Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
В статье рассматриваются вопросы организации внеурочной деятельности в условиях-школы-интерната.На каждом занятии создаётся атмосфера творчества, раскрываются возможности и увлечения каждого ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
Внеурочная деятельностькак важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Согласно Федеральному учебному плану для специальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов образования.
Правильно организованная система внеурочной деятельности в школе –интернате для детей с нарушениями интеллекта может максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Кроме того, внеурочная деятельность в специальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Направления внеурочной деятельности начальных классов Новооскольской специальной школы-интерната решают вопросы нравственного воспитания, спортивно-оздоровительного, общекультурного и социального, они разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 1-4 классах - это курс «В мире книг», «Поиграем, посчитаем», «Лечебная физкультура». В первом классе - «Азбука безопасности», во втором - «Мир на ладошке», в 3-4 классах «Православная культура».
А теперь немного подробнее о каждом направлении.
Программа внеурочной деятельности по курсу ««В мире книг»» для 1-4 классов
имеет следующую цель – раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
- обогащать опыт детей посредством посещения библиотеки.
Основной формой организации процесса обучения является занятие, при проведении которого используется один из основных видов деятельности: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество. На занятиях дети играют, отвечают на вопросы, инсценируют произведения, просматривают презентации, которые знакомят их с творчеством писателей. Положительный результат такой деятельности - постоянное участие наших обучающихся в муниципальных конкурсах, которые проводит городская детская библиотека, где наши дети занимают призовые места.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Поиграем, посчитаем» решает задачи формирования и развития интеллектуальной активности, интереса к предмету -математика, развития логического мышления и элементарных математических способностей.
На занятиях в доступной форме даются детям количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности, в обыденной жизни; повышается уровень общего развития обучающихся с умственной отсталостью, корригируются недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивается речь, внимание, память, мышление, элементарные исследовательские умения; воспитывается работоспособность, терпение, самостоятельность, трудолюбие. Занятия строятся так, что в процессе работы формируются и развиваются коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. В школе появились новые пособия , которые мы активно используем на уроках и на внеурочных занятиях. Дары Фрёбеля состоят из 14 блоков и позволяют организовать игровую деятельность по развитию пространственной ориентировки, закреплению знаний о цвете, форме, величине предметов.
» Волшебный комодик» помогает развивать мышление и зрительное восприятие. »Большой шнуровальный набор» позволяет развивать мелкую моторику. «Лабиринты» дают возможность упражнять в умении ориентироваться на плоскости. Все пособия красочные и очень нравятся детям. Кроме этого на занятиях проводим экскурсии, где различаем цвет, форму, величину предметов окружающей действительности.
Программа обще интеллектуального направления «Мир на ладошке» представляет собой организацию внеурочной деятельности школьников 2 класса.
На этих занятиях дети получают сведения о природе нашей страны в целом и Белгородской области в частности. Они узнают о взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в местах отдыха, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. После прохождения определённого блока устраиваются викторины, экскурсии, конкурсы, выставки творческих работ.
Целью программы внеурочной деятельности по курсу «Азбука безопасности» является формирование обязательного минимума знаний и умений для безопасного поведения в школе, дома, на улице. В программе занятий содержатся четыре блока:
-ориентация в окружающем мире;
- опасные ситуации, возникшие в жизни;
- основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи;
- безопасность на улицах и дорогах, поведение в транспорте.
Программа «Азбука безопасности» имеет цель не механическое заучивание правил, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения, совершенствуется самоуправление поведением.
Занятия по православной культуре формируют прежде всего необходимые личностные качества у детей и приобщают к православной культуре.
Данная программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач
- преподавание знаний, необходимых для формирования целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих положительными качествами характера. Учащиеся учатся узнавать доброе в поступках святых, собственных поступках и окружающих людей, определять свое эмоциональное отношение к поступкам; замечать и различать в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры основные компоненты.
В дальнейшем учителя начальной школы будут обмениваться опытом по проведению мероприятий внеурочной деятельности и решать задачи воспитания и социализации детей с нарушениями интеллекта, так как практика показывает, что использование различных технологий, форм и методов внеклассной работы оказывает благотворное влияние на интеллектуальный уровень воспитанников.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование.[Текст]/Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М.,2011г. 2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.[Текст]/Д. В. Григорьев,П. В. Степанов. - М. ,2010г. 3. Асмолов ,А. Г. Бурменская, Г. В. Володарская ,И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.[Текст]/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская .- 3-е изд. - М., 2011г.