Вовлечение родителей в образовательный процесс через формы активного взаимодейсвия
Вовлечение родителей в образовательный процесс через формы активного взаимодейсвия
Участие родителей в школьной жизни не только укрепляет связь между домом и учебным заведением, но и создает у детей чувство значимости и поддержки. Когда родители активно участвуют в образовательном процессе, они формируют атмосферу доверия и сотрудничества, которая окутывает ребенка, побуждая его стремиться к знаниям и самореализации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вовлечение родителей в образовательный процесс через формы активного взаимодейсвия»
Секция 5. Современные аспекты развития дошкольного, начального общего и коррекционного образования
Старикова Дарья Андреевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 30 г. Томск
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЧЕРЕЗ ФОРМЫ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСВИЯ
Аннотация. Участие родителей в школьной жизни не только укрепляет связь между домом и учебным заведением, но и создает у детей чувство значимости и поддержки. Когда родители активно участвуют в образовательном процессе, они формируют атмосферу доверия и сотрудничества, которая окутывает ребенка, побуждая его стремиться к знаниям и самореализации [1, 2]
Ключевые слова: взаимодействие с родителями, родители, учитель.
Актуальность. Погружение родителей в учебный процесс невозможно переоценить, особенно в условиях современного общества, где участие семей в образовании приобретает решающее значение. Установление эффективного взаимодействия между школой и родителями создает прочный фундамент для успешного образовательного процесса и способствует всестороннему развитию детей как личностей. Социальное партнерство, в которое активно вовлечены родители, не только усиливает учебные достижения учеников, но и укрепляет их социальные навыки. Ключевым аспектом этого взаимодействия является осознание родителями своей роли в образовательном процессе. Они не просто зрители, а важнейшие партнеры, формирующие комфортную и продуктивную атмосферу. Школы, активно вовлекающие родителей, наблюдают за ростом мотивации у учеников и увеличением их ответственности за собственное обучение. Систематическая работа с родителями - открытые уроки, собрания и мастер-классы значительно усиливает этот эффект. Так, погружение родителей в учебный процесс не только устанавливает прочные связи между школой и семьей, но и улучшает образовательную среду. Создание такого диалога позволяет своевременно выявлять и решать возникающие проблемы, что крайне важно для формирования гармоничного учебного пространства [4]
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Данный процесс «внедрения» родителей среди школ довольно распространенный. Создание эффективной программы взаимодействия между родителями и школой требует комплексного подхода. В первую очередь, необходимо разработать курсы подготовки для родителей, которые будут охватывать не только образовательные аспекты, но и психологические особенности детского развития. Это позволит родителям лучше понимать, как поддерживать своих детей в учебном процессе и справляться с возникающими трудностями. Кроме того, важно учитывать, что каждый ребенок уникален, и его потребности могут отличаться. Проведение индивидуальных консультаций для родителей сделает возможным более тщательно разобраться в ситуации каждого ученика, что, в свою очередь, позволит адаптировать образовательный процесс под конкретные нужды детей. Не менее значительным является использование технологий для улучшения коммуникации между родителями и учителями. Создание онлайн-платформ, где родители могут получать информацию о прогрессе своих детей, задавать вопросы и делиться опытом, способствует развитию партнерских отношений и снижает уровень недопонимания. Таким образом, активное вовлечение родителей в школьный процесс не только обогащает жизнь учебного заведения, но и создает более безопасное и поддерживающее пространство для детей, что в конечном итоге отражается на их успехах и благополучии [7]
Цель статьи: педагогическое сопровождение родитель-учитель в условиях школы посредством активных форм работы с родительским сообществом.
Вовлечение родителей в образовательный процесс является важным аспектом для достижения успешных результатов в обучении детей. Активное взаимодействие семьи и образовательного учреждения способствует созданию поддерживающей среды, в которой ребенок может развиваться и учиться наиболее эффективно.
Изложение основного материала.
Рассмотрим различные формы активного взаимодействия между родителями и образовательными учреждениями.
Участие в учебном процессе.
Посещение уроков: Родители могут присутствовать на уроках, чтобы увидеть, как проходят занятия, какие методы использует учитель и как ребенок взаимодействует с материалом [8]
Участие в проектах и мероприятиях: Родители могут участвовать в проектах, поддерживать школьные мероприятия, например, театральные постановки, спортивные соревнования [8]
Совместная работа над домашними заданиями: Родители могут помогать ребенку с домашними заданиями, но не делать их за него, а направлять его мышление и помогать в понимании материала.
Организация кружков и секций: Родители могут организовать кружки и секции по интересам ребенка, что позволит ему развивать свои таланты и интересы [8]
Коммуникация с учителями.
Регулярные консультации: Родители могут периодически встречаться с педагогами, чтобы обсудить учебные достижения ребенка, его поведение и возникающие у него трудности [8,9]
Применение цифровых технологий: Использование интернет-платформ и мобильных приложений для оповещения родителей о процессе обучения, домашних заданиях и достижениях детей [8,9]
Встречи родителей: Сборы родителей предоставляют возможность обсудить с педагогами ключевые вопросы, касающиеся образования детей [8,9]
Лекции и мастер-классы: Приглашение экспертов для проведения лекций на темы, связанные с воспитанием и образовательными вопросами, что может помочь родителям лучше разобраться, как поддерживать своих детей в учебном процессе [8,9]
Создание единой образовательной среды.
