Внедрение авторской программы внеурочной деятельности как пример обновления содержания и форм воспитательной работы в условиях реализации ФГОС
Внедрение авторской программы внеурочной деятельности как пример обновления содержания и форм воспитательной работы в условиях реализации ФГОС
Внедрение авторской программы внейрочной деятельности в статье рассматривается на примере авторской программы внеурочной деятельности Е.Н. Волковой "Школа нравственности"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение авторской программы внеурочной деятельности как пример обновления содержания и форм воспитательной работы в условиях реализации ФГОС»
«Внедрение авторской программы внеурочной деятельности как пример обновления содержания и форм воспитательной работы в условиях реализации ФГОС»
Волкова Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Казинская СОШ»
Валуйского района Белгородской области
Салихова Вера Николаевна Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Казинская СОШ»
Валуйского района Белгородской области
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
На основе концепции духовно-нравственного воспитания Волковой Е.Н. была разработана программа по внеурочной деятельности «Школа нравственности» для учащихся начальной школы, которая, по нашему мнению, соответствует требованиям ФГОС в плане содержания и форм работы.
Программа «Школа нравственности» представляет собой целостную систему духовно-нравственного воспитания и способствует осознанному восприятию и принятию обучающимися базовых национальных ценностей:патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.
Содержание программы направлено на развитие нравственного сознания личности, умения оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, на формирование эмоциональной отзывчивости, умения осуществлять нравственный выбор.
Программа сочетает инновационные и традиционные формы работы: творческие и исследовательские работы и проекты, работу с художественной и краеведческой литературой. Занятия проводятся в форме: тематических и познавательных бесед; тематических диспутов, дискуссий, круглых столов, творческих мастерских, экскурсий, коллективных творческих дел, социально-моделирующих игр, интерактивных путешествий и .т.п.
Изложение материала сопровождается теоретическими сведениями, письменными заданиями, вопросами на размышление, творческими заданиями на духовно-нравственные темы. Предлагаются не только упражнения, способствующие усвоению той или иной темы, но и обращается внимание детей на самооценку их собственных поступков. Такой подход позволяет детям обратить свое внимание на нравственную оценку современных явлений, собственную личность, осмыслить свои взаимоотношения с членами семьи, отношение к малой родине, и тем самым повысить потенциал своего духовно-нравственного опыта. Программа предполагает проведение занятий в форме живого диалога с детьми на актуальные для них темы, что повышает интерес и внимание учащихся, раскрывает их творческие способности; использование многочисленных приемов, повышающих продуктивность занятий. Рассматриваемые темы связаны с реальной жизнью детей, что позволяет им усвоить основные духовно-нравственные принципы бытия и следовать им в своей жизни.
Занятия рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства на основе живого и непосредственного включения ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. Использование в учебном процессе рассматриваемых материалов способствует тому, чтобы сокровища нашей духовной культуры стали для детей не только интеллектуальным багажом, знаниями, связанными с давно прошедшим временем, но и насущной потребностью, путеводителем в современном мире.
Для достижения метапредметных результатов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной и творческой деятельности младших школьников. Задания исследовательского характера позволяют детям учиться использовать различные способы поиска информации: в библиотеке, Интернете, а также расширить краеведческие знания.
С 2013 года на базе нашей школы осуществляется апробация авторской программы «Школа нравственности» сразу в нескольких классах начального звена. Положительные промежуточные результаты освоения программы позволяют делать выводы о том, что внедрение данной программы поможет учащимся не только сформировать понятия о базовых национальных ценностях, но и развить творческие и исследовательские способности и навыки, что в условиях реализации ФГОС играет немаловажную роль.