Внеклассное мероприятие "Собирал человек слова", посвящённое жизни и творчеству В.И. Даля
Внеклассное мероприятие "Собирал человек слова", посвящённое жизни и творчеству В.И. Даля
Цель: Приобщить учащихся к творческой деятельности выдающегося земляка «Казака Луганского», показать его вклад в лексикологию, дать представление о культурной жизни той эпохи, когда жил В.И.Даль. Воспитывать гордость за свою Родину, за Украину.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Собирал человек слова", посвящённое жизни и творчеству В.И. Даля»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Интерактивный калейдоскоп с элементами игры
«Собирал человек слова» на материале жизни
и творчества Владимира Ивановича Даля
Подготовила и провела
учитель начальных классов,
специалист высшей категории,
«Учитель-методист»
ОБЕРЕМКО
Ирина Владимировна
г. Луганск
Цель: Приобщить учащихся к творческой деятельности выдающегося земляка «Казака Луганского», показать его вклад в лексикологию, дать представление о культурной жизни той эпохи, когда жилВ.И.Даль.
Воспитывать гордостьза свою Родину, за Украину.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение.
Ход урока
1. Вступительное слово.
Ведущий 1.
Внимание! Внимание! Сенсация!
На творчество Даля ориентация.
Калейдоскоп его жизни уникальный.
Результат творчества оригинальный.
Ведущий 2.
Владимир Иванович край Луганский прославил,
Он толковый словарь составил.
«Нет равных его словарю!»…
Я уверенно об этом говорю.
Ведущий 1.
Был псевдоним у Даля, как мы узнали,
Казак Луганский его величали.
Собрал человек слова…
О них поведал сполна.
Учитель.
В классе мы общество далеведов создали.
Хотим, чтоб ребята вам все рассказали.
ІІ. Презентация биографии В.И.Даля
Событий¸ умений, наград и трудов столько, что хватило бы на три жизни.
- Почему это стало возможным. Еще в молодости Даль поставил цель основательно учиться, чтобы быть на свете полезным человеком.
ІІІ. Защита проекта учащимися.
Первая группа далеведов названа «Слова».
Девиз группы: «Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь».
Ученик.
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события, печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века, вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я.Маршак
Ученик.
Мы работаем над темой «Слова в словаре В.И.Даля». В нем собрано 200 000 слов. А назван словарь «Толковым» потому, что автор его дает не только перевод, заменяя одно слово другим, но толкует, объясняет подробно значенияслов и понятий.
Учитель.
Слово, словарь, словник, сборник слов, речник…, толкует, подбирая однокоренные слова и синонимы.
- Что означает слово бинокль?
(Ответ. Бинокль – двойная зрительная трубка.)
Учитель.
- А как Даль объясняет значение слова маска?
(Ответ. Маска – личина, накладная рожа.)
Ученик.
- Знаете ли вы, кого в старину называли «двоечниками»?
(Оказывается , двойняшек).
- Знаете ли вы, как появилось выражение «Дело в шляпе»?
(Ответ. В старину гонцы, доставлявшие почту, чтоб не быть ограбленными, зашивали под подкладку шапки важные документы, «дела». От этой традиции произошло выражение «Все дело в шляпе».)
Учитель.
Разве не интересно знать старинные названия частей тела и лица: варя, очи, чело, стан, предметы одежды: зипун, кафтан, армяк.
Вторая группа представляет «Пословицы».
Ее девиз: «Пословица недаром молвится».
Тема исследования «Пословицы в словаре В.И.Даля»
Даля называли опытным, бывалым, много на своем веку повидавшим.
Пословицы о людях бывалых:
Жизнь дана… на добрые дела.
Уменье пить - есть не просит, а само… кормит.
Не спрашивай старого, а спрашивай… бывалого.
Дерево смотри в плодах, а человека… в делах.
Не силой берут, а… уменьем.
Учитель.
Дороже золота были для Даля его слова. Послушайте эпизод из жизни.
И на войне не забывал:
Всегда словечки собирал.
В толпе солдат время часто проводил,
Чтоб бывалый человек словечком удивил.
Записей со словами так много оказалось,
Что Далю ничего не оставалось,
Как верблюда для себя канючить,
Чтоб его тюками с тетрадями навьючить.
Однажды верблюд в плен попал,
Даль очень горевал, что его труд пропал.
Но солдаты верблюда от врага отбили
И хозяину поклажу возвратили.
На тетради противник не позарился
И верблюд восвояси отправился.
Был очень доволен Даль:
Отступила сразу его печаль.
Учитель.
А давайте поиграем, к пословицам продолжение подбираем...
Кто словом скор, тот ... (в деле не спор).
Ласковое слово - что ... (великий день).
Выпустил словечко - не догонишь ...(и на крылечке).
Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь).
Третья группа представляет «Сказки»
Девиз группы: Сказка ложь - да в ней намек» -
Добрым молодцам урок»
Тема исследования «Сказки В.И.Даля».
Судьба не раз забрасывала В.И.Даля в крестьянские избы, где он слушал рассказы, прибаутки, докучные сказки.
Учитель.
Внуки просили бабушку рассказать сказку.
«Нету у меня сказок. Приходил дед Овес, он все сказки унес».
Ученик.
Жили - были два гуся, вот и сказочка вся.
Ученик. Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася - вот исказка вся.
Учитель.
Творческие гркппы не все представили.
Самое интересное на закуску оставили.
А нам пора отдохнуть,
Потянуться, хохотнуть.
Повернуть варец (лицом) назад.
Вернуться в исходное положение.
Повести очами влево -
Задержать взор.
Повести очами вправо =
Задержать взор.
Подвести очи к челу (чело - лоб).
Сомкнули вежды (веки).
Открыли очи. Хорошо.
Рукина рамена (пояс).
Вращаем выей влево-вправо, влево-вправо.
Руки на рамена.
Десницу вверх, шунцу вверх.
Два хлопка.
Десницу на пояс.
Шуицу на пояяс.
Молодцы!
Скороговорки.
Девиз. Быстро и правильно
Читай и повторяй!
Результаты исследований: «Скороговорки из сокровищницы В.И.Даля.
Хохлатые хохотушки, хохотали ха-ха-ха-ха.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку..
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Сыворотка из-под простокваши.
От топота копыт пыль по полю летит.
Летят три пичужки через три избушки
Учитель.
Настоящим кладом для Владимира Ивановича Даля была ярмарка. Представляете себе ярморочную площадь? Кричит, разговаривает, поет, торгуется ярмарка. И каждый вечер приносит Даль домой несметные сокровища, за которые не берут на ярмарке денег, - только подбирай слова, пословицы, песни, прибаутки, игры.
Даль очень любил сказки, сам сочинял их.
Участников в зрительный зал приглашаем,
Сказку посмотреть вам предлагаем.
Инсценировка сказки В.И.Даля «Война грибов и ягод».
Учитель.
«Докажи словечко» - суперигра.
Разобраться настала пора.
Кто всех вниманием удивит,
Кто в игре сей победит.
Чем не боевие устроил гриб ... (боровик).
«Старые старушки», - назвались ...(волнушки).
Не оставили и сморчки, сказав, что они ...(старички).
Что ножки очень тонки, дружно кричали ...(опенки).
Грузди - братья дружные...
Кому стали нужные?
( Тетке Варваре - широкие карманы ).
Учитель.
Грибам ягоды лишними показались,
Но их мысли ошибкой оказались.
Потому что всему свое время ...
- Как думаете?
«Усвоило это грибное племя?» ( Да...)
Всё и все на свете ... нужны
Вы это, дети запомнить должны!
Видеосказка «Старик - годовик»
Учитель.
Что за птицы вылетали из рукава старика-говика первый раз?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.)
Что произошло в природе? (Холод, мороз.)
Назвать вторую тройку птиц.(Весенние месяцы:март,апрель,май)
Что произошло в пр ироде с прилетом этих птиц?
(Снег стал таять, на полях появились цветы.)
Какая третья тройка птиц прилетела?
(Летние месяцы: июнь, июль, август.)
Что принесли эти птицы?
(Стало жарко, душно, знойно, старики стали жать рожь.)
(По четыре крыла. В месяце приблизительно четыре недели.)
Что значит,что у каждого пера одна половина белая,а другая - черная? (День и ночь.)
Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
(Лето)
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
В наряд белоснежный оделись сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
И птицы пропели:»Вить гнезда пора!»
(Весна)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолицы.
Как мазнула рукавом, все покрылось серебром.
(Зима)
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятали их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
Игра «Чего не бывает?»
Прочитать описание времен года. Найти предложения, которые не относятся к данному времени года: «Чего не бывает?»
Весна
Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела лисьва.Птицы готовятся к перелету на юг.. Скоро выбросят первые сережки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.
Лето
Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июне на лугу идет сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. Птицы начинают вить гнезда.
Осень
Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. по небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчелы. Весело распевают птицы.
Только ветер шуршит сухими листьями.
Презентация «Загадки В.И.Даля» (1801 - 1872 гг.)
Учитель.
В.И.Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором содержится толкование 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок.
День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет.
(Свеча, лампочка, дневной свет.)
Но давайте попробуем!
Красненьки сапожки в земельке лежат!
(Свекла)
Полно корыто народу намыто.
(Огурец)
Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
Кто ни взглянет, тот заплачет!
(Лук)
- А кто знает современную загадку о луке?
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Стоит Антошка на одной ножке. Шапка без головы, нога без сапога.
(Гриб) (Гриб)
Скоро ест и мелко жует, сама Ела - ела дуб - дуб,
Не глотает и другим не дает. Поломала зуб - зуб.
(Пила) (Пила)
Приложение (карточка)
«Загадка - уму зарядка»
Ни вода, ни сушани на лодке не проплывешь, ни пешком не
пройдешь.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет,а идет, глаз нет, а плачет.
Что было вчера и будет завтра?
Без ног бежит 0 не догонишь, без крыльев летит - не поймаешь.
Кверху дном - полная, книзу днои - пустая.
Не видно ее, не слышно ее, а стоит заговорить о ней - она исчезнет
Сколько мудрости в загадках и сказках скрыто!
Сколько слов Далем открыто!
И преданья старины забывать не должны.
О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа.