Ваш ребёнок пойдет в школу( материал для родителей 1 класса)
Ваш ребёнок пойдет в школу( материал для родителей 1 класса)
В папке содержаться материалы для проведения родительского собрания будущих первоклассников.
Учительзнакомит родителей с введением новых стандартов, перечнем учебников, особенностями УМК " Школа России". Предлагает родителям памятки " Как избежать ребенку первых трудностей"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ваш ребёнок пойдет в школу( материал для родителей 1 класса)»
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Родителям о новом стандарте (ФГОС НОО)
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Организация обучения в 1 классе
Готовимся в 1 класс
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?
Список учебников для 1 класса
Экипировка будущего первоклассника
Список необходимых школьных принадлежностей для учащихся 1 классов.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей будущих первоклассников
Психологическая готовность к школе
Кризис семи лет
Памятка для родителей будущих первоклассников
Родителям о новом стандарте (ФГОС НОО)
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: /db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте /catalog.aspx?CatalogId=223.
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
В начальных классах закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Поэтому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе. В МОУ « СОШ с.Агафоновка» обучение в 1-4 классах проходит по программе «Школа России».
Авторы проекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта – это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.
Задачи:
развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;
формирование естественной мотивации учения.
При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Программа «Школа России» призвана развить у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях.
Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа «Школа России» считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Комплект «Школа России» – самый востребованный на сегодняшний день в наших школах. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.
Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Организация обучения в 1 классе
Наполняемость класса – 12 человек.
Занятия в первых классах проводятся в первую смену.
Продолжительность учебного года – 33 учебные недели.
Каникулярное время в течение учебного года – не менее 30 дней. (С целью профилактики переутомления в середине третьей, самой продолжительной, четверти для первоклассников организуются дополнительные каникулы).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучающихся определяется учебным планом школы, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Максимальная нагрузка в течение дня соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 и составляет для обучающихся 1 класса – 4 урока в день и один день в неделю – не более 5 уроков за счет третьего урока физкультуры.
В первом классе применяется «ступенчатый» режим обучения с постепенным наращиванием учебной нагрузки в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый), в середине учебного дня (после второго урока) предусмотрена динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
Продолжительность большой перемены (для обеда обучающихся) – 20 минут.
В первом классе отметки не ставятся.
Готовимся в 1 класс
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?
Своё имя, отчество, фамилию.
Свой возраст и дату рождения.
Свой домашний адрес.
Свой город.
Страну, в которой живёт.
Ф. И. О. родителей, их профессии.
Времена года (последовательность, месяцы, приметы).
Различать и называть части суток.
Понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра.
Знать дни недели, их последовательность.
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов.
Виды транспорта.
Различать одежду, обувь, головные уборы.
Зимующих и перелётных птиц.
Фрукты, овощи, ягоды.
Знать русские народные сказки и уметь их рассказывать.
Знать геометрические фигуры.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6-10 картинок, предметов, слов.
Хорошо владеть ножницами.
Владеть карандашом.
Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин.)
Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур. Выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.
Экипировка будущего первоклассника должна соответствовать не только эстетическим и прагматическим требованиям, но и определенным гигиеническим параметрам.
Детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.
Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.
Выбирайте сменную обувь на нескользящей светлой подошве. Темная подошва оставляет черные следы на полу и даже стенах. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота составляет 5-10 мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Конечно – ранец.
Использование ранцев для переноски книг, тетрадей, учебных пособий более целесообразно, чем использование различного рода сумок, портфелей. Ношение ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки.
Для будущих первоклассников лучше приобретать ранцы весом не тяжелее 500 г. Материал, из которого сделан ранец, должен быть лёгким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, морозоустойчивым, удобным для гигиенической чистки, ярким по цвету. Такой ранец очень жизнеспособен и долгий в использовании!
Требования к цвету ранца связаны не только с эстетикой, но и с рекомендациями сотрудников ГИБДД. Яркий ранец сигналит автомобилистам, что ребёнок переходит дорогу. По этой же причине рекомендуем родителям одевать детей в яркую одежду.
Размеры ранца для первоклассников должны составлять в длину 300 - 360 мм, высоту передней стенки 220 - 260 мм, ширину 60 - 100 мм. Длина плечевых ремней должна быть 60 - 70 см. Ремни должны быть прочно закреплены посередине верхнего края в местах крепления ручки. В нижней части ремни должны иметь приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды.
Общий вес содержимого портфеля не должен составлять более 2 кг.
Особое внимание родители должны обратить на наличие жёсткой спинки ранца. Это очень важно для сохранения нормальной осанки детей школьного возраста. Если же родители всё-таки купили мягкий рюкзачок, не стоит отчаиваться, необходимо самостоятельно уплотнить заднюю стенку, прилегающую к спине ребенка.
Ранец для первоклассника должен быть удобным в использовании, не вредным для здоровья, и, желательно, даже приносить пользу.
Список необходимых школьных принадлежностей для учащихся 1 классов:
Тетради:
10 тетрадей в клетку, 12листов.
10 тетрадей в косую линейку, 12 листов.
10 обложек для тетрадей.
Обложки для учебников и учебных пособий.
Папка для тетрадей.
Дневник.
Папка для портфолио.
Пенал:
2 синие шариковые ручки.
2 простых карандаша.
Ластик.
Линейка 15 см.
Цветные карандаши, фломастеры.
Точилка для карандашей.
Папка для ИЗО:
Набор бумаги для акварели.
Гуашь (6 цветов), акварель (12 цветов)
Кисти (набор из 6 шт.)
Стакан-непроливайка.
Папка для труда:
Пластилин, доска для пластилина.
Набор цветной бумаги, цветной картон.
Ножницы с тупыми концами.
Клей-карандаш, клей ПВА.
Линейка 30 см.
Физкультурная форма:
Кеды или кроссовки на светлой подошве.
Спортивная форма для занятий в зале и на улице.
Психолого-педагогические рекомендации
для родителей будущих первоклассников
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе – это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе
Компоненты психологической готовности к школе:
мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);
волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения);
интеллектуальная готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);
социальная готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).
А знаете ли вы, что?
важен не объем полученных ребенком знаний, умений и навыков, а умение ими воспользоваться;
важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением, а не внешними аксессуарами школьной жизни (портфель, пенал, школьная форма и пр.) и желанием сменить обстановку;
детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием;
к моменту поступления в школу ребенок обязательно должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение;
перед школой дети плавно входят в кризис 7-ми лет, основными признаками которого являются: потеря детской непосредственности и импульсивности. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением и также старается обобщать свои переживания.
Рекомендации для родителей.
Это важно:
Психологически настроить ребенка к школе.
Воспитывать интерес к школе, желание учиться, уважение к педагогам, к их труду.
Рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе.
Вместе с ребенком рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение, радио и телепередачи. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
Приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго – это их утомляет. Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка, должны быть разнообразными по темам и жанрам.
Позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает?
Помнить о соблюдении режима дня и правильном полноценном питании ребенка развивать в ребенке чувство сострадания и заботу о ближнем.
Кризис семи лет
Обычно это происходит в 6-7 лет, но случается и раньше. Поведение любимого ребеночка внезапно меняется: вчера он был покладистым и ласковым, сам напрашивался в помощники, а сегодня протестует. Причем не против чего-то принципиально важного и конкретного — против повседневных требований, того, что он, казалось бы, давным-давно освоил.
Конечно, вчерашний малыш повзрослел: он уже не такой непосредственный и импульсивный, как прежде, уже может управлять своими эмоциями и обобщать свои переживания, стал реалистичнее смотреть на мир. Эти положительные перемены в поведении шестилетки всем родителям, конечно, нравятся. Но есть и новоприобретенные поведенческие реакции иного рода:
пауза — промежуток между обращением к ребенку и его реакцией. Создается впечатление, что он просто «делает вид, что не слышит», «издевается»;
спор — по поводу и без, практически всегда! И часто с аргументацией типа: «Почему ему можно (сравнение с другими членами семьи), а мне нет?»;
манерничанье и кривляние — новые нелепые, искусственные нотки в поведении ребенка. Как частный случай, нарочито «взрослое», излишне рассудительное поведение;
реакция на критику — определенно неадекватная. Малейшее замечание может вызвать бурные возмущения, крик и даже слезы.
Личностные кризисы имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.
Для этого в кризис 7 лет рекомендуется:
Избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.
На этом этапе родителям очень важно придерживаться в своей воспитательной стратегии принципа динамического равновесия, подразумевающего гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. То есть сын или дочь должны понимать, что получение новых прав сопряжено с появлением новых обязанностей.
Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
Примете то, что Ваш ребёнок вырос и постарайтесь относиться к нему соответственно. Активно поощряйте и поддерживайте стремление малыша к новому, более «взрослому» положению в жизни, приветствуйте самостоятельность детей.
Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, постараться подавать ему хороший личный пример.
Памятка для родителей будущих первоклассников
Правило 1. Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
Правило 3. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 4. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 5. Больше всего на свете в течение первого года учебы Ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себя человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.