Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"
Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"
Формировать у детей представление о многообразии существующих видов народных ремёсел на территории Курской области.Вызвать интерес к истории отечественной художественной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова»
г. Курска
Мастер-класс
«Славится умельцами земля Курская !»
Подготовили:
Ветрова Нина Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Курск 2022
Цель: формировать у детей представления о многообразии существующих видов народных ремесел на территории Курской области, вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры;
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
изучение народных ремёсел;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
формирование толерантности и толерантного поведения;
формирование экологической культуры;
воспитание любви и уважения к народному промыслу и ремеслам.
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Материалы к занятию: предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выполненные из различных материалов
Планируемые результаты:
— личностные
приобщение к русской культуре;
привитие интереса к изучению ремесел;
профориентация
— метапредметные
развитие нравственно – эстетического чувства;
развитие художественного воображения;
принятие и осмысление информации в разных формах народной культуры
— предметные
знание о народно-художественных промыслах Курского края,
знания об истории возникновения, художественных и культурных особенностях;
1.Оргмомент.
2.Учитель.
Ребята, на каждом занятии по Курсковедению мы открываем новые странички истории нашей малой родины. И сегодня мы снова узнаем что-то новое, обобщим полученные знания, сделаем выводы. Вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
Выберите лидера группы.
Лидер сможет распределить задания. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.
3.
У вас на столах лежат файлы. Откройте файл №1 и, работая в группах,
выполните задание, озвучивать его я не стану, думаю вы догадаетесь сами.
-Как можно назвать одним словом все то, о чем сейчас говорили представители групп?
-Верно. Это символы, традиционные символы государства, они есть у каждой страны, города.
-Ребята, еще есть понятие «нетрадиционные символы». У России это какие символы? (береза, медведь, матрешки)
-Давайте, я вам помогу. Отгадайте загадки.
Есть деревья-доктора, В них полным-полно добра. Это дерево весною Соком поит нас с тобою, Лечит листьями болезни, Почки дерева полезны. Из обычной бересты Можешь сделать короб ты. (Берёза)
В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там — крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. (Матрешка)
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)
-Вспомните, по каким нетрадиционным символам можно узнать Курскую область? Чем славится наша Курская область?
Сегодня мы с вами откроем еще одну тайну нашей губернии. Она славится не только архитектурой, людьми, а еще славится своими ремеслами.
-А что такое ремесло?
-Какое определение дает словарь В.И. Даля и Ожегова? . (Работа со словарями)
Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.
Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом.
4. Введение в тему.
Найдите закономерность и расшифруйте название ремесел, которые существовали в Курской губернии?
бонГОНплевыдартеЧАРшивНОЕкаствоние
Учитель.
(Рассказ в каких уездах наиболее развиты были ремесла)
Мастера плетения из растительных материалов были в каждом районе области. Некоторые из них мастерили только простейшую утварь для дома (корзинки, лукошки), другие – сложнейшую мебель. Мастера Глушковского, Кореневского районов, Железногорска, Курска и Курчатова. .
Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Первое письменное упоминание о Суджанских гончарах относиться к 17 веку, а расцвет гончарства произошел в 19 веке. Есть сведения, что в это время на Парижской выставке гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль.
В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края: в Судже – центр ремесел и промыслов, под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева, в Глушково - Центр художественных промыслов.
Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговсого уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой.
А ещё ткачество как кустарный промысел, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п.
Ковроткачество – изготовление ковров вручную или машинами. Для Курской области традиционны гладкие шерстяные ковры-гобелены с характерным орнаментом, пышными букетами и гирляндами садовых или полевых цветов на черном или цветном фоне ( иллюстрация ковра).
В нашем Курском крае ковры ткут в Фатежском, Щигровском, Суджанском районах, где их начали ткать еще 200 лет тому назад.
В местном краеведческом музее, до наших дней дожили полотна Суджанских ковров 19 века.
В 1937 году суджанские ковры едут на Всемирную Парижскую выставку, через год на Нью-Йоркскую. Они имели успех – в Брюсселе и Монреале.
-Какое слово вам незнакомо?
-Что означает это слово?
-Прочитайте в словаре. (Работа со словарями)
(Информация учителя)
Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.
Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х – ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям – клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней.
-Какие предметы быта кроме бочек еще изготавливали?
Ответ вы найдете в произведениях К. И. Чуковского и А С Пушкина. Возьмите файл №2
(раздать детям)
К.И. Чуковский «Мойдодыр»
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
- И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось».
-Озвучьте ,пожалуйста.
-Я предлагаю посмотреть на предметы быта.
Презентация
-Предположите, что это за посуда? Можете работать со словарями и с раздаточным материалом.
Кадушка — кадь или кадка — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами.
Бо́чка — это тара цилиндрической или другой формы, который можно перекатывать (в отличие от кадки) с одного места на другое и ставить на торцы без дополнительных опор, предназначенный для транспортировки и хранения жидких и других веществ]. Бочки бывают различной формы, но обычно основание, верх и разрез центральной части бочки имеют форму окружности, при этом диаметр центральной части может быть немного больше диаметров основания и верха.
Лохань- деревянная клепочная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (для мытья посуды, стирки белья)
Ушат-большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками - ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения
Коры́то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное.
-А какой товар у мастеров деревообработки пользовался наибольшим спросом?
Прочитайте на стр.58
Учитель.
В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии - села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода - ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы - особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением - производством водки.
-А лёгок ли труд бондаря?
-Любое ли дерево можно использовать для этого ремесла?
Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных — сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.
Дуб-это самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек.
Из дубовых клёпок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, помидоров, для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство — она ускоряет закваску теста.
Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед — в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина — прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков.
5 . Практическая работа учащихся.
-Давайте попробуем сегодня на уроке побыть бондарями и сделаем кадку. Нам потребуетсябаночка, клей -карандаш, палочки для мороженного или части деревянных прищепок, пеньковая нить (шпагат). Вам помогут в работе иллюстрации в ваших тетрадях.
-Работать вы будете в парах. Приступайте.
- А помните у Джанни Родари есть стихотворение «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой.
Мимо столярной Идёшь мастерской, — Стружкою пахнет И свежей доской.
-Я думаю, что запах дерева сейчас наполнил наш класс.
-Вы завершили работу.
6. Театрализованное представление (ярмарка)
В начале XX века в крае стала развиваться торговля.
-Где ремесленник мог продать свой товар? ( На ярмарке, базаре).
На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать).
Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
Приходи, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет,
Вот ремесленник трудяга,
Свой товар доставил вам
Он его не продает, а даром отдает
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. -
6.Рефлексия.
- Сейчас каждый оценит свою активность, увлекательность и полезность нашего занятия.
-Вы по кругу выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
7.Итог занятия.
Наше занятие хочу закончить стихотворением:
Времена теперь другие
Как и мысли, и дела Далеко ушла Россия, от страны какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережёт,
А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине – слава нашей стороне!