kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательные и развивающие возможности учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о воспитательных и развивающих возможностях исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные и развивающие возможности учебно-исследовательской деятельности обучающихся.»

Воспитательные и развивающие возможности учебно-исследовательской деятельности обучающихся.



Условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Поэтому в основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Технология системно-деятельностного подхода способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [1, с.1].

Так как же необходимо организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода, который предполагает организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности. [2, с.1].

В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как:

- обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций;

- формируют активность и целенаправленность мышления;

- развивают гибкость мышления;

- формируют культуру логических рассуждений.

В исследовательской деятельности развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки:

  1. Умение видеть проблему.

  2. Выдвигать гипотезу.

  3. Задавать вопросы.

  4. Давать определения понятиям.

  5. Проводить наблюдения и эксперименты.

  6. Делать выводы и умозаключения.

  7. Классифицировать и структурировать материал.

  8. Работать с текстовой информацией.

  9. Доказывать и защищать свои идеи.

Во время исследовательской деятельности развиваются логическое мышление и творческие способности, наблюдательность и внимание, расширяется словарный запас и кругозор. В ходе выполнения исследования обучающиеся анализируют, обобщают и систематизируют полученную информацию. [3, с.114].

Кроме того, учебные исследования дают возможность воспитать познавательное отношение к действительности, так как они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.

Исследовательская деятельность способствует воспитанию таких качеств, как:

  • Целеустремленность (автор до конца довел свое исследование);

  • Серьезное отношение к своему выбору;

  • Трудолюбие и настойчивость;

  • Исследовательский стиль мышления;

  • Идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга;

  • Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;

  • Формирование системы ценностных ориентаций;

  • Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).

В процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности ребёнок становится открытым, социально активным, учится общению, что способствует развитию коммуникабельных способностей обучающихся.

Таким образом, воспитательные возможности учебно-исследовательской деятельности заключаются в воспитании нравственных качеств и формировании коммуникативных компетенций обучающихся. [4, с.7]

Рассмотрим на примере, какими развивающими и воспитательными возможностями обладает учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроке.

1.Урок литературного чтения. 4 класс.

Форма организации работы на уроке: групповая исследовательская деятельность.

Тема: «Козьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе народного ополчения»

Цель: Расширить знания детей о Минине и Пожарском.

Развивающие задачи:

  • Развитие умения выдвигать гипотезу, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  • Развитие умения доказывать и защищать свои идеи.

  • Развитие умения работать в группе.

  • Развитие речи и обогащение словарного запаса обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание нравственных качеств личности.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма.

  • Воспитание познавательного отношения к действительности.

  • Формирование коммуникативных компетенций: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Учебно-исследовательская деятельность начинается в начале урока на Стадии вызова, когда предъявляются два портрета неизвестных мужчин. Происходит выявление предварительного впечатления, основанного на портретах:

- Что вы можете рассказать об этих людях? Обучающиеся должны предположить, когда жили эти люди, чем занимались, какого они возраста...

На стадии Групповой мозговой атаки обучающиеся выясняют, что они знают или думают, что знают об этих людях.

Далее обучающиеся отвечают на вопросы:

- Что бы вы еще хотели узнать об этих людях?

- Где вы можете получить эту информацию?

После чего организуется исследовательская деятельность с целью нахождения ответов на поставленные вопросы.

На стадии рефлексии обучающиеся делают вывод, что же объединяет людей, изображенных на портретах, составляют кластеры о каждом герое и пишут синквейн.

Выше было описано применение учебно-исследовательской деятельности на уроке. Ниже будет рассказано о воспитательных и развивающих возможностях учебно-исследовательской деятельности вне урока при написании научно-исследовательских работ.

После проведённого урока литературного чтения один из учеников 4 класса заинтересовался судьбой Кузьмы Минина и выполнил научно-исследовательскую работу по теме «Кузьма Минин – русский национальный герой». После классного часа, проведённого в том же классе, по теме «Дети и деньги» другой ученик провел исследование «Отношение к карманным деньгам детей и родителей», которое отразилось в одноимённой научно-исследовательской работе. При написании этих работ мальчики выдвинули гипотезу по своей теме, изучили необходимую литературу, проанализировали, структурировали и обобщили найденную информацию, провели исследование в виде анкетирования среди одноклассников и их родителей, обработали полученные данные, представили их в виде таблиц и диаграмм, сделали выводы, подготовили презентации своих работ для защиты на школьном и районном НОУ.

На мой взгляд, написание таких работ способствует воспитанию чувства собственной значимости, развитию самостоятельности обучающихся, коммуникативных и коммуникабельных способностей, развитию самореализации личности. А главное, приобретаются навыки исследовательской деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни, например во время учёбы в вузе.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: учебно-исследовательская деятельность - это эффективное средство развития и воспитания обучающихся, формирования их исследовательской и коммуникативной культуры, которая является необходимым условием формирования универсальных учебных действий.








Список литературы:

1.Бастракова Н. В. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как средство, обеспечивающее системно-деятельностный подход в рамках ФГОС НОО. 86sch4-sov.edusite.ru/DswMedia/seminarfgos-issledovanie

2. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся

в процессе изучения математики. Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2007 ▪ www.omsk.edu

3.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012.

4.Меренкова О.Ю.Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боброва Ирина Владимировна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства