Тема: «Природа Севера. Олень».
Цели занятия:
уточнить знания детей о северном олене; развивать умения находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания ;
продолжать знакомить детей с играми Народов Севера, развивать ловкость, меткость в игре;
воспитывать умение слушать друг друга, дополнять высказываниями; развивать чувство юмора.
Оборудование:
Презентация по теме
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II.Объявление темы и цели занятия.
Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом распространенном жителе тундры. Я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный: (олень).
Конечно, вы без труда узнали. Да, сегодня мы будем говорить об оленях!(слайд)
Давайте вспомним, ребята, что мы знаем о климате Чукотки (слайды)
Кто ответит: где и как живут олени, чем питаются? Что спасает оленей от морозов?
Предполагаемые ответы детей: олени живут в тундре, в стадах; питаются мхом, лишайником; от морозов их спасает теплая густая шерсть.
III.Работа по теме.
Учитель: Вы правы, ребята. Олени передвигаются по тундре большими стадами. У всех оленей ветвистые рога, которые они ежегодно сбрасывают. Кроме мха и лишайника олени любят полакомиться грибами, ягодой, листьями кустарников. А кто из вас знает, какие звуки издают олени? (Дети предполагают). К сожалению, природа обделила голосом северного оленя. Поэтому олени чаще всего молчат, и только очень редко издают звуки. (слушаем голос оленя)
Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение северного оленя. (слайд)
Учитель: Итак, мы с вами сказали, что у оленя большие ветвистые рога, теплая шерсть, коротенький хвост. А на какое животное, обитающее в лесу, очень похож олень? (На лося). Раз эти животные имеют много общего друг с другом, почему же тогда лось не живет в тундре? (Дети предполагают). Так вот, есть между этими двумя животными одно очень интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта! (слайды)
Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы олень не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).
Дети делают вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.
Учитель: Теперь мы знаем, зачем оленю широкие копыта. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень. (слайд)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему коренные жители Севера приручили к себе оленя?
Предполагаемые ответы детей: олени перевозят людей; из оленьей шкуры они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы; оленье мясо и молоко употребляют в пищу.
Учитель: (слайд) С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Детей учат этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных северных игр "Ловля оленей".
IV.Физкультминутка.
Ловля оленей
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
V.Продолжение работы по теме.
Учитель: Ребята, помните, я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на севере. (Перечисляют - морошка, голубика, черника, брусника, клюква). Отгадайте-ка загадки об этих ягодах и увидите отгадку (слайд).
1. Ягодка - фонарик.
Сладостью одарит.
Осень подоспела,
Ягода поспела.
Спелая крошка-
Желтая сережка.
Морошка - оранжевая ягодка, состоит как бы из долек, в каждой дольке - косточка.
2. Под листиком на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот.
Голубика - сладкая, темно-синего цвета, на кустике ее очень много.
3. Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем.
А сами кусточки не выше кочки.
Брусника - кисло-сладкая, красная; вечно зеленое растение, листики остаются зелеными и под снегом.
Учитель: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.
VI.Итог занятия.
- Ребята, о каком животном тундры мы с вами сегодня говорили?
- Что нового вы о нём узнали?
- Нарисуйте оленя, как вы его запомнили.