Внеклассные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников
Внеклассные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников
Доклад на тему "Внеклассные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Внеклассные занятия, как средство развития навыков сотрудничества со сверстниками учащихся 3 класса
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Исполнитель:
Яковлева К.И.,
студентка 4кп группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель
Камышлов, 2020
План
Введение
Актуальность темы.
Цель и задачи доклада.
Основная часть
Сущность и необходимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества и на создание оптимальных условий для осуществления данного процесса во внеурочной деятельности.
Понятия «навык», «сотрудничество» и «внеклассные занятия».
Проблема сотрудничества и его роли в социализации детей в процессе развития.
Описание основополагающей задачи образования в начальной школе через введение внеклассных занятий, направленных на развитие навыков сотрудничества со сверстниками учащихся 3 класса.
Заключение
Список литературы
В условиях динамично меняющегося современного общества, человек должен обладать качествами, которые позволили бы ему быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменениям, уметь быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего, в плане общения. Коммуникативная компетентность в общении становятся ключевым фактором успеха в любой сфере жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных навыков общения и сотрудничества способно привести к множеству конфликтов в любом коллективе при совместной деятельности: в семье, школе, на рабочем месте.
На третьем году обучения в начальной школе педагог уже в состоянии «видеть» всю картину личностного развития каждого ребёнка и имеет возможность осуществить должную коррекцию учебного и воспитательного процесса с учётом слабых сторон и негативных проявлений.
К третьему классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль не только в учебной работе, но и в осуществлении взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками учебного процесса. Поскольку дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью, часто не имеющей избирательного характера для педагогов начальной школы становится актуальным вопрос формирования у выпускников начальной школы правильной модели сотрудничества с окружающими. Значительная роль в этом процессе отводится формированию навыков сотрудничества со сверстниками, так как именно характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками во многом определяет всю социальную ситуацию развития, а наиболее подходящим инструментом реализации способна выступить правильно смоделированная система внеклассных мероприятий.
Исследования в области сотрудничества и взаимодействия младших школьников в условиях образовательной деятельности проводили: В. В. Давыдов, Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, А. А. Чернова, В. К. Дьяченко, Р. А. Овчарова, Н. В. Ладыженская и др.
Внеклассные занятия (внеурочная деятельность) школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта и согласно базисному учебному плану становится обязательным элементом школьного образования, поднимающим перед педагогическим коллективом проблему организации развивающей среды для обучающихся.
Целью доклада является определить возможности использования внеклассных занятий для развития навыков сотрудничества со сверстниками учащихся 3 класса.
В соответствие с поставленной целью определены задачи:
- раскрыть сущность и необходимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества и на создание оптимальных условий для осуществления данного процесса во внеурочной деятельности;
- определить понятия «навык», «сотрудничество» и «внеклассные занятия»;
- рассмотреть проблему сотрудничества и его роли в социализации детей в процессе развития;
- описать основополагающую задачу образования в начальной школе через введение внеклассных занятий, направленных на развитие навыков сотрудничества со сверстниками учащихся 3 класса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества и ориентирует педагогов на создание оптимальных условий для осуществления данного процесса в урочной и внеурочной деятельности. Так, к концу третьего класса обучающийся начальной школы должен достичь таких метапредметных результатов, как: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь право отстаивать свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Вместе с тем, с утверждением Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы», вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и началом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования), большое значение в образовании стали уделять становлению системы оценки качества образования, в которой одним из главных требований обозначено формирование коммуникативных умений и навыков сотрудничества.
В трудах многочисленных последователей Л. С. Выготского проблема сотрудничества и его роли в социализации детей в процессе развития получили наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование. Так, В. В. Давыдов стал основоположником отечественной психолого-педагогической теории обучения и воспитания. В.В. Давыдов за основу своей теории считал высказывание Л.С. Выготского о том, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством».
