kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие "Развивайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Развивайка » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования. Имеет социально-педагогическую направленность.

Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Развивайка"»

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Развивайка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Имеет социально-педагогическую направленность.

Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыковучащихся.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Развивайка» разработано с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах.


Планируемые результаты курса

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания, которое включает:

  • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • развитие культуры межнационального общения;

  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

  • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:

  • формирование российской гражданской идентичности;

  • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

  • формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

  • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

  • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

  • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

4. Эстетического воспитания, которое предполагает:

  • приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  • приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

  • популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

  • сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

  • формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:

  • воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

  • формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

  • содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

7. Экологического воспитания, которое включает:

  • развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:

  • содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

  • создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

В том числе:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  • ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей;

  • стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • учиться планировать учебную деятельность;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий);

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на занятии и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметныерезультаты

Учащиеся должны уметь:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова;

  • отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник,

  • многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

  • заполнять магические квадраты размером 3×3;

  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Содержание программы

4 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности обучающихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки, схемы, чертежи.

Логически-поисковые задания (5 ч)

В 4 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из нескольких суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой и зрительной памяти (9 ч)

Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч). В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по функциональной грамотности. (5 ч)

Использование тренажёров по функциональной грамотности способствует развитию умений применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Выполняя задания тренажёров, обучающиеся расширяют кругозор, узнают много нового, проводят необычные опыты, учатся работать со словарями.

Материально- техническое

и учебно - методическое обеспечение рабочей программы

Методические пособия:

1.О.А.Холодова « Юным умникам и умницам ». Информатика, логика, математика.

Методическое пособие, 4 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.

2. Рабочая тетрадь ( 2 части), О.А.Холодова « Юным умникам и умницам ». Информатика, логика, математика. 4 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.

3. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно - развивающие упражнения для учащихся

1-4 классов.- М., 2010 г.

5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.2011г.

6.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» - М; Линка – пресс 2010 г.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.

В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г.

9. Тренажёры по функциональной грамотности для 4 класса..

10. Мультимедийные пособия: компьютер, экран, диски с записями заданий.

11. Методическое обеспечение : разработка занятий, наглядные пособия, подборка информационной и справочной литературы, кассеты с записями детской музыки и т.д. ,треугольники, разрезные карточки, книги серии «Развивающие игры», простой и цветной карандаши, краски, настольные игры, учебная доска.

































Тематическое планирование

4 класс (34 часа)


№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма

деятельности

Электронные

(цифровые)

образовательные ресурсы


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Тестирование.

interneturok.ru



Развитие концентрации внимания. Игры - головоломки. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры на развитие логического мышления

https://resh.edu.ru/



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Игры: «Внимание», «Зашифрованные слова», « Не верь своим глазам»

Игры на развитие внимания.

https://uchi.ru/



Тренировка слуховой памяти.

Игра «Первая-одинаковая».

Игры на развитие памяти.

videouroki.net



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра «Внимание», «Найди фигуру»

Игры на развитие памяти.

https://resh.edu.ru/



Развитие логического мышления. Игры – головоломки. Обучение поиску закономерностей.

Игры на развитие мышления.

mersibo.ru


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игры на развитие внимания, воображения, мышления.

https://uchi.ru/



Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра « Так же, как..», «Дочь, дядя»

Задачи и упражнения на развитие логического мышления, воображения, внимания.

mersibo.ru


Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций.

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

interneturok.ru



Тренировка внимания. Игра «Внимание». Развитие умения решать нестандартные задачи

Игры и упражнения на развитие внимания и мышления.

https://resh.edu.ru/



Тренировка слуховой памяти.

Игра «Закодированное слово»

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

https://uchi.ru/



Тренировка зрительной памяти. Игры: «Внимание», «Найди фигуру».

Игры на развитие памяти.

videouroki.net



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игры и упражнения на развитие мышления.

https://resh.edu.ru/



Совершенствование воображения. Игра «Фантазёр» Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения.

interneturok.ru



Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Зашифрованные слова».

Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения.

https://resh.edu.ru/



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Не верь глазам своим».

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

https://uchi.ru/



Тренировка внимания. Игра «Внимание». Развитие умения решать нестандартные задачи

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

videouroki.net



Тренировка слуховой памяти. Игры: «Зашифрованные имена», «Первая-одинаковая».

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

https://resh.edu.ru/



Тренировка зрительной памяти. Игра «Зашифрованные имена».

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

interneturok.ru



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игры и упражнения на развитие логического

мышления.

https://resh.edu.ru/



Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

https://uchi.ru/



Развитие быстроты реакции. Чайнворд - картинки. Задание по перекладыванию спичек.

Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления.

videouroki.net



Тренировка концентрации внимания. Скороговорки и чистоговорки.

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

https://resh.edu.ru/



Тренировка концентрации внимания. Конкурс скороговорок.

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

interneturok.ru



Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

https://resh.edu.ru/



Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей.

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

https://uchi.ru/



Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

videouroki.net



Совершенствование воображения Игра «Дорисундия». Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

https://resh.edu.ru/



Развитие быстроты реакции, мышления. Игры с числами.

Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции».

interneturok.ru



Тренировка концентрации внимания. Игра «Не верь своим глазам». Совершенствование мыслительных операций.

Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи.

https://resh.edu.ru/



Тренировка внимания. Игры – головоломки. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

https://uchi.ru/



Тренировка слуховой и зрительной памяти. Игра «Зашифрованные имена». Игры – головоломки.

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления, воображения..

videouroki.net



Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей.

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

https://resh.edu.ru/



Конкурс эрудитов.


Соревнования, конкурсы, головоломки.

interneturok.ru

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Внеурочное занятие "Развивайка"

Автор: Аникеева Ирина Геннадьевна

Дата: 18.09.2024

Номер свидетельства: 656374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства