kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей представление о многообразии существующих видов народных ремёсел на территории Курской области.Вызвать интерес к истории отечественной художественной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова»

г. Курска








Мастер-класс

«Славится умельцами земля Курская !»
















Подготовили:

Ветрова Нина Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории





Курск 2022

Цель:  формировать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных ремесел  на территории Курской области, вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры;

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;

  • изучение народных ремёсел;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;

  • формирование толерантности и толерантного поведения;

  • формирование экологической культуры;

  • воспитание любви и уважения к народному промыслу и ремеслам.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Материалы к занятию: предметы декоративно-прикладного искусства  и народных промыслов, выполненные из различных материалов

Планируемые результаты:

— личностные

приобщение к русской культуре;

привитие интереса к изучению ремесел;

профориентация

— метапредметные

развитие нравственно – эстетического чувства;

развитие художественного воображения;

принятие и осмысление информации в разных формах народной культуры

— предметные

знание о народно-художественных промыслах Курского края,

знания об истории возникновения, художественных и культурных особенностях;



1.Оргмомент.

2.Учитель.

Ребята, на каждом занятии по Курсковедению мы открываем новые странички истории нашей малой родины. И сегодня мы снова узнаем что-то новое, обобщим полученные знания, сделаем выводы. Вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

  1. Выберите лидера группы.

Лидер сможет распределить задания. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.


3.

У вас на столах лежат файлы. Откройте файл №1 и, работая в группах,

выполните задание, озвучивать его я не стану, думаю вы догадаетесь сами. 


(1 группа- флаги; 2 группа-гербы; 3 группа-гимны).


- Представьте результаты вашей работы.

-Как можно назвать одним словом все то, о чем сейчас говорили представители групп?

-Верно. Это символы, традиционные символы государства, они есть у каждой страны, города.


-Ребята, еще есть понятие «нетрадиционные символы». У России это какие символы? (береза, медведь, матрешки)


-Давайте, я вам помогу. Отгадайте загадки.


Есть деревья-доктора,
В них полным-полно добра.
Это дерево весною
Соком поит нас с тобою,
Лечит листьями болезни,
Почки дерева полезны.
Из обычной бересты
Можешь сделать короб ты.
(Берёза)

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.
(Медведь)


-Вспомните, по каким нетрадиционным символам можно узнать Курскую область? Чем славится наша Курская область?

Сегодня мы с вами откроем еще одну тайну нашей губернии. Она славится не только архитектурой, людьми, а еще славится своими ремеслами.

-А что такое ремесло?

-Какое определение дает словарь В.И. Даля и Ожегова? . (Работа со словарями)


Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.

Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом.


4. Введение в тему.

Найдите закономерность и расшифруйте название ремесел, которые существовали в Курской губернии?


   бонГОНплевыдартеЧАРшивНОЕкаствоние


Учитель.

(Рассказ в каких уездах наиболее развиты были ремесла)

Мастера плетения из растительных материалов были в каждом районе области. Некоторые из них мастерили только простейшую утварь для дома (корзинки, лукошки), другие – сложнейшую мебель. Мастера Глушковского, Кореневского районов, Железногорска, Курска и Курчатова. .


Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Первое письменное упоминание о Суджанских гончарах относиться к 17 веку, а расцвет гончарства произошел в 19 веке. Есть сведения, что в это время на Парижской выставке гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль.

В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края: в Судже – центр ремесел и промыслов, под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева, в Глушково - Центр художественных промыслов.

 Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговсого уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой. 


А ещё ткачество как кустарный промысел, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п.

Ковроткачество – изготовление ковров вручную или машинами. Для Курской области традиционны гладкие шерстяные ковры-гобелены с характерным орнаментом, пышными букетами и гирляндами садовых или полевых цветов на черном или цветном фоне ( иллюстрация ковра).

 В нашем Курском крае ковры ткут в Фатежском, Щигровском, Суджанском районах, где их начали ткать еще 200 лет тому назад.

В местном краеведческом музее, до наших дней дожили полотна Суджанских ковров 19 века.

В 1937 году суджанские ковры едут на Всемирную Парижскую выставку, через год на Нью-Йоркскую. Они имели успех – в Брюсселе и Монреале.




-Какое слово вам незнакомо?

-Что означает это слово?

-Прочитайте в словаре. (Работа со словарями)


(Информация учителя)

Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.

Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х – ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям – клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней.


-Какие предметы быта кроме бочек еще изготавливали?

Ответ вы найдете в произведениях К. И. Чуковского и А С Пушкина. Возьмите файл №2

(раздать детям)


К.И. Чуковский «Мойдодыр»


Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

- И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –


Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».


-Озвучьте ,пожалуйста.

-Я предлагаю посмотреть на предметы быта.

Презентация

-Предположите, что это за посуда? Можете работать со словарями и с раздаточным материалом.


Кадушка — кадь или кадка — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами.

Бо́чка — это тара цилиндрической или другой формы, который можно перекатывать (в отличие от кадки) с одного места на другое и ставить на торцы без дополнительных опор, предназначенный для транспортировки и хранения жидких и других веществ]. Бочки бывают различной формы, но обычно основание, верх и разрез центральной части бочки имеют форму окружности, при этом диаметр центральной части может быть немного больше диаметров основания и верха.

Лохань- деревянная клепочная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей (для мытья посуды, стирки белья)

Ушат-большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками - ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения

Коры́то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное.


-А какой товар у мастеров деревообработки пользовался наибольшим спросом?

Прочитайте на стр.58

Учитель.

В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии - села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода - ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы - особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением - производством водки.


-А лёгок ли труд бондаря?


-Любое ли дерево можно использовать для этого ремесла?

Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных — сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.

Дуб-это самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек.

Из дубовых клёпок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, помидоров, для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство — она ускоряет закваску теста.


Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед — в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина — прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков. 


5 . Практическая работа учащихся.


-Давайте попробуем сегодня на уроке побыть бондарями и сделаем кадку. Нам потребуется баночка, клей -карандаш, палочки для мороженного или части деревянных прищепок, пеньковая нить (шпагат). Вам помогут в работе иллюстрации в ваших тетрадях.


-Работать вы будете в парах. Приступайте.


- А помните у Джанни Родари есть стихотворение «Чем пахнут ремесла»

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.


-Я думаю, что запах дерева сейчас наполнил наш класс.

-Вы завершили работу.


6. Театрализованное представление (ярмарка)

В начале XX века в крае стала развиваться торговля.


-Где ремесленник мог продать свой товар? ( На ярмарке, базаре).

На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.

Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать).


Посмотрим, кто лучше справится с заданием.

Приходи, честной народ,

                                             Всех вас ярмарка зовет,

                                             Вот ремесленник трудяга,

                                             Свой товар доставил вам

                                             Он его не продает, а даром отдает


Ну что ж, молодцы, хорошо справились. -


6.Рефлексия.

- Сейчас каждый оценит свою активность, увлекательность и полезность нашего занятия.

-Вы по кругу выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось …

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…


7.Итог занятия.

Наше занятие хочу закончить стихотворением:

Времена теперь другие

Как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт,

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине – слава нашей стороне!


- Спасибо за занятие! Здоровья вам и добра.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Внеурочное занятие "Славится мастерами земля Курская"

Автор: Ветрова Нина Ивановна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства