«Воспитание этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Воспитание этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности ( доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблема этического воспитания связана с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия.
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять,
какое будущее мы себе готовим.
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность» »
«Воспитание этических основ личности
ребенка дошкольного возраста
через театрализованную деятельность»
Опыт работы
Датхужевой Эммы Казбековны
воспитателя
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9» г.Майкоп
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.
Поэтому, с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий.
Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности ( доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблема этического воспитания связана с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия.
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять,
какое будущее мы себе готовим.
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки нравственности».
Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является приобщение ребенка к миру социальной действительности.
Отсутствие социального опыта у детей дошкольного возраста (несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных жизненных ситуациях, незнание формул речевого этикета) давно тревожат педагогов и родителей.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители.
Так определилась цель реализации данного опыта: формирование гуманных качеств личности дошкольника через приобщение ребенка к миру театра.
Для решения поставленной цели и был разработан творческий проект «Путешествие в сказку», который определил систему воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту детей, которые способствуют формированию этических представлений через театрализованную деятельность.
Условия возникновения опыта.
В настоящее время этическое воспитание ребенка не представлено самостоятельным содержанием в образовательных программах.
Этическое воспитание ребенка, в существующих образовательных программах, связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, нравственного и других направлений развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника.
Изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 75 до 88% родителей, как никогда раньше, главной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться и вступать во взаимоотношения с другими детьми".
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной среде
Своеобразие и новизна опыта
Разработанный проект «Путешествие в сказку» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.
В работе:
- показано, что формирование этических основ личности у детей старшего
дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной театрализованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающими людьми;
- обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка на
этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;
- предложены для практического применения: мини-проекты, конспекты
непосредственно образовательной деятельности, тренинги, театрализованные представления, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения, дидактические принципы.
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.
Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.
Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
Дидактические принципы отражают:
- право ребенка познать то, что именно его привлекает в театрализованной деятельности;
- использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;
- совершенствование ребенка в выбранной им среде.
Наличие теоретической базы.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” /Б.М.Теплов/.
По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева « Игра-драматизация - это уже своеобразная предэтическая деятельность. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к этике поведения с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».
Например, В.Г.Маралов и Л.П.Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут «Широкие возможности имеет театр, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев - это дает возможность зафиксировать в сознании моральные формы поведения»
Психологической методологией представленного опыта являются теоретические положения о развитии личности известного детского психолога Н.Н.Поддьяковой «Яркие положительные эмоции дети получают в театре. Иначе говоря, именно театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Ведущая педагогическая идея.
Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одним из главных средств решения воспитательных задач заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Но как перенести детскую игру на сцену. Такое возможно только в Театре… Театр! – это всегда сказка, чудо, волшебство. Поэтому роль театра в этическом воспитании ребенка - дошкольника очень важна.
Театр – это средство этического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют этическую направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.
Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.
В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия.
Именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять свои поведением, что кроме психотерапевтического эффекта, составляет из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В процессе театрализованной деятельности, у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность , сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживаниию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Оптимальность и эффективность средств.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Данный проект направлен на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения через театрализованную деятельность.
Проект позволяет приобщить детей к миру театра, помогает войти в мир прекрасного, способствует формированию способностей – как познавательных, так и нравственных
Представленный инновационный проект вызывает интерес у педагогов в области воспитания у дошкольников гуманных чувств: сопереживания, сострадания, сочувствия, милосердия, доброжелательности и последующей социализации ребенка в обществе.
Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для этического воспитания, в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, вследствие этого педагог создает все необходимые условия, профессионально строит методику своей работы.
Считаю, что наибольший эффект достигается, когда театрализованная деятельность используется во время организации и проведения различных видов детской деятельности. Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Данный подход, по моему мнению, способствует обеспечению успешной социализации детей на пороге школы и способствует решению основных задач по формированию этических норм поведения и общения:
Задачи
Пути решения
1.Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам, нормам поведения, развивать уверенность в себе, уметь оценивать себя со стороны
Через самовыражение в активном действии
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д ).
Развивать речевые и исполнительские способности
Через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиции, исполнение пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов.
Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.
Учить понимать эмоции других и замещать негативные эмоции на положительные
Через адекватную эмоциональную оценку собственного негативного опыта в действии и слове.
Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Через собственный опыт
Создавать словесные и двигательные фантазии по музыкальным композициям.
Через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, музыкальных композиций.
Воспитывать гуманные чувства. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей в кукольных и драматических спектаклях
Через собственный опыт и самостоятельную оценку действий персонажей
Работу со сказкой я связываю и с другими видами деятельности. Это рисуем любимых героев или отдельных сюжетов из сказок; в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто дети получают домашние задания, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Воспитание этических норм и правил в процессе театрализованной деятельности эффективно при использовании специальных технологий, которые направлены на развитие личности ребенка в целом и способствуют успешной его адаптации в любой социальной среде.
Задача взрослых:
- познакомить детей с миром театра, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;
- развивать личностные качества ребенка посредством театрализованной деятельности
Результативность опыта.
Системная организация работы по проекту «Путешествие в сказку», привела к достижению максимально-возможных результатов:
- у детей появилась уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением;
- сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень этического воспитания дошкольников.
Опыт работы представлен мини-проектом «Путешествие в сказку», конспектами непосредственной образовательной деятельности, викториной «В мире сказок», развлечением; консультациями родителям, детскими рисунками, данными мониторинга развития дошкольников.
Адресная направленность.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели детского сада.