Просмотр содержимого документа
«Влияние режима дня на успеваемость школьника (исследовательская работа).»
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Кировский
«Влияние режима дня на успеваемость школьника»
(исследовательская работа)
Выполнила работу:
учитель начальных классов
высшей категории
Пузикова Марина Анатольевна
п. Кировский
2021 г
Сегодня, наряду с положительными изменениями, состояние школьного образования характеризуется снижением активности и интереса школьников к учебной деятельности, что ведет к низкой успеваемости. В этих условиях особую актуальность и важность приобретает решение проблемы оптимизации режима учебного дня, призванной содействовать укреплению и сохранению здоровья школьников, повышению их качества знаний.
А пока приходится констатировать, что за последние годы наблюдается увеличение заболеваемости детей и подростков. Вследствие чего, до 15% дошкольников не готовы к обучению в школе, а после 10 лет обучения число абсолютно здоровых, по разным данным составляет лишь 3% - 15%.
Цель исследования: выявить влияние режима дня на успеваемость и сохранение здоровья школьника.
Исследование проводилось в с 1 по 3 четверть 2014г. учебного года. Экспериментальной базой исследования был 1-й класс МОКУ СОШ № 1. В эксперименте участвовали учащиеся 1-го класса в возрасте 7 лет (17 человек).
Проблемой исследования является повышение уровня успеваемости учащихся, сохранение их здоровья через соблюдение распорядка дня.
Методы исследования: анкетирование «Режим дня школьника», сбор данных, анализ, наблюдение.
Гипотеза исследования: Если будет правильно организован распорядок дня школьника в семье и в школе, то пропуски уроков по болезни школьника снизятся, а, следовательно, уровень успеваемости ребенка будет выше.
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни должно осуществляться в совместной деятельности учителя и учащихся и родителей.
Поворот школы лицом к ребенку, уважение его личности, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, постановка ребенка в центр педагогического процесса — это сотрудничество учителя и ребенка, превращение его из ученика в учащегося.
Только здоровый физически и нравственно человек способен на великие свершения.
2
Оглавление
Введение
Основная часть «Влияние режима дня на успеваемость школьника»
1. Личная гигиена
2. Физическая нагрузка
3. Труд и отдых
4. Режим питания
5. Режим сна
6. Результаты наблюдения
Заключение
Список литературы
Приложение к исследовательскому проекту
3
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухудшения здоровья школьников. Результаты исследований свидетельствуют о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, в связи с этим, избранная тема исследовательской работы сегодня актуальна.
В качестве объекта исследования определено здоровье учащихся.
Однажды на классном часе мы вели разговор об успеваемости и о том, что или кто влияет на нашу успеваемость. Многие ребята считали, что на их успеваемость влияют учитель, родители, которые следят за выполнением домашних заданий, время года. Для кого-то успеваемость зависела от того, сколько времени человек спит, сколько гуляет на свежем воздухе, а сколько проводит за выполнением домашних заданий.
И я подумала: «От чего же зависит успеваемость в школе? Может быть, от режима дня?» Ведь не секрет, что режим дня имеет особое значение. Его необходимо соблюдать с первых дней жизни, от этого зависит здоровье и правильное развитие человека.
Я решила провести исследование, как режим дня моих учеников может влиять на их успеваемость. Для этого я предложила ребятам своего класса и их родителям принять участие в моём исследовании.
Цель исследовательской работы:
- проанализировать режим дня, распределить все важные и обязательные дела по времени;
- развить такие качества личности, как аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;
- доказать, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья, правильному физическому развитию и успешному обучению;
- представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Каждому ученику я раздала индивидуальную анкету «Режим дня школьника», где в течение недели он с родителями записывал продолжительность ночного сна, время выполнения домашних заданий, продолжительность прогулки на свежем воздухе (приложение I).
Мне хотелось выяснить, влияет ли продолжительность выполнения этих режимных моментов на учащихся, которые учатся хорошо, и учащихся, успеваемость которых ниже.
Исходя из проведенных наблюдений, я сделала вывод, как правильно нужно организовать режим дня.
4
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «Влияние режима дня на успеваемость школьника»
1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Большое значение в укреплении здоровья школьника должно принадлежать личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила личной гигиены, как и другие элементы здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполнятся в течение всей жизни.
Школьник приобретает гигиенические навыки, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила личной гигиены и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о личной гигиене является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.
Большинство навыков личной гигиены входит в режим дня (ежедневное опорожнение после сна мочевого пузыря и кишечника, утренняя гимнастика, утреннее, после туалета и перед едой умывание попеременно теплой и прохладной водой лица, шеи, груди, ушных раковин, полоскание полости рта, горла, промывание глаз и носовой полости, чистка зубов пастой на ночь, полоскание полости рта после еды для удаления остатков пищи, предупреждающее образование кариеса).
В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос. Каждый ребёнок должен иметь личные полотенце, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки, желательно отдельную посуду. После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.
Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь – мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.
5
С раннего детства ребёнок должен иметь отдельную кровать и комнату. Если выделить комнату невозможно, ему предоставляют самый удобный и светлый угол комнаты, который должен содержаться в идеальном порядке и чистоте.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха.
В настоящее время многие из нас ведут недостаточно активный образ жизни. Школьные уроки физкультуры не восполняют дефицит двигательной активности. Поэтому определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам, подвижным играм. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшается самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.
В школьном возрасте необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет нам сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться заинтересовать детей обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки. Подвижные игры позволяют удовлетворить потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.
Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять вечером после учебы. Систематическая ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. Особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.
3. ТРУД И ОТДЫХ
В течение жизни, 1/3 общего времени, человек участвует в трудовой (учебной) деятельности. Поэтому важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения в состоянии здоровья. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство. Захватывающая работа увлекает, отодвигает усталость. Труд
6
как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой, учебный процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце, сосуды.
Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления. К труду нужно приучаться с детства. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, правильно расположить необходимые книги, тетради. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Время на подготовку домашнего задания должно быть строго ограничено.
Необходимым условием является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Характер отдыха должен быть противоположен характеру занятий. В школе на переменах ребенок должен как можно больше двигаться вместе со всеми ребятами. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении координации движений, дыхательной системы, нервной системы.
4. РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Сегодня около 75% старшеклассников оканчивают школу с проблемами желудочно-кишечного тракта. Гастрит, появившийся в результате неправильного питания в школе, со временем все чаще приводит к таким печальным явлениям, как язвенная болезнь. Поэтому задача родителей – сделать все, чтобы желудки у малышей работали на все пять.
Режим питания у ребенка особый, и приучать к нему следует заранее. Первое важное правило – ребенок в школу должен идти сытый. И никаких йогуртов и простокваш. На завтрак ребенок должен получить теплую пищу: кашу, омлет, может быть, даже котлету. Переваренная пища поступает в кровь, та в свою очередь – в мозг, который благодаря правильному питанию активно работает. Результат – голова лучше соображает, и школьник лучше усваивает материал. Питаться ученик должен 4-5 раз в день. Причем завтрак должен быть питательным и горячим, а ужин легким, и никак не наоборот. Промежутки между приемами пищи должны быть не более трех-четырех часов: завтрак, обед, полдник и ужин.
Ребенок должен обязательно питаться горячей пищей, а не всухомятку. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Основное правило – как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов. Если ребенок принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и происходит усиленное выделение пищеварительных соков. Доказано, что при правильных
7
промежутках между кормлениями к часу приема пищи создается здоровый аппетит. При запаздывании с кормлением расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается выделение пищеварительных соков и постепенно пропадает аппетит.
Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи. Нельзя допускать, чтобы дети ели наспех, жадно, но не следует затягивать время пребывания ребенка за столом.
5. РЕЖИМ СНА
28 % школьников говорят, что они засыпают на уроках, по крайней мере, раз в неделю. 22 % не могут выполнить домашние задания из-за того, что очень хотят спать, а 14 процентов опаздывают в школу из-за того, что проспали. Четверо из пяти школьников, которые придерживаются рекомендованной продолжительности сна, имеют успеваемость хорошо, тогда как недосыпающие дети, как правило, показывают более низкие результаты. 28 % школьников жалуются на постоянную усталость.
Такие вот не очень радостные известия принесли исследования ученых о состоянии здоровья подростков. Но от родителей зависит, удастся ли наладить режим сна и отдыха у школьника. Ведь это повлияет не только на его успеваемость, но и на состояние его здоровья, которое закладывается именно в эти молодые годы.
Крепкий сон – залог гармоничного развития. Именно во сне формируется мозг, развивается тело, происходят восстановительные процессы. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того, чтобы крепко спать надо:
Во-первых, за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу, ужинать не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна.
Во-вторых, комната должна быть проветрена, ведь кислород главный элемент для восстановительных реакций в организме.
В-третьих, кровать и подушка должны быть максимально удобными, а тело максимально расслабленным.
В-четвертых, взять за правило забывать обо всем на ночь.
Очень важно ложиться и вставать в одно и тоже время, тогда организм привыкнет, тогда не возникнет проблем с засыпанием. Продолжительность ночного сна школьников 9-10 лет составляет 10,5 – 10 часов.
8
6. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Вместе с учителем, проанализировав заполненные анкеты одноклассников, мы заметили такую закономерность.
Те дети, которые учатся не очень хорошо, спать ложатся очень поздно, продолжительность сна – менее 10 часов, следовательно, по утрам тяжело встают, на уроки приходят сонными, опаздывают.
Есть и такие ребята, которые прогулки на свежем воздухе заменяют просмотром телепередач или компьютерными играми. Отсюда и проблемы с успеваемостью – переутомление, головные боли, ослабленное зрение, кислородное голодание.