Создание семейной библиотеки: Родители могут создать в доме семейную библиотеку с книгами, которые будут интересны ребенку и помогут ему в обучении. Родители могут выбирать литературу, соответствующую интересам и возрасту ребенка, включая сказки, энциклопедии и развивающие книги. Уголок книг можно оформить ярко и привлекательно, добавив удобные подушки или кресло для комфортного чтения. Регулярные чтения перед сном создадут особую атмосферу, укрепят доверие в отношениях и сделают процесс обучения интересным [4,10]
Создание домашнего музея: Родители могут создать в доме домашний музей с экспонатами, которые будут интересны ребенку и помогут ему в обучении. Экспонаты могут быть разнообразными: от коллекции камней и минералов до старинных монет или моделей животных. Такой музей поможет ребенку научиться анализировать и исследовать, а также станет прекрасной основой для уроков истории и биологии. Совместные экскурсии по домашнему музею могут стать веселым и познавательным занятием для всей семьи [4,10]
Совместные поездки и экскурсии: Родители могут брать ребенка с собой в поездки и на экскурсии, чтобы он мог увидеть мир и получить новые знания. Посещение музеев, выставок или исторических мест дает возможность увидеть предметы, о которых он читал в книгах. Знакомство с культурой других народов, их традициями и искусством обогатит жизнь ребенка и сделает его более открытым и восприимчивым к новому. Каждый такой опыт, полученный в путешествиях, станет незабываемым воспоминанием и заложит фундамент для дальнейшего развития личности [4,10]
Информационная поддержка.
Создание веб-сайта или блога: создание веб-сайта или блога предоставляет школе уникальную возможность централизовать информацию, доступную для родителей. Такой ресурс может включать разделы, посвященные учебным программам, расписанию мероприятий и важным объявлениям. Интерфейс может быть полезен и удобен, что позволит родителям легко находить необходимую информацию и быть в курсе всех школьных новостей. Это также станет платформой для взаимодействия между учителями, администрацией и семьей [4,5]
Использование социальных сетей: школа может создавать группы в популярных платформах, делясь обновлениями и фотографиями с мероприятий. Это не только позволяет родителям быть в курсе, но и вовлекает их в школьную жизнь, создавая чувство общности. Регулярные посты о достижениях учеников и акциях дополнительно способствуют формированию позитивного имиджа учебного заведения [4,5]
Рассылка информационных буклетов: это классический, но все еще актуальный способ донесения информации до родителей. Они могут включать важные датировки, особенности учебного процесса и советы по поддержке детей в учебе. Такие буклеты можно размещать как в цифровом формате, так и в бумажном, чтобы охватить разные аудитории и обеспечить доступность информации [4,5]
Психологическая поддержка.
Проведение родительских тренингов: школа может проводить родительские тренинги, чтобы помочь родителям лучше понимать своего ребенка и его потребности. В ходе таких тренингов родители получают информацию о психологических особенностях детей, их эмоциональных и социальных потребностях. Это знание позволяет родителям более глубоко понять поведение своих детей, научиться реагировать на трудности и создавать поддерживающую среду дома. Тренинги могут включать темы, такие как управление стрессом, эффективная коммуникация и способы стимулирования самостоятельности у детей, что, безусловно, способствует их гармоничному развитию [4,6]
Организация родительских групп: организация родительских групп предоставляет родителям уникальную возможность обмена опытом и поддержания друг друга. В таких группах родители могут делиться своими успешными практиками и обсуждать возникшие трудности. Социальная поддержка становится ключевым элементом, позволяющим родителям чувствовать себя менее одинокими в решении проблем, связанных с воспитанием. Формирование таких сообществ также способствует укреплению связей между семьями, что положительно сказывается на атмосферу в школе [4,6]
Заключение. Включение родителей в образовательный процесс через активные формы взаимодействия обогащает опыт как детей, так и учебного заведения. Это создает поддерживающую атмосферу и открытые отношения, что способствует более успешной адаптации и развитию детей в школе и обществе. Активные методы взаимодействия позволяют родителям не только следить за учебной деятельностью своего ребенка, но и становиться полноправными партнерами в его развитии. Повышение интереса родителей к образовательному процессу и их активное участие могут значительно увеличить мотивацию учащихся и улучшить общую атмосферу в школе. Более того, участие родителей в образовательном процессе — это не только помощь детям в учебе, но и ключевой аспект их личностного роста. Сотрудничество родителей и учителей формирует у ребенка положительное отношение к обучению, развивает его творческий потенциал и готовит к успешной жизни в современном обществе. Таким образом, синергия усилий родителей и педагогов создает надежный фундамент для гармоничного развития будущих поколений.
Список литературы:
Бондаренко, Н. А. Взаимодействие семьи и школы: теоретические аспекты. – М.: Просвещение, 2018. – 184 с.
Гончарова, Т. В. Роль родителей в образовательном процессе. – СПб.: Речь, 2020. – 220 с.
Долгова, И. И. Формы активности родителей в школе. – Ярославль: Арис, 2019. – 156 с.
Жукова, М. С. Партнёрство семьи и школы: практическое руководство. – Тверь: Тверской университет, 2022. – 240 с.
Иванова, С. Д. Эффективные способы взаимодействия с родителями. – Уфа: Башкирский университет, 2021. – 208 с.
Кузнецова, А. В. Влияние активного взаимодействия с родителями на успеваемость. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 172 с.
Никитина, Т. Г. Психология сотрудничества семьи и школы. – Пермь: Пермский университет, 2019. – 229 с.
Петренко, Н. С. Инновационные методы вовлечения родителей в учебный процесс. – Белгород: БелГУ, 2021. – 175 с.
Сидорова, Л. Г. Роль родительских собраний в образовании. – Владивосток: ДВФУ, 2018. – 160 с.
Фролова, М. В. Активное участие родителей в образовательной среде. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 147 с.