Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Развивайка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Имеет социально-педагогическую направленность.
Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Развивайка"»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности « Развивайка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Имеет социально-педагогическую направленность.
Рабочая программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыковучащихся.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Развивайка» разработано с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах.
Планируемые результаты курса
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, которое включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания, которое предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания, которое включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
В том числе:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей;
стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Метапредметныерезультаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учиться планировать учебную деятельность;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на занятии и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметныерезультаты
Учащиеся должны уметь:
делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова;
отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник,
многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки, схемы, чертежи.
Логически-поисковые задания (5 ч)
В 4 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из нескольких суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой и зрительной памяти (9 ч)
Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч). В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по функциональной грамотности. (5 ч)
Использование тренажёров по функциональной грамотности способствует развитию умений применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Выполняя задания тренажёров, обучающиеся расширяют кругозор, узнают много нового, проводят необычные опыты, учатся работать со словарями.
Материально- техническое
и учебно - методическое обеспечение рабочей программы
Методические пособия:
1.О.А.Холодова « Юным умникам и умницам ». Информатика, логика, математика.
Методическое пособие, 4 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
2. Рабочая тетрадь ( 2 части), О.А.Холодова « Юным умникам и умницам ». Информатика, логика, математика. 4 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
3. Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.
В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г.
9. Тренажёры по функциональной грамотности для 4 класса..
10. Мультимедийные пособия: компьютер, экран, диски с записями заданий.
11. Методическое обеспечение : разработка занятий, наглядные пособия, подборка информационной и справочной литературы, кассеты с записями детской музыки и т.д. ,треугольники, разрезные карточки, книги серии «Развивающие игры», простой и цветной карандаши, краски, настольные игры, учебная доска.
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п
Дата
Тема занятия
Форма
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Тестирование.
interneturok.ru
Развитие концентрации внимания. Игры - головоломки. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Игры на развитие логического мышления
https://resh.edu.ru/
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Игры: «Внимание», «Зашифрованные слова», « Не верь своим глазам»
Игры на развитие внимания.
https://uchi.ru/
Тренировка слуховой памяти.
Игра «Первая-одинаковая».
Игры на развитие памяти.
videouroki.net
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра «Внимание», «Найди фигуру»
Игры на развитие памяти.
https://resh.edu.ru/
Развитие логического мышления. Игры – головоломки. Обучение поиску закономерностей.
Игры на развитие мышления.
mersibo.ru
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Игры на развитие внимания, воображения, мышления.
https://uchi.ru/
Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра « Так же, как..», «Дочь, дядя»
Задачи и упражнения на развитие логического мышления, воображения, внимания.
mersibo.ru
Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций.
Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.
interneturok.ru
Тренировка внимания. Игра «Внимание». Развитие умения решать нестандартные задачи
Игры и упражнения на развитие внимания и мышления.
https://resh.edu.ru/
Тренировка слуховой памяти.
Игра «Закодированное слово»
Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.