Тем ребятам, которые явно не соблюдают распорядок дня, мы с учителем составили индивидуальные режимы и посоветовали следовать им каждый день (приложение III). Через некоторое время все ребята в классе заметили, что опоздания прекратились, на уроках уже никто не спит, а самое главное, успеваемость ребят повысилась.
Таким образом я убедилась, что режим дня несомненно влияет на успеваемость в школе.
9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей работы хочу еще раз подчеркнуть, как важно, особенно школьникам, соблюдать распорядок дня. В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.
Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит.
Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, совершать туристические походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, вызывает кислородное голодание. А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит.
10
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. - Ставрополь, 1977. - с 33.
4. Глушкова Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение, 1974.
5. Дичев Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.
6. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975.
7. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т - 19. с.63 - 64, т - 25. с.415 - 416.
8. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977.
Приложение I
Анкета «Режим дня школьника»
Продолжительность ночного сна (час.)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Прогулка на свежем воздухе (час.)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Приложение II
Продолжительность ночного сна учащихся 1 «В» класса
Продолжительность прогулки на свежем воздухе учащихся 1 «В» класса
Н икогда не забываю по утрам умыться! Буль - буль - буль журчит из крана, просыпаться нужно рано. И в постели не лежать, день зарядкой начинать.
Я - вода, вода, водица, приглашаю всех умыться, Чтобы глазки заблестели, чтобы щечки заалели. Вечером и утром дружно зубы нам почистить нужно. В руку щеточку возьмем, зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело, зубы чистим мы умело:
Сверху - вниз и справа - влево, снизу - вверх и снова влево. Их снаружи, изнутри ты старательно потри. Чтоб не мучиться с зубами, щетку водим мы кругами. Зубы чистим осторожно, ведь поранить десны можно... А потом что? А потом зубы мы ополоснем. Нам понадобится кружка. Улыбнитесь-ка друг дружке. Поработали умело! Наши зубки стали белы!
7 45- 800 Дорога в школу
А когда идете в школу, нужно слушаться без спора Указанья светофора. Нужно правила движенья выполнять без возраженья!
«Я, - Зеленый говорит, -
главный без сомненья,
Потому что открываю я для всех движенье.
И раскрашу целый свет
в самый мой любимый цвет».
«Самый важный - это я, -
Желтый отвечает. -
Потому что я один всех предупреждаю.
И поэтому, друзья, будет желтым всё, как я».
Красный крикнул: «Я главней,
надо согласиться.
Потому что я велю всем остановиться.
И поэтому, мой друг,
будет красным все вокруг».
Через улицу, мой друг,
Не беги на остановку.
Прежде осмотрись вокруг.
Жизнь дается только раз.
Не теряй ее сейчас!
Из автобуса, не глядя,
Тоже не беги вперед.
Подожди, пока отъедет,
И шагай на переход.
8 00 – 1230 Занятия в
школе
Как пришел ты на урок, на язык повесь замок! Далеко не прячь ключи! Там, где нужно, не молчи!
Перемена, перемена. Лезет первый «А» на стену. Очень дружно первый «Б» Весь стоит на голове.
Ну, а третий «А» и «Б» Восседают на трубе...
1230 – 1400 Обед, помощь по дому
Время есть и для полов, что я, разве маленький? Будет и обед готов, и просохнут валенки.
Ешь спокойно за столом, не глотай, как львица. Это вредно, и притом можно подавиться!
1 400 – 1700 Кружки, прогулка
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники в час этот маются,
А все ребята в кружках занимаются.
Занимайтесь волейболом, Греблей, плаваньем, футболом, Змеев пестрых запускай, На коньках зимой гоняй. Езди на велосипеде. И всегда стремись к победе. Сильным будь на радость всем, Славный маленький спортсмен!
1 700 – 1830 Выполнение домашних заданий
Лучше нет в урочный час сесть решать задачи, Чтоб прийти веселым в класс, в парту глаз не пряча!
1 830 – 2030 Ужин, досуг
Хорошо, когда готов ты к урокам в школе, Забивай хоть сто голов, нагуляйся вволю! Играй во дворе возле дома, играй на площадке знакомой. Но стройка и улица не для игры! И это правило для всей детворы!
С папой часто мы гуляем, В игры разные играем, Любим мы ходить в кино, Я люблю его давно
Чтобы ночью крепче спать, видеть сон хороший, Я советую гулять вечером погожим.
2 030 - 2100 Подготовка ко сну
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка,
Шейка, мойся,
Хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
День закончен. Ночь приходит, В небо звёздочки выводит, Сладкий сон с собой несёт, Тихо песенку поёт:
Спите славные малышки – Все девчонки и мальчишки, Птички, звери и сверчки, Червячки и паучки.
Наигралась детвора, Отдохните до утра. Ночь поёт, старается. Глазки закрываются.