Просмотр содержимого документа
««Внеурочная работа в аспекте культурно- просветительской деятельности с обучающимися в рамках реализации ФГОС»»
«Внеурочная работа в аспекте культурно- просветительской деятельности с обучающимися в рамках реализации ФГОС»
Содержание
Внеурочная деятельность как вид культурно-просветительской деятельности образовательной организации общего образования
Технология разработки внеурочной работы
Использованная литература
1. Внеурочная деятельность как вид культурно-просветительской деятельности образовательной организации общего образования.
Современные процессы модернизации развития общего образования сопровождаются существенными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Достижение результатов освоения основной образовательной программы с позиции деятельностного подхода становится возможным посредством четко организованной деятельности образовательного учреждения – урочной и внеурочной.
Внеурочная деятельность представляет собой новые развивающиеся формы взаимодействия ученика и педагога по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности.
Основные задачи внеурочной деятельности.
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно – оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Ведущими направлениями внеурочной деятельности являются духовно-нравственные, физкультурно-спортивные и оздоровительные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные виды, обеспечивающие индивидуальные потребности развития школьников и способствующие их воспитанию.
Педагогические коллективы школ, разрабатывая программу внеурочной деятельности, используют разнообразные формы деятельности учащихся, такие как:
Школьные, научные общества;
Конференции;
Соревнования;
Диспуты;
Экскурсии и др.
В тоже время в практике школы недостаточно уделяется внимание развитию культурно-просветительской работы, которая обладает большими, потенциальными возможностями в развитии духовных сил и внутреннего, личностного потенциала школьников.
Культурно-просветительская деятельность – это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества.
Культурно-просветительская деятельность преподавателя-организатора включает такие формы организации внеурочной деятельности школьников как: прослушивание лекций деятелей культуры, науки и образования; работу школьных клубов по интересам, посещение музеев, проведения лектория, организацию тематических дней по формированию безопасного образа жизни и сохранению здоровья школьников и др.
Цель таких мероприятий заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры и науки, расширении общего кругозора, развитии культурных интересов и потребностей.
Условием успешности решения культурно-просветительских задач является и систематическая работа с родителями. Единые дни для родительских собраний, где обязательно проводятся встречи со специалистами в области образования и развития детей, лекции по актуальным темам воспитания и организации познавательной деятельности школьников, беседы - такие формы взаимодействия с родителями становятся обычными для образовательного учреждения. Во многих школах также проводятся лектории для родителей по следующей тематике: укрепление здоровья школьников, условия успешного обучения школьников, способы решения конфликтных ситуаций и др.
Задачи:
- формирование коллектива класса;
- воспитание любви к своей Родине;
- раскрытие творческих потенциалов каждого ребенка;
- раскрытие способностей к эмпатическому взаимодействию
- формирование общей культуры;
- пропаганда толерантного отношения.
Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей. Включает в себя существенное обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, определяет дальнейшее развитие. Не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, развивает свои силы, внутренний личностный потенциал. Создавая культурно-просветительскую внеурочную деятельность, воспитатель воспитывает базовую культуру личности – создать предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства. Обращение в процессе воспитания к истокам культуры, культурному наследию предполагает освоение многообразного мира ценностей, которые обеспечивают развитие свойств, качеств, ориентаций личности в гармонии с самим собой, с социальным окружением, другими людьми, с обществом. Освоить и реализовать все ценности культуры невозможно, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личностных устремлений, уровня образования, психофизических особенностей.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни,где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».
Выводы:
1. Внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.
2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
4. Создавая культурно-просветительскую внеурочную деятельность, воспитатель воспитывает базовую культуру личности – создать предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства.
При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:
1.Возрастает активность личности, которая способствует повышению познавательной активности.
2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности.
3. Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации.
4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе.
5. Эффективнее осуществляется социализация личности.
2. Технология разработки внеурочной работы.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности:
- запросы родителей, законных представителей учащихся;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
-возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Исходя из выше изложенного мы видим, что особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Сегодня нет единых требований к структуре программы внеурочной деятельности. На основе анализа особенностей внеурочной деятельности и требований к структуре образовательных программ дополнительного образования детей мы предлагаем включить в структуру программы внеурочной деятельности следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, ожидаемые результаты и способы их отслеживания, обеспечение программы, рекомендуемая литература.
