Военно-патриотическое воспитание в аспекте формирования гражданской позиции у молодежи.
Военно-патриотическое воспитание в аспекте формирования гражданской позиции у молодежи.
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическое воспитание в аспекте формирования гражданской позиции у молодежи.»
Военно-патриотическое воспитание
в аспекте формирования гражданской позиции у молодежи.
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Формирование и развитие патриотических чувств – важнейшая составляющая процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В важнейших законодательных актах, документах Правительства, принятых в последние годы, чётко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотического воспитания молодёжи, в совокупности своей характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов Родины, готовых к защите Отечества. Эти задачи, поставленные, в том числе и перед школой, весьма сложные и ответственные.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе «Концепция модернизации Российского образования». Приобщение детей к Государственной символике РФ — одна из приоритетных задач, что нашло свое отражение и в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста». В частности, в Программе говорится: «Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гимну, гербу».
Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с флагом, гербом, гимном. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ — дело непростое даже для взрослых. Поэтому необходимы дополнительные занятия для подготовки школьников к знакомству с понятиями Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. В результате обобщения и систематизации опыта появился цикл занятий по данной теме, названный «Какого цвета Родина?».
Военно-патриотическое воспитание – многогранный процесс, и решать его надо комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Для усиленной подготовки именно к военной службе, необходима непосредственная военно-патриотическая деятельность школьников, в процессе которой у них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному процессу. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учатся любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе. Пусть дети примеряют к себе качества замечательных людей.
Большое значение имеют предметы гуманитарного цикла. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ.
При подборе литературных произведений нужно учитывать их соответствие целям и психологическим особенностям ребят. Художественные произведения должны формировать бережное отношение к прошлым заслугам воинов-ветеранов ВОВ, заставить задуматься о таких понятиях, как Отечество, защитник Отечества.
Чтение и анализ произведений военной тематики мы стараемся завершить внеклассным чтением, экскурсией в исторический музей, просмотром фильмов, которые еще раз дают школьникам возможность прочувствовать героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных военных лет.
Очень важно, чтобы военно-патриотическое воспитание школьников происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы, это позволит направить инициативу учеников, поможет увязать полученные ими теоретические знания с практикой. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по двум направлениям:
1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим датам.
2. Военно-спортивные игры.
Из большого количества средств и форм военно-патриотической работы в работе с классом использую следующие (при этом отборе учитываются интересы детского коллектива):
1. Организация бесед, докладов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге, военных профессиях на уроках русского языка, литературы.
2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.
3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны.
4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных своими руками; выступления участников школьной самодеятельности перед ветеранами.
5. Проведение школьного конкурса на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этих дней не смолкнет слава», «Есть много стран на свете, но Родина – одна», «Место подвигу есть всегда». Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.
Мероприятия, проводимые в школе, воспитывают в учащихся чувство милосердия, доброты, ответственности. Формируют общечеловеческие нормы нравственности, являющиеся важнейшим этапом становления гражданственности. Патриотические мероприятия помогают пережить и осмыслить трудные моменты истории.
Патриотическое сознание граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно–нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой. В процессе воспитания необходимо направить все усилия на то, чтобы каждый учащийся понимал, что безопасность Родины обеспечивается и их личным участием в подготовке к защите Родины. Поколение, которому предстоит пополнить ряды защитников Родины, должно чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества.