Внеурочная деятельность, первый шаг к изучению профессий в начальной школе
Внеурочная деятельность, первый шаг к изучению профессий в начальной школе
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д. Учитель начальных классов, используя эти формы работы, получает большие возможности для общения с детьми, а также для привлечения родителей к активному участию в жизни класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность, первый шаг к изучению профессий в начальной школе»
Расширение кругозора учащихся начальной школы о мире профессий через внеурочную деятельность.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д. Учитель начальных классов, используя эти формы работы, получает большие возможности для общения с детьми, а также для привлечения родителей к активному участию в жизни класса.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию такого важного качества, как наблюдательность, которая способствует обогащению знаниями об окружающем мире. Для того чтобы наблюдения не были хаотичными, импульсивными, их четко продумывают и организуют.
В начале экскурсии идет общее наблюдение предметов, картин природы или других объектов, а уже затем обращают внимание детей на отдельные объекты, процессы (изготовление и оформление игрушек, приготовление теста для тортов, их роспись, рождение новой книжки или карандаша и т д.). Дети детально с ними знакомятся.
Таким образом, ребята узнают не только о мире профессий, но и о том, какие предприятия существуют в городе, знакомятся с содержанием труда и с людьми, которые показывали, рассказывали, отвечали на вопросы, а иногда и угощали ребят. Это способствует социализации учащихся младших классов, формирует умение описать увиденное, транслировать информацию другим детям.
Как объект наблюдения необходимо обязательно выделить труд людей, его характер. Ученикам рекомендуют присмотреться, как работают люди. Ведь это настоящие мастера своего дела! Здесь же следует вывод о пользе труда.
Во время наблюдений большое значение имеет вариативность заданий:
– «рассмотри по плану»; – «опиши по виду»; – «сравни»; – «сделай вывод» и т.д.
При этом уровень самостоятельности учащихся должен постоянно возрастать. Учителю важно научить детей находить, открывать для себя мир прекрасного не только в природе, но и в объектах общечеловеческой культуры, труде людей (фабрики, типографии, студии, музеи и т.д.).
Потом экскурсия обсуждается. Детям предлагают поделиться своими впечатлениями, задать вопросы. Выражение эмоциональной оценки нельзя откладывать надолго, так как у детей быстро снижается острота впечатлений, пропадает потребность высказаться. Важно подчеркнуть, что во время беседы необходимо соблюдать дружеский тон общения, искренне делиться своими мыслями и чувствами, всячески поощрять активность учащихся, выражающуюся в желании что-то спросить, дать оценку увиденному. Надо отметить, что беседы формируют культуру речи, мышления.
Такой же интересной экскурсией может быть посещение фабрики «Пермская». Ученикам рассказывают и показывают, как делают конфеты. Ребята знакомятся с выставкой конфет в музее фабрики, где представлены конфеты начиная с 1892 года. Так, например, посетив кондитерскую фабрику «Пермская», ребята не только с увлечением рассказывали об этом в своих сочинениях, но и на уроках ИЗО рисовали увиденное.
Дети видят, как идет приготовление теста для пряников и печенья, как происходят их выпечка и глазировка, как можно рисовать «кремовыми красками». Они начинают понимать, как тяжел труд кондитера.
Экскурсии на различные предприятия играют важную роль в расширении кругозора школьников, накоплении знаний о труде. Они имеют огромное воспитательное значение в формировании нравственных черт личности. В роли экскурсоводов выступают сами работники фабрик и комбинатов. Они рассказывают, что работа мастера требует большой сосредоточенности, аккуратности и точности исполнения. Особенно привлекают ребят аппараты, станки, машины, с помощью которых изготавливается продукция. Дети подолгу смотрят на их работу и спрашивают, для чего они служат и как ими пользоваться.
Мы побывали на многих экскурсиях ( показ слайдов)
, а одно из наших любимых мест – это библиотека 21. Здесь интересно, в доступной форме библиотекарь может рассказать ребятам о значении книг в жизни людей, об истории их происхождения, о тех, чей труд вложен в создание книг.
Дети во время такой экскурсии с большим интересом слушают рассказ, рассматривают книги, иллюстрации, знакомятся с интересными словами: папирус, форзац, титульный лист, тираж, формуляр и т.д. Ребят, как правило, интересует многое: как печатают книги, кто рисует картинки и т.д.
Так, например, посетив библиотеку № 21 ребята на уроках технологии сами учились делать книги. Они выступали в роли переплетчиков и художников-оформителей, редактора, корректора, дизайнера, печатника.
Такие экскурсии помогают решить еще одну из главных задач – задачу трудового воспитания младших школьников. Дети получают опыт общения вне класса и школы, потом знания и впечатления, полученные на этих мероприятиях применяют на уроках, в конкурсах, в рисунках, сочинениях, в проектной деятельности, отражают в индивидуальных выступлениях на конференциях.
В этом нам могут помочь экскурсии в музеи, на выставки, фабрики, заводы, в институты и люди, которые там работают.
Восприимчивость к красоте делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Открывать перед детьми дверь в мир знаний – значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет щедро делиться с людьми.
Приобщение детей к миру профессий – это путь к успеху.