждаются в особых образовательных услугах с привлечением специалистов
увидел, что есть дети, которые нуждаются в особых образовательных услугах, но не смог этих услуг оказать (был не готов, не захотел и т.д.)
учитель выявил детей с особыми потребностями, оказывал специальные образовательные услуги, но результата так и не получил
2 Для обучения использовались УМК, в которых отсутствовали задачи, проверяемые в ВПР;
учитель не увидел несоответствия его УМК с требованиями Стандарта, статусу образовательной организации, запросу родителей и т.д.
учитель увидел несоответствия, но не принял никаких мер по внесению изменений в рабочую программу
учитель использует новый УМК, а работает по старинке, не владеет современными технологиями и методиками
3 Содержание ВПР не учитывает возрастные особенности младших школьников, требования ФГОС НОО и т.д.;
учитель не смог увидеть ошибки и несоответствия в работе
учитель увидел недочеты в работе, но по разным причинам не сделал ничего, чтобы помочь детям
учитель увидел недочеты в работе, но не смог помочь ученикам (например, уточнить вопрос, переформулировать задания и т.д.)
4 Неверная организация проверочной работы
учитель в ходе организации допустил ряд ошибок: не создал спокойную обстановку и т.д.
учитель слепо следовал инструкции, а она не позволила оптимальным образом провести ВПР (не знал, как поступить иначе, не захотел этого делать, не смог этого сделать)
учитель оказался в ситуации заложника (организуя ВПР, администрация не позволила детям продемонстрировать свои достижения в полной мере)
Что делать , если учитель не может подходить дифференцированно к подготовке учащихся к ВПР
учитель не знает особенности младших школьников, методики дифференцированного подхода
учитель работает по принципу «Для всех все одинаковое» и не считает нужным что-либо менять в своей деятельности
учитель не владеет современными технологиями и методиками
у учителя нет ученического, личного, профессионального опыта или опыта коллег
Как подготовить ребёнка к ВПР?
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Иначе пропадает весь смысл в этих работах. Оцениваются не столько знания школьников, сколько работа педагогов. Поэтому всё, что нужно сделать родителям: успокоить своего ребёнка и сказать, что эта работа — просто часть процесса обучения в школе и ни на что не влияет. Пусть пишет так, как знает и то, что знает. Проучившись 4 года в начальной школе, он сможет ответить на все вопросы без специальной подготовки. Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС. Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы и не будет акцентировать внимание учеников на важности выполнения заданий.