Для процесса освоения детьми материальной и духовной культуры свойственно формирование навыков, образующих базисную основу для формирования целостной картины поведения ребёнка и определяющих его отношение к окружающей действительности: к своей деятельности и к деятельности окружающих на конкретном этапе возрастного развития. Эти отношения составляют сущность социальных ситуаций развития и их необходимо специально и своевременно выстраивать. В этих условиях, основной психологической задачей для педагогов становится проектирование условий возникновения и развития навыков сотрудничества со сверстниками, соответствующих возрасту детей.
Поскольку урочная деятельность больше направлена на усвоение предметных универсальных действий, наибольшую эффективность в развитии навыков сотрудничества со сверстниками имеют внеклассные занятия, в связи с этим возникает необходимость в детальном раскрытии понятий по теме исследования: «навык», «сотрудничество» и «внеклассные занятия».
На основе определений, представленных в педагогическом словаре, установлено, что навык – «сформировавшийся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках) автоматизированный (т. е. осуществляемый без непосредственного участия сознания) компонент деятельности. Навык и умение соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения. Навыки возникают и закрепляются в результате того, что успешные действия, операции, движения, оправдавшие себя способы саморегуляции постепенно отбираются и закрепляются.
В педагогике под термином «сотрудничество» принято понимать совместную деятельность ученика с учителем и другими учениками. Сотрудничество неразрывно связано с понятиями «взаимодействие», «общение» и «занятия» т.к. включает в себя и взаимодействие, и общение.
По определению педагогического словаря общепринятых определений, внеклассные занятия – «это события, мероприятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них».
Как показывает практика, в начальной школе у детей чаще всего проявляется эгоцентрическая позиция в отношении окружающих: ребёнок «зациклен» на себе, сфера его интересов ограничивается его «собственным Я», а сверстники рассматриваются им только как партнеры по игре.
Если для предшкольной ситуации развития ребёнка характерна потребность в общении с ровесником как собеседником, то в школьной ситуации ребёнок начинает учитывать, согласовывать и координировать действия партнёра. В то же время, направленность на сверстника у ученика 3 класса проявляется ситуативно и неустойчиво: критически относится как к себе, так и к сверстникам (обращается к другому ребёнку, приводит доводы, высказывает своё мнение, критикует и выслушивает критику в свой адрес, добивается согласования мнений). Ученик 3 класса уже способен усматривать противоречие между привычным способом действия и условиями новой задачи совместной деятельности, а также выстраивать отношения друг с другом, направленные на разрешение этого противоречия.
Недостаточное внимание педагога к проблемам общения между детьми может привести к возникновению случаев негативного проявления общения в группе: агрессия при взаимодействии и изолированность отдельных учащихся от остальной группы.
Неудовлетворенность в общении со сверстниками неблагополучно сказываются на всех сферах жизни ребёнка: от поведения до успеваемости, что способно подтолкнуть его на совершение различных противоправных поступков. Нередко в случаях неблагоприятного социального положения младшего школьника в группе сверстников требуется вмешательство социального педагога и школьного психолога.
Основополагающей задачей образования в начальной школе, а именно в 3 классе, через введение внеклассных занятий становится помощь ребёнку в усвоении общечеловеческого опыта, который из «внешнего» со временем должен преобразоваться во «внутренний». Присвоение общечеловеческого социокультурного опыта в дальнейшем способствует преобразованию природных способностей младшего школьника до возможности «второго рождения» через самоактуализацию, открытие своего «Я», саморефлексию и выбор собственного пути в жизни.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочется отметить, что решение проблемы формирования навыков сотрудничества младших школьников со сверстниками не может обойтись без комплексного подхода к ситуации, включающего поэтапные и целенаправленные действия педагога при поддержке других школьных специалистов, а внеклассные занятия выступают отличным средством развития навыков сотрудничества со сверстниками.
Список литературы
А. З. Зак. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Учебно – методическое пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 2004.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
Мкртычева Н. М., Икоева И. Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. №3
Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598
Погорский Э. К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. – 207с.
Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации // Социологический альманах 2014.
Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации // Социологический альманах. 2014. № 5
Смирнов С. Д. От стиля деятельности к стилю общения // Национальный психологический журнал. 2010. №1