В пояснительной записке важно привести обоснование программы, которое в первую очередь должно включать анализ преемственности программы внеурочной деятельности с основной образовательной программой определенной ступени образования (начального, основного, среднего (полного)) и с требованиями ФГОС общего образования. При этом особо важно указать, с какими обязательными предметами основной образовательной программы связана данная программа, в чем состоит преемственность программ. Также необходимо обосновать социальный заказ, на реализацию которого направлена данная программа. Кроме того, можно показать ее достоинства, педагогические возможности, перспективность для ее участников. Можно указать возможности, существующие в учреждении для реализации данной программы, отразить ее специфику, отличие данной программы от других, похожих или близких по содержанию. При обосновании программы можно отметить следующие моменты: нормативно-правовую базу ее разработки и реализации, актуальность программы, ее назначение и место в системе внеурочной деятельности и системе воспитательной работы учреждения. В этом разделе программы указывается также, для каких категорий детей предназначена данная программа (возраст, пол и т.д.). В обосновании программы необходимо указать и обосновать главные принципы, ведущие идеи, цель и задачи программы, объем часов, режим и продолжительность занятий. Можно показать логику программы, основные формы и методы ее реализации. В пояснительной записке в логике реализации целей и задач программы необходимо указать ожидаемые результаты реализации программы: какие предметные, метапредметные или личностные результаты возможно достичь в процессе ее реализации.
Содержание программы может включать в себя структуру программы, учебно-тематическое планирование, описание примерного содержания основных разделов программы. Структура программы должна содержать разделы, темы, этапы ее освоения, время реализации тем или этапов, перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы.
Учебно-тематическое (календарно-тематическое) планирование и его содержание определяются особенностями реализуемых функций. Если в основе программы лежит образовательная деятельность, то содержание может быть представлено в виде учебно-тематического плана по годам обучения. Учебно-тематический план содержит наименование разделов (тем), всего часов на их освоение, количество часов теории и практики. Если программируется досуговая деятельность или социально-педагогическая деятельность, разрабатывается календарно-тематический план. Тогда в его содержании указываются подпрограммы, ключевые мероприятия, этапы и сроки их проведения.
Примерное содержание основных разделов программы должно содержать перечень основных тем программы, конкретизированный общими понятиями, теориями, правилами, а также содержание практической части курса. Важно также указать формы организации деятельности по программе. Очень трудно, а иногда и нет необходимости разводить содержание программы и формы его организации. Чаще всего конкретное содержание требует описания конкретных форм. Но иногда в этом разделе описываются специальные формы программы, направленные на реализацию разных целей или направлений деятельности. Важно, чтобы содержание программы наиболее полно отражало реализацию ее целей. Часто в содержании программы указываются ожидаемые результаты освоения тем или отдельных разделов программы.
Ожидаемые результаты и способы их отслеживания. В стандартах второго поколения выделяются два вида требований к результатам общего образования: требования к результатам, выраженные в ключевых компетентностях ученика (в нашем случае, функциональный результат), и требования к усвоению программ общего образования, выраженные в перечне возможностей ученика по выполнению практических действий с использованием знаний и умений по основным содержательным линиям учебных предметов, изучаемых в школе (интегральный результат).
Функциональный результат определяется уровнями освоения основных функций: образовательных (обучения, воспитания, развития) и социально-педагогических (оздоровления, социальной поддержки, адаптации и т.д.). Интегральным образовательным результатам соответствуют непосредственные результаты образовательного процесса, требуемые в соответствии с ФГОС общего образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные — инструментальных, предметные — в основном когнитивных.
В этом разделе могут быть описаны разные уровни результата:
1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Кроме того, в этом разделе указываются технологии отслеживания результатов: портфель достижений школьника, наблюдения, анкетирование, опросы и др. Могут быть представлены формы фиксации результатов, критерии и показатели их анализа.
Обеспечение программы. Система обеспечения программы может включать следующие компоненты. Методическое обеспечение – методики организации работы, дидактический материал, исследовательскую и издательскую деятельность по программе. Информационное обеспечение – информационные ресурсы, способы получения и обработки информации. Организационное обеспечение – установление систематического взаимодействия по программе с учреждениями, организациями или другими субъектами. Материально-техническое – необходимые материалы, оборудование, денежные средства. Кадровое – приглашение специалистов по разным вопросам программы.
Рекомендуемая литература. Список литературы может быть составлен отдельно для детей и взрослых. Иногда составляются списки литературы по темам, занятиям или разделам программы.