kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды компетенций и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлено описание ключевых понятий (компетенция, компетентность), даны основные виды компетенций, которые, по мнению Дж. Равена, состоят в том, чтобы помочь людям развить компетенции и пользоваться ими как средствами достижения личностно значимых целей. Выделены 4 основные группы компетенций. В этой концепции ключевыми компетенциями называются такие компетенции, которыми должен обладать каждый член общества и их можно было бы применять в самых различных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды компетенций и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях »

Доклад «Виды компетенций и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях»

Начать свой доклад я хочу с пояснения своей темы. Для этого необходимо ознакомиться с основными понятиями, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Компетенция – (лат. competentia – принадлежность праву) – 1) круг полномочий какого – либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем.

Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса компетенций:

  1. Професиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности;

  2. Надпрофессиональные, необходимые, чтобы эффективно работать в организации;

  3. Ключевые, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Оксвордско – Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000».

На первый взгляд, первый пункт противоречит пониманию компетенции как универсальной составляющей любой деятельности. Однако этот класс компетенций объединяет те из них, которые являются общими, универсальными для любой деятельности, относящейся к определенному типу.

Основная цель конкретизации различных видов компетентности, как считает Дж. Равен, состоит в том, чтобы помочь людям развить их и пользоваться ими как средствами достижения личностно значимых целей. Вот его список видов компетенций:

  • Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

  • Тенденция контролировать свою деятельность;

  • Готовность и способность обучаться самостоятельно;

  • Поиск и использование обратной связи;

  • Уверенность в себе;

  • Самоконтроль;

  • Адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;

  • Склонность к размышлению о будущем: привычка к абстрагированию;

  • Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

  • Самостоятельность мышления, оригинальность;

  • Критическое мышление;

  • Готовность решать сложные вопросы;

  • Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

  • Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов;

  • Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

  • Отсутствие фатализма;

  • Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

  • Установка на взаимный выигрыш и широта перспективы;

  • Настойчивость;

  • Использование ресурсов;

  • Доверие;

  • Отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

  • Способность принимать правильные решения;

  • Персональная ответственность;

  • Способность к совместной работе ради достижения цели;

  • Способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

  • Способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • Стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;

  • Готовность разрешать людям принимать самостоятельные решения;

  • Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

  • Способность эффективно работать в качестве подчиненного;

  • Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

  • Готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Описанные виды компетентностей можно сгруппировать в зависимости от введения разных оснований для классификации. Можно выделить 4 основные группы, или класса компетенций:

  1. Осуществление деятельности в автономном режиме, самостоятельно (в том числе действие в неопределенных ситуациях и решение проблем);

  2. Осуществление деятельности в группе, команде;

  3. Осуществление управленческой деятельности;

  4. Обустройство своей личной жизни.

К первой группе относятся способность и умение самостоятельно определять и достигать свою значимую цель. Ко второй – способность и умение эффективно работать в интересах общей цели, к третьей – способность и умение координировать деятельность других людей для достижения цели, т.е. управлять, и к четвертой – способность и умение обустроить свою личную жизнь в данном социальном окружении.

В программе «Ключевые компетенции 2000» предложен набор квалификационных характеристик для школ, колледжей, работодателей. В предлагаемый набор вошли следующие группы умений:

  • Коммуникация (компетенции используются при ведении дискуссий, при использовании диаграмм и иллюстраций речи, чтении материалов и подбора необходимой информации для проекта, заполнении форм заявок и т.п., написании эссе).

  • Операции с числами (касается интерпретации численной информации, проведение вычислений и презентации выводов и заключений).

  • Информационные технологии (данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов).

  • Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей).

  • Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (данные компетенции к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению).

  • Разрешение проблем (эти компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов).

В Австрийской системе образования компетентностная модель для общеобразовательной школы выглядит следующим образом. Все компетенции разделены на 3 большие группы:

  1. Компетенции в определенных сферах деятельности.

  2. Социальные компетенции.

  3. Компетенции, направленные на самореализацию (личностная компетенция).

Компетенции в определенных сферах деятельности объединены в пять областей: язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение. Природа и техника. Они определены для 15 предметов: религия, немецкий язык, иностранный язык, история, география, математика, черчение, биология, химия, физика, музыкальная культура, художественная культура, трудовое воспитание, рациональное питание и домоводство, физкультура. Социальная и личностная компетенции объединяются под более общим понятием – «динамические способности».

В данной системе считается, сто наряду с компетенциями в определенных сферах деятельности учащимся следует прививать так называемые динамические навыки. Они должны готовить школьников к таким ситуациям, в которых им будет недостаточно только имеющихся знаний и приобретенного опыта, но которые потребуют от них нестандартных решений. Сюда относятся развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Эти компетенции дают в сумме личностную компетенцию. Наконец, способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде. Умение обозначать и разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других. Контактность и т.д. дают в совокупности социальную компетенцию.

Все названные компетенции должны обеспечивать три основные сферы жизнедеятельности человека:

  1. Трудовую (устройство на работу, обеспечение средств к жизни, самореализация, возможность карьерного роста);

  2. Личную жизнь (организация быта, состоявшаяся семейная жизнь, организация досуга, личное восприятие мира);

  3. Участие в общественной жизни (участие в принятии решения на различных уровнях, солидарность, участие в культурной жизни, развитие общественного единения).

В этой концепции ключевыми компетенциями называются такие компетенции, которыми должен обладать каждый член общества и их можно было бы применять в самых различных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды компетенций и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях

Автор: Коваленко Елена Владимировна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства